Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника»

Тамара Бобылёва
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника»

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме :

«Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника»

Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Мнемотехника помогает развивать :

• ассоциативное мышление

• зрительную и слуховую память

• зрительное и слуховое внимание

• воображение

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника“» размещена в разделах

Основа обучения – развитие творческого познания.

Человеческая память устроена так, что в ней крепко удерживаются зрительные образы и ассоциации. Поэтому использование символов при пересказе помогает лучше и быстрее запомнить текст. Для пересказа сказки или рассказа можно составить мнемотаблицу.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация, то есть текст, зашифрованный значками.

Если правильно научиться работать с таблицей, можно значительно уменьшить время на выполнение задания.

Система работы по обучению детей моделированию на занятиях по речевому развитию.

Сначала при чтении текста мы выделяем главную мысль в каждом абзаце, и придумываем ей какой- то значок – символ. Если текст небольшой, но его трудно запомнить, можно придумать символы на каждое слово или словосочетание. В результате, после этого можно легко и быстро пересказать текст с опорой на символы.

В таблице можно изобразить главных героев сказки или рассказа, явления природы, какие – либо действия, то есть можно нарисовать всё то, что вы посчитаете нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было вам хорошо понятно.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. И как я говорила “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т. д. Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Занятия в младшей или средней группах состоит из нескольких этапов:

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах, или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?»

Занятия для старших дошкольников можно построить по другому принципу:

Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части.

Этап 2. Каждая часть кодируется (на начальном этапе – с помощью воспитателя, позднее дети самостоятельно кодируют информацию, причём символы они придумывают сами, давая волю своей фантазии).

Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы (ребёнок самостоятельно выбирает цвета карандашей, а может рисовать одним цветом).

Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.

Использование мнемотехнических приемов запоминания в работе с детьми дошкольного возраста

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.

У детей отмечается недостаточность произвольной памяти, несформированность рациональных приемов запоминания. В это же время дети обладают достаточными потенциальными возможностями интеллектуального развития. Формирование логической памяти может способствовать нормализации мнемонической деятельности в целом.

Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого. Этот прием называют мнемотехникой или мнемоникой, которая определяется как совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти.

Багаж памяти можно увеличивать, включая материал в игровые ситуации, поскольку детям легче усвоить задачу, опосредованную игровым мотивом.

ИГРА 1. Тренировка визуализации запоминаемых слов.

Пример со шмелем.

Слово можно увидеть. Вот, к примеру, ШМЕЛЬ.

Закройте глаза и попытайтесь представить себе живого шмеля. Сосредоточьтесь, не торопитесь и постарайтесь представить его так ясно, как будто видите его на самом деле.

Этого шмеля можно увидеть по-разному:

- Вы думаете о шмеле, стараетесь его представить, но не видите его четко. Перед глазами просто какое-то пятно. Вроде бы шмель, а может, и нет.

- Можно увидеть шмеля как на фотографии или как на картинке.

- А этот шмель в вашем воображении оживет. Вы видите, как он летает, садится на цветы. ДА ОН ЖИВОЙ!

Теперь нужно представить семь слов. Не забывайте ответить, как вы их видите:Ничего не вижу. Какое-то пятно. Как на картинке. Как наяву.

БАБОЧКА

ОЗЕРО

ДЕРЕВО

ЛЕСТНИЦА

ОБЛАКО

ЛЕС

ДОМ

Вспомните слова, которые вы представили, или нарисуйте их.

ИГРА 2. Тактильные, обонятельные соощущения при запоминании слов.

Пример с книгой и подушкой.

Слова можно не только видеть. Их можно слышать, нюхать, пробовать на вкус трогать. Вспомните шмеля… Его можно и видеть, и слышать. Слышите, ЖУЖЖИТ?

Вот вам три слова. Постарайтесь услышать слова:

КОЛОКОЛЬЧИК

МАШИНА

ВАЗА

Cлово можно потрогать, например, слово ПОДУШКА. Чувствуете, какое оно мягкое?

ПОТРОГАЙ слова:

КОЛЕСО

СТАКАН

ШАРФ

Некоторые слова легко понюхать или попробовать на вкус.

ЛИМОН – кисло, правда?

А как прекрасно пахнет слово РОЗА?

Понюхайте или попробуйте на вкус слова:

СОЛЕНЫЙ ОГУРЧИК

ЛЕС

ПЕЧЕНЬЕ

ДОЖДЬ

А теперь вспомните все слова, которые слышали, трогая, нюхая или пробуя на вкус в этой игре.

Напомню вам, первое слово: колокольчик.

ИГРА 3. Слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения при запоминании слов.

