Папки-передвижки

Мастер-класс «Детское экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Невейкина Татьяна
Мастер-класс «Детское экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Мастер – класс

«Детское экспериментирование

в познавательно – исследовательской деятельности

дошкольников».

А у нас в саду дела – эксперименты снова,

Сам волшебник никогда не творил такого!

То растопим снег и лед, то смешаем краски,

Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке…

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер – класса «Детское экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

Публикация «Мастер-класс „Детское экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками» - утверждают педагоги-практики.

Малыш — это природный исследователь окружающего мира. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Дети очень любят экспериментировать. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

Эксперименты в музыкальном направлении способствуют развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формирует его интеллектуальную компетентность.

В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

А сейчас, уважаемые педагоги, хотелось бы предложить Вам на практике попробовать эффективность «Экспериментов со звуком».

Эксперименты со звуком очень наглядные и интересные не только для детей, но и для взрослых. В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают нам понять, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек

Уважаемые коллеги, попробуем ответить на некоторые вопросы:

Что такое звук? (Это распространённые колебания, невидимых глазом, но воспринимаемых ухом человека и животного)

Как вы думаете какие бывают звуки (Музыкальные, шумовые и те которые мы произносим то есть речевые.).

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию инструмент мандолина. Посмотрите и вслушайтесь в звук, когда я трону струну инструмента и потом я ладонью дотронусь до струны ладонью.

Что произошло? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна, когда дотрагиваюсь она останавливается.

Предлагаю вам попробовать самим проделать то же самое.

Есть ли голос у деревянной линейки?

Педагогам предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижать к столу, а по свободному хлопать ладонью.

Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.)

Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)

Откуда берется голос? (Из горла).

Давайте попробуем прошептать какое-нибудь слово, например, связанное с февральскими праздниками. Какие праздники мы отмечаем в феврале? «Масленица». (Шепчут слово)

А сейчас мы произнесем это слово так, чтобы услышали все (говорят вслух).

Что вы сделали для того, чтобы слово было услышано? (Сказали громким голосом).

Откуда выходили громкие звуки? (Из горла)

А теперь положите на горлышко свою руку и произнесите то шепотом, то громко слово «Масленица».

Что почувствовали рукой, когда говорили громко? (В горле что-то дрожит).

Что вы почувствовали рукой, когда говорили шепотом? (Все спокойно, дрожания нет).

С чем можно сравнить голосовые связки? Голосовые связки можно сравнить с ниточками или волосом. Для того чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали.

Так, почему же всё звучит?

Звуки нашего голоса, как и все окружающие нас звуки, представляют собой колебания воздуха или так называемые звуковые волны.

Можно ли увидеть звук?

Эксперимент «Можно ли увидеть звук?»

Нам понадобится:

• пластиковая бутылка,

• пищевая пленка,

• резинка, свеча.

Ход эксперимента:

Звук можно не только услышать, но и увидеть.

Срежем у пластиковой бутылки дно и на это место натянем кусок пищевой пленки, очень плотно прижав ее и закрепив резинкой. Зажжем свечу, придвинем горлышко бутылки к свече на расстояние 3 см.

Попробуйте кончиками пальцев резко стукнуть по натянутой пленке. СВЕЧА ПОГАСНЕТ! И так будет происходить всякий раз, как только вы будете стучать по пленке. Внутри бутылки возле пленки находится воздух и как только мы ударяем по пленке, происходит сотрясение маленьких частиц воздуха. Дрожащие частички бегут вперед и передают свое волнение другим частичкам. Эти звуковые колебания проходят через всю бутылку и своим «дрожанием» гасят пламя.

Игра - эксперимент «Угадай, на чем играю»

Водящий надевает шляпу, которая закрывает ему глаза. 4 человека играют на металлофоне, бубенцах, колокольчике, треугольнике. Если водящий отгадал правильно, сообщаем ему об этом аплодисментами.

Одной из самых увлекательных форм музыкального экспериментирования, является рассказывание сказок-шумелок. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

Сказка или стихотворение должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Благодаря использованию инструментов стихотворение или сказка становятся более интересной и яркой.

Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Вступление можно подсказывать взглядом, жестом.

А сейчас мы сами попробуем разыграть небольшую сказку.

Времена года.

Ак будто все на перекличке

На сосульке капелька блестит, - льётся вода из лейки в таз

А поутру щебечут птички,

Как будто все на перекличке! - свистульки

А летом солнышко палит,

Ребят на реченьку манит,

Им весело плескаться, - шлепки по воде руками

Водичкой обливаться!

Но, вдруг, раздался страшный гром! - бой большого барабана

Сорвался дождик, и бегом вприпрыжку,

Все разбегаются домой! – хлопки в ладоши

Осенью порой тоскливой,

Идет дождик проливной, - пальцами по барабану

А листья шуршат так красиво, - сминать руками бумагу

И в лес нас зовут за собой!

Зимой злая вьюга кружится,

Снег под ногами хрустит, - сминать фольгу

Мчатся стремительно кони, - деревянные ложки

Слышится топот копыт!

Звон колокольчиков раздаётся, - бубенцы

Песня весёлая льётся! - игра под весёлую плясовую музыку

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

Хочется поделиться опытом изготовления яркого и самобытного инструмента для детского музицирования - это флейта.

Сделать флейту не составит труда. Для этого нам понадобится: 7 коктейльных соломинок, картон и скотч.

Сначала отрезаем соломинки по длине так, чтобы разница между ними была около 1-1,5 см.

У нас самая длинная была 15,5 см, самая короткая - 5,5 см.

Потом выкладываем их на полоске скотча в ряд по росту так, чтобы верхние концы были на одной линии.

После этого еще раз обматываем весь ряд трубочек скотчем. Сверху трубок спереди и сзади для жесткости и красоты скотчем прикрепляем полоски картона. А нижние отверстия трубок залепляем кусочками пластилина. Инструмент готов!

Коллеги, предлагаю вам взять флейту и пополнить ваши музыкальные уголки.

Уважаемые коллеги, чтобы у вас укрепился интерес к детскому экспериментированию, вы можете использовать полученную информацию моего мастер - класса (предлагаю буклет).

Рефлексия.

А сейчас, полезна ли была вам информация мастер – класса, я предлагаю прикрепить на мольберт карточки с изображением весёлого и грустного ребёнка.

Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.

Прикреплённые файлы:

master-klas-mo_g4sg6.pptx | 915,39 Кб
 
Публикации по теме:

Детское экспериментирование как метод познавательно-речевого развития дошкольников с ОНРДетское экспериментирование как метод познавательно-речевого развития дошкольников с ОНР Сообщение из опыта работы «Детское экспериментирование, как метод познавательно - речевого развития дошкольников с ОНР» Воспитатель Крылова.

Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО В законе об образовании говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые идут в ногу.

Конспект НОД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Экспериментирование» Тема: «Знакомство со свойствами воды и свойствами некоторых веществ» Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников.

Мастер-класс «Детское экспериментирование» Мастер-класс «Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ».

Мастер-класс для педагогов по познавательно исследовательской деятельности Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Сегодня вашему вниманию, я представляя мастер – класс по познавательно исследовательской деятельности.

Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников» Мастер-класс для педагогов по экспериментированию «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы по познавательно-исследовательской деятельности Мастер-класс для родителей детей 2 младшей группы по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Забавные эксперименты» Дата проведения:.

Мастер-класс «Изготовление цветного песка». Детское экспериментированиеМастер-класс «Изготовление цветного песка». Детское экспериментирование Детство пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность,.

Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности «Радужные жидкости» Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности «Радужные жидкости» Воспитатель Коротеева Юлия Юрьевна МБДОУ детский сад с.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у младших дошкольников через экспериментирование Цель: Повышение своего теоретического уровня и компетентности с целью расширения представлений о развитии познавательно - исследовательской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Детское экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Опубликовано: 29 октября 2018 в 22:22
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД