Мастер-класс для воспитателей «Дидактическая игра — гимнастика ума»

Селезнева Альбина Фархуллаевна
Мастер-класс для воспитателей «Дидактическая игра — гимнастика ума»

Предлагаемый мастер класс является практической частью моего опыта работы «Развитие мыслительных операций через систематизацию дидактических игр»

Уважаемые коллеги, позвольте спросить вас: «Часто ли Вы думаете»

Правильно постоянно, всегда.

А как Вы считаете, думать и мыслить – это одно и тоже?

Совершенно верно. Думать и мыслить – это совершенно разные процессы.

В бытовое слово «думать» входят такие мыслительные операции: воспоминания, представления, воображение. Мысли текут непроизвольно, хаотично и не дают продукта.

Мышление – дисциплинировано целью. Как было бы прекрасно, педагог поставил перед детьми цель. И они сразу начали мыслить. Если бы.

Цель не может быть задана извне, она не задание. Цель возникает у каждого индивидуально, только в том случае, если ребёнок захотел решить задачу и попал тем самым в проблемную ситуацию.

Значит, задача педагога. Создать условия для возникновения проблемной ситуации, в которой ребёнок захотел бы мыслить.

Идеальным средством для этого являются дидактические игры, так как проблемная ситуация заложена в игровой задаче.

Сейчас мы с вами поиграем, и, я думаю, вы согласитесь со мною.

Представьте себе утро в детском саду. Вы дети, я –воспитатель. Ребята, поиграйте в настольные игры (раздаю игры, занимаюсь своими делами).

Поиграли? Собираем игры, строимся на зарядку.

А сейчас уважаемые коллеги, скажите: знакома ли вам такая ситуация? В чём ошибка воспитателя?

Вы правы. Для того, чтобы игра могла научить чему-то детей, развить их мыслительные операции, воспитатель должен правильно организовать игру.

• Посмотрите на карточки в играх, и вы согласитесь, что соответствие программным задачам необходимо потому, что в дидактической игре дети учатся опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Игра требует использования приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. При решении игровой задачи ребёнку нужно проанализировать имеющиеся у него знания, выбрать нужные. Это очень сложный процесс.

• Каждый день. В любое свободное время эти игры использовать не целесообразно. Они теряют свою привлекательность, у детей теряется к ним интерес, и естественно, развивающий эффект пропадает. Поэтому я определила время после полдника, два раза в неделю.

• На этапе знакомства игрой, беру всю группу детей. При закреплении ограничиваюсь подгруппой 4-6 человек, чтобы было удобно проанализировать умения каждого ребёнка.

• В моей группе самым удобным местом для игры является большой ковёр. Подгруппой играем за столом.

Знакомство игры начинается с сюрпризного момента. Посмотрите, под волшебной салфеткой что-то есть (поднимаю салфетку там игра).

Это новая игра

«Четвёртый лишний»

в ней много красивых карточек, на которых изображены разные предметы.

Игра заключается в том, что из четырёх предметов, изображённых на карточке, нужно найти предмет, который не сочетается с другими по каким-то признакам и объяснить свой выбор.

Рассмотрим первую карточку

Скажите, что на ней изображено?

Посмотрите внимательно, какой предмет здесь лишний. Почему?

Это самый простой вариант игры. Различие очень явное, взяты предметы двух видов.

Следующая карточка с усложнением

Как по вашему, в чём заключается усложнение?

Да, здесь предметы одного вида, различие идёт по подвидам.

Найдите замену «лишнему» предмету.

Что можно использовать вместо ножниц?

Используем карточки, где нужно найти различие по нескольким признакам

В этом варианте нашли лишнее по размеру, форме, цвету.

Самый сложный вариант – это выделение лишнего предмета на слух

Волк, лиса,кошка, медведь

Снег, мороз, лёд, жара, метель

Молоко, чай, хлеб,лимонад, какао

В данной игре у детей развиваются все мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение. Дети учатся классифицировать предметы.

В конце каждой игры обязательно нужно подвести итоги. Похвалить детей. Для себя сделать вывод, с чем дети справились, что они знают. То есть наметить себе план дальнейшей работы.

Предлагаю поиграть в игру

«Ассоциации».

В этой игре среди множества карточек нужно подобрать пару подходящих друг другу по смыслу и доказать правильность выбора.

Подберём пару для собаки (собака-ошейник)

Сложный вариант игры «Ассоциации» словесный

Учитель – ученик

Врач –

Продавец –

Шофёр –

Цветок – ваза

Птица –

Собака -

Часы – время

Градусник –

Линейка –

Как вы думаете, чему учится ребёнок в этой игре?

Конечно, дети учатся устанавливать взаимосвязи между предметами, явлениями.

Согласны ли вы со мной, что дидактические игры развивают мыслительные операции?

Но как мы сегодня убедились, только правильно организованная игра приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Во время проведения игр происходит формирование начальных ключевых компетентностей: (технологической – выполнение правил, коммуникативной – совместная дружная игра).

А также прослеживается интеграция с другими разделами программы. Познание окружающего мира, экология, развитие речи.

Дидактических игр большое разнообразие, поэтому их могут использовать воспитатели, учителя начальных классов в своей работе, родители, играя с детьми дома.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Цветик-семицветик». Мастер-класс по изготовлениюДидактическая игра «Цветик-семицветик». Мастер-класс по изготовлению Представляю вашему вниманию авторскую дидактическую игру "Цветик - семицветик"(широкий спектр применения). Так как я работаю в разновозрастной.

Дидактическая игра «Разрезные картинки» своими руками. Мастер-классДидактическая игра «Разрезные картинки» своими руками. Мастер-класс Дидактическая игра «Разрезные картинки»Данная игра предназначена для детей от трёх лет. Разрезная картинка - это картинка, разрезанная по.

Дидактическая игра «Роза и бабочки». Мастер-классДидактическая игра «Роза и бабочки». Мастер-класс Порхают бабочки с утра, Словно польку пляшут. Розе шепчут все они: «Как в тебя мы влюблены!» Идею создания подобной игры я взяла у друга.

Дидактическая игра «Математический планшет» для юных математиков. Мастер-классДидактическая игра «Математический планшет» для юных математиков. Мастер-класс Для нового учебного года мне нужно было сделать игры Воскобовича- "Геоконт". И еще мне пришла мысль сделать большой математический планшет.

Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как способ руководства познавательной деятельностью детей» Цель мастер-класса: Заинтересовать родителей осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и познавательно- сенсорному.

Мастер-класс — дидактическая игра «Листик для божьей коровки»Мастер-класс — дидактическая игра «Листик для божьей коровки» Дидактическая игра «Листик для божьей коровки»Уважаемые коллеги, очень часто смотрю мастер классы выложенные на сайте MAAM. Сама впервые.

Мастер-класс. Дидактическая игра «Подбери кукле платье»Мастер-класс. Дидактическая игра «Подбери кукле платье» Цель:Формировать цветовое восприятие:красный,жёлтый,синий,зелёный. Закреплять названия основных цветов,различать их. Берём два листа.

Мастер-класс. Дидактическая игра «Собери цветок»Мастер-класс. Дидактическая игра «Собери цветок» .

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика» (Слайд 1) Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика" (Слайд 2) Каждый ребенок всем на диво – Должен говорить красиво И тогда.

Мастер-класс по изготовлению игры своими руками. «Котик-волшебный животик». Дидактическая игра для детей 4–6 летМастер-класс по изготовлению игры своими руками. «Котик-волшебный животик». Дидактическая игра для детей 4–6 лет Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию дидактическую игру, сделанную своими руками. Ее изготовление не составит большого.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Дидактическая игра — гимнастика ума»
Опубликовано: 2 февраля 2016 в 21:53
+194Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 103.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
31 марта. День рождения К.Чуковского

Поэзия Корнея Чуковского такая живая, красочная и захватывающая, что запоминается на всю жизнь. Еще не умея читать, все мы уже знаем наизусть его строки. Только по-настоящему талантливый поэт мог написать...

30 марта. День огородов на подоконнике

Интересных «подсказок» по обустройству огорода на подоконнике в блогах коллег на МААМ накопилось очень много. Несмотря на неоднозначную обстановку, сложившуюся этой весной, эта полезная «копилка идей»...

Специальный проект «Приобщение детей к труду, как важнейшей составляющей...
Актуальность проекта: Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в...
«Витаминный огород — круглый год!» — фотоотчёт ко Дню огородов на МAAM
Цель: создание благоприятных условий для экологической работы с детьми в весенний период. Задачи: • способствование формированию у детей представлений о...
Сценарий сказки «Приключения Чубатика»
Действующие лица Чубатик Мама Чубатика Хохлатка Пеструшка Горные Овсянки Божья Коровка Чёрный Гриф Стервятник Дикие Пчёлы Осоед Змееяд Полицейские –...