Пример с апельсином.

На самом деле одно и то же слово можно увидеть и услышать, потрогать, попробовать на вкус и понюхать.

Слово АПЕЛЬСИН.

Его легко увидеть – он такой яркий, оранжевый…

Нет ничего проще, чем почувствовать его запах и вкус…

А теперь представьте, что вы трогаете апельсин. Вы вынимаете его из холодильника. Он такой холодный, круглый, почти гладкий, но с маленькими бугорками и ямочками…

Если очень захочется, можно даже услышать звук апельсина. Проще всего представить, как он скатывается со стола и шлепается об пол…

Послушайте эти слова и попытайтесь представить их так же, как слово АПЕЛЬСИН. Но учтите, что необязательно чувствовать все. Например, одно слово можно видеть и слышать, другое – только видеть, третье – только видеть, трогать, чувствовать его вкус и запах. Делайте так, как вам нравится.

Вижу Слышу Трогаю Чувствую вкус Чувствую запах

МЯЧ

ЛЕВ

ОРЕХ

БУКЕТ

НОЖНИЦЫ

ВИШНЯ

КАРТОШКА

Cкажите слова, которые вы запомнили, или, если хотите, нарисуйте их.

ИГРА 4. Запоминание слов методом придумывания рассказа.

Вы уже поняли, что слова можно увидеть, услышать, потрогать, почувствовать их на вкус и запах. Это поможет вам запоминать самые разные слова. А для того, чтобы запомнить их ПО ПОРЯДКУ, нужно представить себе, что слова – это персонажи какой-то истории.

Посмотрите, как это делаю я.

Запоминайте слова вместе со мной.

Вот слова, которые нужно запомнить:

ВЕРБЛЮД

ЖУРНАЛ

ВЕТЕР

ГВОЗДИКА

НОЧЬ

ШЛЯПА

“Я вижу, как идет ВЕРБЛЮД. Он находит ЖУРНАЛ и начинает его рассматривать. ВЕТЕР переворачивает страницу, а там нарисована ГВОЗДИКА. Начинает темнеть, и наступает НОЧЬ. Верблюд укладывается спать и ему снится ШЛЯПА”.

Когда вам нужно вспомнить слова, вы закроете глаза и “просмотрите” этот фильм, слова вспомнятся по порядку сами собой.

Придумайте свой собственный фильм.

Запомните вот эти слова:

ЛИСТ

КОЛЬЦО

ДОМ

ШМЕЛЬ

КОСТЕР

ЯБЛОКО

ПАЛЬМА

ЗЕРКАЛО

ТЕЛЕВИЗОР

БАНТ

Скажите, что вы почувствовали, когда вспоминали эти слова?

ИГРА 5. Тренировка внимания. Выполнение двух дел одновременно. Запоминание слов и рисование крестиков.

Сейчас мы сыграем в более сложную игру. Вам придётся не только запоминать слова, но и одновременно рисовать.

Очень важно уметь сосредоточиться, а для этого нужно ТРЕНИРОВАТЬ СВОЁ ВНИМАНИЕ.

Вам нужно будет запоминать по порядку 7 слов. Но пока вам их диктуют, вы должны РИСОВАТЬ КРЕСТИКИ.

Перед тем как начать игру, научитесь рисовать крестики быстро.

Итак, начнём…

Запоминайте слова и рисуйте крестики:

ТИГР

КОШЁЛЕК

ВИНОГРАД

СНЕГОВИК

МОСТ

КАКТУС

РЕКА

Вспомните слова.

ИГРА 6. Тренировка распределения внимания. Рисование одновременно двумя руками круга и треугольника.

В этой игре вам не нужно запоминать слова. Зато придётся рисовать одновременно двумя руками. Наверняка вы раньше никогда не пробовали это делать.

Возьмите два фломастера. На отдельном листе бумаги попробуйте одной рукой рисовать круг, а другой одновременно – треугольник. Неважно, какой рукой, какую фигуру вы будете рисовать. Делайте, как вам удобно.

ВНИМАНИЕ! Рисовать обеими руками нужно одновременно, то есть одновременно начинать и одновременно заканчивать обе фигуры.

ПОПРОБУЙ:

Сначала будет трудно. Треугольники будут похожи на круги, а круги – на треугольники.

Потренируйтесь рисовать отдельно левой и правой рукой, а потом обеими вместе. Старайтесь следить сразу за обеими руками. Если смотреть только на левую руку, правая рука тут же начнёт рисовать то же, что и левая, и наоборот.

Попробуйте ещё раз. Следите за обеими руками.

ИГРА 7. Запоминание слов и рисование двумя руками.

Теперь, когда вы научились рисовать двумя руками, мы усложним игру. Вам нужно будет РИСОВАТЬ ДВУМЯ РУКАМИ И ОДНОВРЕМЕННО ЗАПОМИНАТЬ СЛОВА.

Конечно, это потруднее, чем рисовать крестики одной рукой. Постарайтесь рисовать их правильно.

ВНИМАНИЕ! Запоминайте слова и рисуйте.

ПУХ

СОЛНЦЕ

ДОРОГА

КАПУСТА

ДИВАН

МАРКА

Эта игра очень помогает развивать память и внимание.

Чтобы вам было легче понять, что такое мнемотаблица, и каким образом используются в ней символы, предлагаю поиграть в игру «Диалог».Эта игра из области изотерапии, но имеет тесное отношение к нашей теме.

Разделитесь на пары и попробуйте пообщаться (составить диалог) при помощи пиктограмм (символов, изображая их поочереди на одном листе бумаги. Главное условие – нельзя разговаривать и показывать жестами.

Сложно было общаться при помощи пиктограмм? Все ли символы вашего собеседника были понятны вам?

Вывод: В мнемотаблицах должны использоваться символы понятные всем.

Заключительное задание – «Составь самостоятельно мнемотаблицу».

Всем участникам раздаются карточки, на которых написан всем известный текст, например, это могут быть стихотворения А. Л. Барто «Игрушки». Участники «кодируют» данный текст, а остальные должны его расшифровать, следуя каждому символу.

Барабан

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад

Идёт отряд.

На парад

Идёт отряд.

Барабанщик

Очень рад:

Барабанит,

Барабанит

Полтора часа

Подряд!

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан

Уже дырявый!

Бычок

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Грузовик

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык -

Опрокинул грузовик.

Зайка

Зайку бросила хозяйка -

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Кораблик

Матросская шапка,

Верёвка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

И скачут лягушки

За мной по пятам,

И просят меня:

- Прокати, капитан!

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу -

Потому что он хороший.

Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Самолёт

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Слон

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

Воробей

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чил-чив-чил!

Козленок

У меня живёт козлёнок,

Я сама его пасу.

Я козлёнка в сад зелёный

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду -

Я в траве его найду.

Лягушата

Пять зелёных лягушат

В воду броситься спешат -

Испугались цапли!

А меня они смешат:

Я же этой цапли

Не боюсь ни капли!

Мой пес

Мой пёс простудился

И стал безголосым.

Котёнок шмыгнул

У него перед носом,

А бедный больной

Даже тявкнуть не мог.

Вот до чего

Тяжело занемог!

Фонарик

Мне не скучно без огня -

Есть фонарик у меня.

На него посмотришь днём -

Ничего не видно в нём,

А посмотришь вечерком -

Он с зелёным огоньком.

Это в баночке с травой

Светлячок сидит живой.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в познавательном развитии детей 4–7 лет Государственное бюджетное учреждение Амурской области ГБУ АО «Тындинский социальный приют для детей» Доклад на тему: «Использование.

Консультация для педагогов «Фольклор в познавательном развитии детей» «Душа ребёнка-это росток, Чтобы из семечка вырос цветок- Много потратится сил и тепла Нежного слова, улыбок, добра….» Общеизвестно воздействие.

Консультация для педагогов «Использование Су-Джок терапии в речевом развитии детей с расстройствами аутистического спектра» Использование Су-Джок терапии в речевом развитии детей с РАС (расстройством аутистического спектра). Аутизм (расстройство аутистического.

Мастер-класс для педагогов «Применение песочной терапии в речевом развитии дошкольников» Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в речевом развитии дошкольников. Задачи: Дать определение песочной терапии.

Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества» Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей. Задачи: - донести.

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии В. В. Воскобовича в интеллектуальном развитии детей» Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов. Задачи: 1. Расширить представления о развивающих игровых технологиях Воскобовича;.

Мастер-класс «Использование игровых технологий при ознакомлении с предметным миром и речевом развитии дошкольников» Мастер-класс на тему «Использование игровых технологий при ознакомлении с предметным миром и речевом развитии дошкольников» Казакбаевой.

Преемственность в речевом развитии дошкольника и младшего школьника Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников.

Презентация «Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника» Представлю вашему вниманию презентацию на тему: «Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника» 2 СЛАЙД В окно смотрели двое. Один увидел.

Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника В окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь, Другой листвы зеленой вязь И небо голубое. В окно смотрели двое. Одним из основных показателей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника»
Опубликовано: 3 января 2018 в 10:30
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД