Екатерина Мельникова
Мастер-класс. «Дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников представлений об опасных ситуациях в быту»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Ознакомить педагогов с опытом работы по организации работы по использованию дидактических игр в формировании представлений об опасных предметах в быту, и формировании осторожного отношения к потенциально опасным ситуациям в мире людей.
Задачи:
- раскрыть перед педагогами специфику и роль дидактических игр по формированию у дошкольников представлений: об опасных ситуациях в быту, при формировании осторожного отношения к потенциально опасным ситуациям в мире люде.
Публикация «Мастер-класс, „Дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников представлений об опасных ситуациях в быту“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
- Продемонстрировать эффективные методы и приемы работы с детьми: сбор пазлов, дидактические игры
Введение в проблему
Добрый день! Сейчас я хочу с вами немного поиграть. Игра называется «Волна». Я пускаю по вашему ряду мяч через одного участника. Тот кому попадет мяч в руки должен назвать опасные ситуации, которые подстерегают нас в окружающем мире. Волна заканчивается, когда все игроки назовут ситуации. Конечно, вы все правы! Безопасность жизнедеятельности представляет серьёзную проблему в жизни людей. Взрослый может самостоятельно избегать опасных ситуаций, а ребёнка надо научить, разъяснить ему, как надо пользоваться тем или иным предметом, вести себя в той или иной ситуации, чтобы не случилось беды. Какие формы можно использовать при ознакомлении детей с правилами безопасности? (ответы педагогов). Все верно. Вы назвали такую форму, как дидактические игры. А какие игры по безопасности в быту и при общении с незнакомыми людьми есть у вас в группе? Какие игры вы могли бы предложить при работе с детьми? Несколько вариантов таких игр я хочу вам сейчас показать.
Авторский
подход
к разрешению
проблемы
Апробация
методов и приемов, предлагаемых автором
Презентация опыта мастера по проблеме
Предоставление педагогам дидактических игр:
«Что для нас опасно?»
«Помоги Незнайке»
«Опасные ситуации»
«Собери картинку»
«Правила личной безопасности»
«Кто пришел?»
Имитационная игра: воспитатель показывает фрагмент проведения дидактических игр, с использованием дидактического материала.
Сегодня я хочу вас познакомить с некоторыми играми, которые можно использовать в своей работе с детьми. Эти игры разделены на два раздела: опасные ситуации в быту и опасные ситуации при общении с незнакомыми людьми.
Первый раздел: опасные ситуации в быту.
Я начинаю знакомить детей с игры
«Что для нас опасно?»
. Где детям предлагаются картинки с опасными и неопасными предметами, а дети, играя, должны классифицировать эти предметы на опасные и неопасные. Я предлагаю вам попробовать поиграть в нее. (Мастер раздает карточки с изображением предметов на каждую подгруппу). Ваша задача разобрать карточки на опасные и неопасные предметы, называя каждый предмет, с рассказать чем он опасен или почему не опасен. (Ответы педагогов)
Следующую игру, которую я предлагаю детям это
«Собери картинку»
. Здесь ребенок, уже зная опасные и не опасные предметы, пытается самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.
Я вам раздаю на каждую подгруппу свою ситуацию, а вы соберите картинку и расскажите про ситуацию, изображенную на ней, и как предотвратить ее. (Ответы педагогов)
Уже после чего я предлагаю детям более сложную игру
«Помоги Незнайке»
. Здесь дети уже не только классифицируют предметы быта, но и выявляют опасные это предметы или нет. А также ребенок должен отметить предметы, которыми может пользоваться ребенок, ребенок и взрослый, либо только взрослый.
Сейчас мы в нее поиграем (Мастер вызывает двух педагогов).
Давайте вынем картинки из кармашка, и положим их на стол, чтобы нам было удобнее. А теперь давайте разложим предметы на свои места. Вы разложите игрушки и инструменты, а Вы канцтовары и медикаменты. Теперь отметьте красным кружочком опасные предметы, а зеленым – неопасные. Молодцы! Вот этими картинками с изображением людей, отметьте, пожалуйста, какими предметами может пользоваться ребенок, ребенок совместно со взрослым, или только взрослый.
Следующий раздел это опасные ситуации при общении с незнакомыми людьми.
В этом разделе я сначала предлагаю детям игру
«Опасные ситуации»
. Ребенок, собирая картинку, знакомится с ситуациями с незнакомыми людьми. И рассказывает, что изображено на картинке. Я предлагаю вам немного потренироваться. (Мастер вызывает двух педагогов).Соберите каждый свою картинку, и расскажите, что на ней изображено. (Ответы педагогов)
Затем я предлагаю детям игру
«Правила личной безопасности»
. Дети, играя, должны различать опасные и неопасные ситуации с незнакомыми людьми, которые могут им встретиться на улице и дома. Прошу выйти ко мне желающего поиграть педагога. На каждой страничке изображена ситуация с незнакомыми людьми. На одной из картинок изображено как правильно ребенок поступает, на другой – неправильно. Нужно отметить грустной эмоцией неверную картинку, веселой – верную. (первый педагог отмечает две ситуации, второй - две другие).
Только после этого я предлагаю игру
«Кто пришел?»
. Здесь ребенок должен правильно ответить позвонившему в дверь человеку, и решить можно открывать ему дверь или нет.
(Мастер вызывает педагога). Давайте покрутим барабан, и посмотрим, какая картинка выпадет. Если в зеленом овале – это папа и мама, если в красном – это незнакомые люди. Расскажите, какая выпала картинка? Можно открывать этому человеку дверь? Что нужно ответить ему?
На каждую подгруппу я даю одну из предложенных мной игр.
А вы подумайте и составьте свой вариант проведения этих игр:
1 подгруппа «Кто пришел?»
1 вариант Ребенок крутит барабан. В зависимости от того, какая картинка выпадает в окошечке домика, ребенок должен правильно ответить пришедшему в дом человеку. Сказать, можно ему открывать дверь или нет. И почему.
2 вариант Ребенок крутит барабан. В зависимости от того, какая картинка выпадает в окошечке домика, ребенок должен правильно ответить позвонившему по телефону человеку.
3 вариант Ребенок крутит барабан. В зависимости от того, какая картинка выпадает в окошечке домика, ребенок должен рассказать чем может быть опасен данный человек.
2 подгруппа «Правила личной безопасности»
1 вариант Ребенок берет карточки-эмоции, затем к каждой ситуации подбирает свою эмоцию, объясняя свой выбор.
2 вариант Двое играющих детей делят картинки-эмоции (радость и грусть). Подбирая к ситуации свою эмоцию, ребенок объясняет свой выбор (где дети поступают правильно, где не правильно, и почему).
3 вариант Ведущий описывает картинку, не показывая ее. Дети должны догадаться про какую картинку говорит ведущий, показать соответствующую эмоцию.
3 подгруппа «Помоги Незнайке»
1 вариант дети разбирают все картинки. По очереди раскладывают в нужный кармашек. Затем красным или зеленый кружком отмечают опасные или неопасные эти предметы, смайликами кто может этим пользоваться: ребенок, ребенок и взрослый, либо только взрослый.
2 вариант Дети по очереди берут из кармашка картинки. Затем раскладывают в нужный кармашек. Красным или зеленый кружком отмечают опасные или неопасные эти предметы, смайликами кто может этим пользоваться: ребенок, ребенок и взрослый, либо только взрослый.
(мастер анализирует полученные варианты, отмечает наиболее удачные)
Рефлексия (самоанализ)
• Краткое заключительное слово автора
• Упражнение на рефлексию «Солнышко»
Мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу увиденной вами формы работы. Я предлагаю вам выразить свое мнение, продолжив фразы, написанные в центре солнышка, на его лучиках.
Педагогам раздаются 6 листов с изображением солнышка разных оттенков с шестью лучиками. В центре солнышка написана фраза:
- Увиденный опыт работы меня …
- Совместную работу на мастер - классе я оцениваю как…
- Данный мастер-класс натолкнул меня на мысль …
- Из мастер-класса я усвоила…
- Больше всего на меня произвело впечатление…
- Я пожелала бы…