МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Дидактическая сказка по математике» для детей среднего дошкольного возраста

Татьяна Демкина
Мастер-класс для педагогов «Дидактическая сказка по математике» для детей среднего дошкольного возраста

Мастер – класс «Дидактическая сказка по математике» для детей среднего дошкольного возраста

Ермакова Жанна Васильевна

Воспитатель

МБУ детский сад №16 «Машенька»

Участники:

Воспитатель,родители, дети.

Цель:

Расширение знаний родителей о пользе использования сказочного сюжета с математическим содержанием в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Дидактическая сказка по математике“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Задачи:

• Познакомить с изготовлением из цветного картона игры «Сказочное семейство»;

Рассказать о пользе и значении совместных игр (родитель – ребёнок) по развитию математических способностей;

• Дать возможность проявить своё творчество в изготовлении игры.

Актуальность:

Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствует формированию у детей элементарных математических представлений. Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и развитием мыслительных процессов. Малыш постоянно учится объяснять ход выполнения заданий и свои действия.

Оборудование и материал :

Магнитная доска, магниты, цветной картон, ножницы, клей, шаблоны, простые карандаши, игровое поле.

Ход мастер-класса

1. Вступительная часть

Уважаемые коллеги! Я очень рада вас видеть.

Математика играет огромную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические, развивающие игры.

Ребенок постоянно играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения.

Через игру ребенок понимает, как все должно быть устроено. Одним из вариантов увлекательной, обучающей и развивающей игры являются игры из картона или бумаги.

«Вхождение в тему»

Для большинства взрослых математика – очень сложная наука. В ней много абстрактного и непонятного. Как же сделать, чтобы изучение математики стало интересным? Что же любят дети? Например, сказки. Это и увлекательно и занимательно. А что если сказку объединить с математикой, чтобы было интересно и полезно?

Но это соединение должно быть органичным, чтобы не превратить обучение в просто развлечение или «засушить» сказку обилием сложных математических понятий. Чтобы избежать этих недостатков при создании математических сказок, были выработаны определённые требования, которым они должны соответствовать:

-- математическое содержание сказки должно быть отобрано в соответствии с программой математического образования данного возраста;

-- предлагаемые в ней задания должны быть направлены в основном на актуализацию знаний, формирование умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях, таким образом развивая у детей творческие способности, сообразительность, смекалку и т. п.

--сказка должна сохранять все свои внешние и внутренние атрибуты, например путешествия, приключения, фантастические ситуации, волшебство, сказочных героев и т. д. ;

-- в сказке должно быть предусмотрено какое-либо время на обдумывание каждым ребёнком решения, возможность практически выполнить задание с использованием раздаточного материала;

-- сюжет должен быть наглядно проиллюстрирован;

-- целесообразновключать в сказку игровые и занимательные задания, динамично сменяющие друг друга;

-- содержание сказки должно решать не только обучающие, но и воспитательные задачи (воспитывать доброту, желание помочь другому, развивать чувство юмора и др.);

-- с целью поддержания постоянного интереса к занятиям можно использовать математические сказки по принципу «сериала с продолжением».

Большинство заданий направлено на закрепление ранее полученных знаний и умений. Благодаря необычному сказочному сюжету математическая деятельность заинтересовала детей, так как их естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляла приложить максимум усилий для выполнения заданий.

При обращении, в процессе работы, к возможностям цветного картона, мы можем отметить некоторые преимущества:

- Во-первых, с поделками из цветного картона ребенок может играть, ощупывать их.

- Во-вторых, при использовании цветного картона у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает психическое состояние успеха.

- В-третьих, поскольку картон можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

- В – четвёртых, цветной картон безопасен, а убрать поделки можно легко и быстро.

Дидактические, развивающие игры на конструирование из картона обладают рядом педагогических возможностей. Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей младшего дошкольного возраста. В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей.

По мнению исследователей, конструирование из цветного картона способствует развитию познавательной активности дошкольников младших групп, учит выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа. Математические представления - представления об окружающем с точки зрения математики, включает в себя представления о таких свойствах и признаках как форма, величина пространственные и временные отношения и другие характеристики. В процессе освоения математических представлений формируются такие качества как любознательность, самостоятельность, умение ориентироваться в пространстве. Самое главное - это привить ребёнку интерес к познанию.

2. Практическая часть.

Сегодня мы собрались с вами на мастер-класс, где я научу вас как можно самим за небольшое количество времени и минимальные финансовые затраты создать занимательную игру.

Изготовление игры «Сказочное семейство»

Я хочу предложить вам изготовить развивающую игру для развития математических способностей ваших детей. Замечено, что игры – самоделки вызывают у малышей неподдельный интерес, ими чаще играют. Такие игры станут для вас хорошими помощниками в совместной игровой деятельности с детьми.

Данная игра поможет:

1. Формировать представления о геометрических фигурах, формах.

2. Формировать умение обобщать и сравнивать предметы по величине. 3. Совершенствовать виды счёта.

4. Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, цвету).

5. Закрепить и расширить пространственное представление.

6. Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.

7. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

8. Развивать речь детей, умение делать простые выводы.

Игра очень проста в изготовлении. Нам понадобятся: цветной картон, ножницы, шаблоны, простые карандаш, клей.

Алгоритм действия

1. Разрезаем белый картон на полоски, складываем полоски пополам.

2. С помощью шаблонов вырезаем геометрические фигуры.

3. Рисуем лица.

4. Наклеиваем геометрические фигуры с лицами на сложенные пополам полоски белого картона.

5. Составление различных изображений, как по образцу, так и по собственному замыслу. Для составления сюжетных изображений можно предложить игровые поля «Город», «Природа», выполненные из бросового материала (обрезки ткани, куски тонкой фанеры или пластика).

Ход игры:

Воспитатель: Дорогие дети, сегодня мы с вами побываем в сказке, но не в обычной, а в математической. Познакомимся с её жителями и с семьёй геометрических человечков. (Воспитатель показывает на магнитную доску, где прикреплены магнитами изображения трё х домов: треугольный домик на прямоугольной горе, круглый и квадратный на треугольных горах и начинает рассказывать сказку).

В далёкой-далёкой стране Математике в квадратном домике, стоящем на вершине треугольной горы, живё т-поживает семья геометрических фигур: папа Прямоугольник, мама Овал и их дети: сын Квадрат и дочка Кружок. (Найдите этот домик среди других и поселите туда героев).

Однажды Квадрат и Кружок играли в кубики и решили пересчитать, сколько у них всего кубиков и не смогли.

Пришёл папа Прямоугольник и сказал : - Как же так, вы живёте в стране Математике, а не можете посчитать кубики! Стыдно! Придётся взять вас в путешествие по нашей стране, и вы узнаете и научитесь тому, что умеют делать её жители. А пойдём мы с вами к Замку математических знаний, в котором находятся все тайны страны Математики. (Воспитатель снимает с доски домики).

На следующий день отправились они втроём в путешествие по стране Математике. Долго ли, коротко ли они шли и дошли до развилки дорог.

-- А по какой дороге нам дальше идти? – спросил Квадрат.

-- Их тут много… - расстроилась дочка.

-- А много – это сколько? – спросил папа.

-- А мы не знаем сколько. Что такое «сколько»? Помоги нам, папа.

-- Чтобы узнать, сколько дорог, нам их надо сосчитать. (Воспитатель просит кого-нибудь из детей показать, как надо считать).

Всего 5 дорог, а мы пойдём по дороге, стоит цифра 3 – сказал папа Прямоугольник.

-- Цифра… А что это?- опять удивился Квадрат.

-- Цифра – это специальный знак, - пояснил папа. – Я сейчас вам покажу эту цифру. (Воспитатель просит детей показать цифру 3 и затем другие знакомые им цифры).

--Мы пойдём по дороге, где стоит цифра 3, потому что она самая короткая – сказал папа.

-- Что-что? Короткая? Что это такое? – поинтересовались дети.

-- У дороги есть длина и ширина, - ответил папа. (Воспитатель просит кого- нибудь из детей показать длину и ширину дороги).

Если сравнить предметы по ширине, можно узнать, какой из них шире, а какой уже или они равны по ширине. А если сравнить по длине, можно узнать, какой предмет длиннее, а какой короче. Давайте сравним дороги сначала по ширине, а потом по длине и проверим, действительно ли дорога под цифрой 3 самая короткая. (У детей аналогичные дорожки и они индивидуально выполняют задание за столами. Воспитатель уточняет и обобщает ответы детей).

-- Правильно, все дорожки равны по ширине, а по длине разные. Но дорожка под номером 3 действительно самая короткая.

-- Папа, неужели и этому учат в стране Математике? – спросил Квадрат.

-- Да! – ответил папа.

-- Значит, на математике учат называть и писать цифры, считать, определять величину предметов, - задумался Квадрат.

-- Правильно! – похвалил папа.

Игра «Мы шагаем».

Дети спокойно передвигаются по комнате. При команде «Короткий!» они делают короткие шаги, а при команде «Длинный!» - очень длинные шаги.

И пошли они дальше. Шли они, шли и дошли до озера, там стояло три плота: круглый квадратный и прямоугольный. (Воспитатель прикрепляет на доску). Папа говорит:

-- Поплывём на квадратном плоту.

-- А какой это – квадратный? – спросили дети.

-- Вот этот. (Какой плот выбрал папа).

-- В этом тоже математика помогла. Она знакомит нас с геометрическими фигурами.

Переплыли на другой берег и не знают, куда идти дальше. Решили спросить. Видят перед собой три избушки. У одной избушки окно четырёхугольное, у другой пятиугольное и у третьей – шестиугольное. (Прикрепляет на доску). (Папа предложил войти в избушку с пятиугольным окном. Покажите, в какую избушку они войдут и почему).

Вошли они в дом, а там сидит Бабушка-Загадушка и говорит:

-- Решите мои примеры – помогу вам. – И задала вот такие примеры. (Воспитатель вывешивает на стенде примеры). 1+1=2; 3-1=2.

Сынишка Квадрат и дочка Кружок очень испугались, а папа Прямоугольник быстро решил примеры и сказал :

-- Вот и ещё раз мне помогла математика. (Дети находят у себя ответы и показывают Кружку и Квадрату).

-- Значит, знание математики помогает ещё и решать примеры.

Указала Бабушка-Загадушка им путь к Замку и сказала, что идти им туда не меньше недели.

-- Папа, а что такое неделя? – спросил сын.

-- Неделя – это семь дней, - ответил папа.

-- А какие это семь дней? – спросила дочка. (Что ответил папа).

И в этом математика помогла. Значит, она ещё знакомит нас с тем, как измеряется время. (А чему ещё учит математика?Что вы можете вспомнить из сказки).

Но на этом путешествие по стране Математике трёх геометрических фигур не закончилось. Мы вместе с её героями будем и дальше путешествовать, и многое узнаем о математике.

Подвижная игра «Какой, какая, какое»

Для создания благоприятной атмосферы предложить детям малоподвижную игру с мячом «Какой, какая, какое», которая поможет сменить вид деятельности. Данная игра формирует умение соотносить предметы с геометрическими формами, развивает связную речь, внимание; воспитывает партнёрство и доброжелательность по отношению друг к другу.

3. Заключительная часть

Уважаемые коллеги, многолетний практический опыт показывает, что именно эти игры становятся наиболее любимыми детьми, они вызывают у них большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта. Игру, которую я сегодня предложила, вы можете изготовить в детском саду в своей группе, а также предложить родителям ваших воспитанников.

Хочется верить, что наша сегодняшняя встреча была для вас полезной, интересной и познавательной.

Литература:

1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 336 с.

2. Новикова В. П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М. ; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - 2016. – 80 с.

3. Павлова Л. И. Дидактические сказки по математике. Журнал «Воспитатель ДОУ» № 1-2014. – 98 с.

4. https://dohcolonoc.ru/cons/5684-uchitsya-mozhno-tol

Публикации по теме:

Дидактическая игра по математике для детей старшего дошкольного возраста «Созвездия»Дидактическая игра по математике для детей старшего дошкольного возраста «Созвездия» Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию игры по закреплению навыков счета, такие игры можно использовать для индивидуальной и под.

Дидактическая игра по математике для детей старшего дошкольного возраста «В космосе»Дидактическая игра по математике для детей старшего дошкольного возраста «В космосе» Представляю вашему вниманию дидактическую игру, которую можно использовать как для индивидуальной работы с детьми, так и групповой. Данная.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Технология создания мультфильмов с детьми дошкольного возраста» Цель: Мотивация педагогов на повышение профессиональной компетенции и развитие творчества педагогов средствами активной анимации в условиях.

Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Знакомство участников.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста». Цель: повышение.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством пальчикового рисования» Цель мастер-класса: - познакомить педагогов ДОУ с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчикового рисования»;.

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста» Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной.

Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии»Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии» Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Мастер-класс «Использование опытно-экспериментальной деятельности в практике педагогов дошкольного возраста» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.

Многофункциональная дидактическая игра «Моя семья» для детей среднего дошкольного возрастаМногофункциональная дидактическая игра «Моя семья» для детей среднего дошкольного возраста ель: развивать речевую активность. Игровое упражнение: «С кем ты живёшь». Задачи: составление предложений с предлогом с. Ход: Педагог предлагает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Дидактическая сказка по математике» для детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 февраля 2017 в 07:58
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД