Папки-передвижки

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Формирование вокально-хоровых навыков у младших дошкольников»

Анастасия Фёдорова
Мастер-класс для музыкальных руководителей «Формирование вокально-хоровых навыков у младших дошкольников»

Формирование вокально-хоровых навыков у младших дошкольников

I часть. Сообщение с использованием мультимедийной презентации, прямого и комментированного показа.

1 слайд - Формирование вокально-хоровых навыков у младших дошкольников. Презентация

Уважаемые коллеги! Мы сегодня поговорим о формировании вокально-хоровых навыков у младших дошкольников.

2 слайд - Искусство пения.

Публикация «Мастер-класс для музыкальных руководителей „Формирование вокально-хоровых навыков у младших дошкольников“» размещена в разделах

Не надо доказывать, что одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения недоступны для понимания ребенка, а хоровое пение всегда вызывает у детей положительные реакции. Способность к пению проявляется с двух лет. Звук детского голоса отличается мягкостью, “серебристостью”, головным звучанием и ограниченностью силы звука. Дети имеют небольшой голосовой диапазон. Очень важно научить их пользоваться своим голосом правильно. Музыкальному руководителю следует помнить, что в дошкольном детстве вокальные органы только начинают формироваться, он должен руководствоваться принципом “Не навреди!”

3 слайд - Таблица “диагностика”.

Перед началом работы с воспитанниками проводится первичная диагностика певческих способностей детей. Она представлена на экране.

Рисунок 1

В специальной литературе можно найти различные таблицы проведения диагностики. В представленном варианте, выделеные характеристики: певческий диапазон, сила звука, продолжительность дыхания (звуковая проба “М”, точность интонирования, звуко-высотный слух, представляются наиболее значимыми для определения вокально-хоровых навыков ребенка. Уровни определяются в баллах:

3 балла – высокий уровень

2 балла – средний уровень

1 балл – низкий уровень

Для определения общего уровня вокально-хоровых навыков все баллы суммируются.

12-15 баллов – высокий уровень

9 -11 баллов – средний уровень

5- 8 баллов – низкий уровень

Работа над вокально-хоровыми навыками детей (дыхание, звукообразование, артикуляция, звуковедение, слуховые навыки, эмоциональная выразительность исполнения) происходит с помощью вокальных упражнений, которые присутствуют на каждом музыкальном занятии.

4 слайд - Правила организации работы

Процитируем И. В. Гете - “Искусству пения, как всякому другому искусству, должно предшествовать известное механическое умение”. Поэтому важно учитывать следующие правила:

1. Ставить конкретную задачу – объяснить детям, что делать (короткий вдох – медленный выдох; спеть на звук “у”);

2. Показать способ выполнения действий (“Делай, как я”);

3. Неоднократно повторять упражнение (транспонируя его вверх или вниз; тихо-громко);

4. Контролировать выполнение детьми вокально-артикуляционных упражнений.

5 слайд - Певческая установка.

Всегда перед началом пения необходимо напомнить детям о правильном положении корпуса коротким стихотворением:

Мы проверим спинку,

Спиночку-тростинку,

Вот она какая -

Спиночка прямая!

В работе с младшими дошкольниками допустимо использование только мягкой атаки звука. С самых первых занятий нужно внушать ребенку, что громко петь не значит – красиво.

6 слайд - Развитие слуховых ощущений

Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений. Приведём примеры некоторых упражнений, помогающих в этом:

1. Упражнение “Пение с приставленной к уху ладонью”.

Известно, что вибрационные чувства играют большую роль в образовании и восприятии певческого звука. С этим связано следующее упражнение - “Пение с приставленной к уху ладонью”. Полукруглая ладонь приставляется к уху, пропевается любая музыкальная фраза.

2. Упражнение “Колокол”.

Пение с закрытым ртом помогает детям ощутить вибрацию губ, звук при этом попадает в верхний резонатор. Для этого можно использовать упражнение “Колокол” : пропевать на одном звуке междометие “бом-бом”, долго протягивая звук “м”.

3. Упражнение “Пение, приложив пальцы к кадыку”.

4. Упражнение “Пение с закрытым ртом”.

Вначале малыши поют говорком. Выразительное пение педагога, пропевание им долгих звуков служит образцом для детей. Первые вокально-хоровые упражнения предлагаются детям в виде песенок-игр, когда музыкальный руководитель поет запев, а дети отвечают за персонажа. Всем хорошо известна распевка “Гуси”. Акцент в этой распевке делается на правильном положении рта при пении.

Гуси, гуси!

Дети: “Га-га-га”

Петь хотите?

- Да-да-да,

Ротик открывайте

- Га-га-га,

Песню начинайте

- Га-га-га.

7 слайд – “На качество исполнения влияют…”

Известно, что многие дети имеют проблемы с произношением звуков. Артикуляционный аппарат ребенка четырех лет несовершенен и нуждается в развитии. Здесь важно все:

- умение открывать рот при пении;

- правильное положение губ;

- освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти;

- свободное расположение языка во рту.

Все это влияет на качество исполнения.

8 слайд - Вокально-артикуляционные упражнения.

В этом музыкальным руководителям помогает использование вокально-артикуляционных упражнений, цель которых – выработка четкости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата. Кроме этого, данные упражнения также развивают дыхание, чувство ритма и темпа, улучшают дикцию, координируют слух и голос. Подробнее остановимся на некоторых приемах по формированию вокально-хоровых навыков у младших дошкольников, которые наиболее часто используются и доказали свою результативность.

9 слайд - Дыхательные упражнения

Начинать работу следует с дыхательных упражнений. Певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. Вдох - бесшумный, через нос. Дыхательные упражнения, помимо привития навыка певческого дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему. Можно прочитать детям стихотворение В. Степанова и потренироваться делать правильный вдох:

Это очень интересно - научиться песни петь.

Но не каждому известно, как дыханьем овладеть.

Мягким делать вдох старайся,

Вдыхай носом, а не ртом.

Да смотри не отвлекайся,

Сделал вдох - замри потом.

Выдох делай тихим, плавным, как кружение листа.

Вот и выйдет песня славной – и свободна, и чиста!

10 слайд - Речевые игры на дыхание

Речевые игры на дыхание всегда доставляют детям радость. Например, упражнение “Паровоз” : дети становятся в колонну друг за другом.

Педагог пропевает:

Паровоз, вперед спеши, в лес ребяток отвези.

Едем мы осенним днем, песенку поем.

Как паровозик гудит? (Дети “У-у)

И помчался дальше, только дымок над трубой вьется.

Покажите, как вьется дымок.

Дети берут плоскостные паровозики, дуют на дымок - кусочек органзы, прикрепленной к трубе.

Или игра “Котенок и шар” : дети, взявшись за руки, встают в круг, и медленно отходят назад со словами:

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал.

Ф-ф-ф… Делают выдох ртом, произнося ф-ф-ф

Подошла и лапой – хлоп! Хлопают в ладоши.

Ну а шарик сразу – лоп! Приседают.

11 слайд - Произнесение текста активным шепотом.

Произнесение текста активным шепотом способствует активизации дыхательной мускулатуры и приучает к чувству опоры звука на дыхание. Для этого хорошо использовать потешки, стишки, скороговорки, например:

Дарики-дарики, летели комарики.

Летели, кружились

В носик вцепились: цап!

Участники мастер-класса делятся на 2 подгруппы.

Первой подгруппе предлагается произнести выражение - “ Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!” (делая активный выдох).

Задача второй подгруппы - активным шепотом произнести - “Три сороки тараторки тараторили на горке” (“тр-р-рь” - передавать “сплетню”, задевая соседа по плечу)

12 слайд - Работа над дикцией

Работая над дикцией детей, можно придумывать различные истории. Например, в средней группе дети любят “Историю о том, как Язычок искал друга” : Жил-был Язычок. Ему очень удобно жилось в своем домике – ротике. Но Язычок всегда хотел иметь много друзей. Однажды утром он проснулся, повернулся с боку на бок (пошевелить во рту вправо – влево). Поздоровался с одной щечкой (постучать языком в одну щеку, не открывая рта, потом с другой (те же движения). Погладил верхние зубки (не открывая рта провести языком по задней стенке зубов…. И т. д.

13 слайд - Музыкальные пальчиковые игры

Остановимся на использовании пальчиковых игр и упражнений. Общеизвестным является факт влияния мелких движений на активизацию речемыслительных центров, на общее развитие ребенка. Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики. Произнесение любого текста можно сопровождать мелкими движениями пальцев рук. Пальчиковая игра “Мышки” :

Вот как наши ребятишки Дети “скребут” пальчиками по коленям.

Расшалились словно мышки.

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребу.. Ш-ш-ш… Добавляется произнесение “ш-ш-ш”

14 слайд - Правила кантиленного пения.

В работе с младшими дошкольниками, не стоит во главу угла ставить чистоту интонирования, пусть лучше дети поют не без огрехов, но с желанием, получая удовольствие от самого процесса, чем делают это чисто, но с постными лицами или с боязнью сфальшивить и вызвать неодобрение музыкального руководителя. Важная задача – научить ребенка любить пение и не стесняться, если что-то не получается. В последние годы в пении детей исчезает плавность, напевность речи. А ведь ещё великий поэт А. С. Пушкин писал: “. А как речь-то говорит. Словно реченька журчит”. Теперь же речь взрослых людей больше похожа на скачки с препятствиями. Даже некоторые ведущие телевизионных программ говорят торопливо, взахлёб, проглатывая слоги. А ведь дети это слышат постоянно и как губка впитывают такую манеру, что отражается и на исполнительстве. Кроме этого, последние научные исследования В. П. Морозова показали, что современные дети, живущие в агрессивной языковой среде, не различают интонацию гнева. Для них резкие интонации и повышенный тон стали чем-то само собой разумеющимся. Нужно постараться вернуть нашим детям одухотворенную речь и распевное, красивое пение. Главная задача – это выработка кантиленного пения.

Для плодотворной работы педагог должен всегда выполнять следующие правила:

• вся вокальная работа должна вестись в негромкой динамике;

• обучать навыку пения надо а сареlla на материале простейших попевок;

• перед детьми должна стоять конкретная задача ( например: “Споем распевку, делая ударения на нижнем и верхнем звуках”);

• необходимо приучать детей слышать себя и слушать других;

• надо сразу пресекать громкое, крикливое пение.

15 слайд - Приемы работы

Охарактеризуем приемы работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию вокально-хоровых навыков. Многие используют их в своей ежедневной работе, т. к. они позволяют добиваться хороших результатов.

1. Пение а capella.

Пение без сопровождения помогает выработать более сосредоточенное внимание поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей.

2. Пение в сопровождении металлофона или флейты.

Эти инструменты имеют звонкий звук и побуждают ребенка петь в высокой позиции звонким звуком.

3. Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук “у”.

Звук “у” позволяет точно направить звук, достать каждую ноту, как иголочкой уколоть ее.

4. Пение с солистами.

5. Использование сказок, историй при распевании

Например, “На лесенке”. На ступеньках лесенки располагаю несколько игрушек. Это могут быть: собачка, лягушка, утка, кошка, воробей. Когда музыкальный руководитель показывает на игрушку, дети, имитируя голос этого персонажа, воспроизводят высоту звука.

6. Игры-повторялки, копирование.

Примером может стать игра “Зеркало” - дети идут по кругу друг за другом и произносят:

Ходим кругом, друг за другом, эй, ребята, не зевать!

Все, что Петя нам покажет, будем вместе повторять!

Удачны вокальные игры “Пой со мной”, “Попугаи”.

7. Песни добавлялки, суть которых – в допевании детьми слов, основанных на четкой тонической опоре. Например “Маша и каша”.

8. Использование музыкально – дидактических игр.

Игра “Птички на проводах” - развивает музыкально-слуховые представления детей, учит воспроизводить мелодию по изображению; игра “Кузнечик” - помогает зрительно представить направление мелодии.

9. Певческая импровизация - очень эффективный метод развития ладового чувства и музыкально-слуховых представлений вообще. Импровизация способствует раскрепощению детей. Обязательное правило для педагога: хвалить ребенка за любое проявление творчества.

16 слайд – Видео - попевка “Падают листики”

17 слайд - Графическое изображение попевки “Ходит зайка по саду”

Участникам мастер-класса предлагается внимательно посмотреть на графическое изображение попевки и постараться узнать её. Это попевка “Ходит зайка по саду”. Давайте пропоем её, помогая себе движением руки. Далее предлагается определить вторую попевку по графическому изображению мелодии, которая выложена на фланелеграфе с помощью полосок разной длины. Это попевка “Лесенка”. Предлагается пропеть её.

18 слайд - Использование дидактических пособий с движущимися деталями

Использование дидактических пособий с движущимися деталями помогает музыкальному руководителю наглядно демонстрировать движение мелодии вверх или вниз. Покажем это на примере попевки “Скок-скок-поскок” : птичка или кузнечик скачет по последовательно по каждой ступеньке или через ступеньку и соответственно пропеваются музыкальные интервалы. Удобно использовать пособие “Кузнечик скачет по одуванчикам”. (Демонстрация)

Необходимо помнить, что перед любым вокальным упражнением надо сделать настройку – дать основной тон или сыграть гармоническую последовательность: T-D-T, T-S-D-T. Это позволяет музыкальному руководителю активизировать у детей слуховое внимание и настроиться на определенную тональность.

Вокальные упражнения можно включать не только в традиционный раздел “Пение” и “Музыкальные игры”, но и в “Музыкально-ритмические движения”, “Слушание музыки”, а так же использовать в качестве динамических пауз не только на музыкальных занятиях.

19 слайд – Пение - удивительное искусство

Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Хоровое пение дает возможность узнать чувство локтя, испытать единение с товарищами. Народные и лирические, военные и шуточные, патриотические и игровые песни способствуют формированию человека доброго, отзывчивого, гуманного, пробуждают у детей чувство товарищества, сопереживания, гордости за Родину, любви к природе. Исполнение песен помогает ребенку выразить свои чувства. Задача педагога – научить малыша любить песню и способствовать тому, чтобы пение для ребенка стало естественной потребностью, чтобы музыка и песня вошли в его жизнь, и он мог испытать то чувство счастья, которое дает исполнение любимой песни. Конечно, работа музыкального руководителя будет плодотворна только в том случае, если воспитатели и родители понимают ее важность и оказывают всяческую поддержку. Обучение пению – длительный и сложный процесс, требующий от музыкального руководителя большого терпения и умения строить учебный процесс так, чтобы ни одна минутка занятия не была потрачена зря. Вспомним слова Протагора: “Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства”.

I I часть. Практикум.

Оборудование: дидактическое пособие “Паровоз”; 2 фланелеграфа, 2 конверта, названия попевок “Василёк, василёк” и “Скок-поскок, молодой дроздок”, короткиие и длинные полоски для выкладывания графической схемы попевки; дидактические пособия “Эхо”, “Качели”; чистые листы бумаги, ручки.

Ход:

Участникам мастер-класса предлагается применить на практике некоторые методические приемы, музыкально-дидактические игры и упражнения для развития вокально-хоровых навыков детей младшего дошкольного возраста.

1. Упражнение-импровизация “Как меня зовут” (по цепочке)

Участники представляют себя и параллельно развивают навык певческой импровизации. Для этого придумывается любая мелодия для своего имени. Педагог-мастер начинает первым, а затем все участники по цепочке также пропевают свое имя на придуманную ими мелодию.

2. Дыхательное упражнение “Паровоз”.

Одному из участников предлагается исполнить роль музыкального руководителя, остальные участники - играют роли детей. Музыкальный руководитель ставит цель работать над развитием дыхания детей (очень важно научить детей правильно делать вдох и грамотно распределять воздух, выдыхая его). Поставленную задачу он предполагает решать с помощью дидактического пособия “Паровоз”. Ознакомившись с описанием по использованию данного пособия он приглашает “детей” для выполнения упражнения. Ведущий благодарит участников и “музыкального руководителя”, дает оценку, указывая на соблюдение методики организации и проведения данного упражнения.

3. Выкладывание и узнавание графического изображения попевки.

Участники делятся на 2 рабочие группы. Каждой группе необходимо выложить графическое изображение попевки. Название попевки и материалы для выполнения находятся в конвертах. После выполнение задания группы меняются местами и по выложенному графическому изображению узнают и исполняют попевку, выложенную другой группой.

4. Работа с использованием наглядных дидактических пособий “Эхо”, “Качели” (в малых группах).

Создаё тся условная ситуация: “Вы приобрели замечательное наглядное музыкально-дидактическое пособие (педагог-мастер раздаёт их группам). Ставится задача объяснить, как будет использоваться данное пособие с целью развития вокальных навыков у младших дошкольников и какие задачи можно решать с его помощью. По окончании работы, каждая группа представляет свой вариант или даёт оценку предложениям коллег.

Педагог-мастер благодарит участников, подчёркивает наличие соответствующих профессиональных компетенций, подчёркивает их умение формулировать образовательные задачи к наглядному методическому материалу, умение обосновывать свою позицию.

Прикреплённые файлы:

pril1_r27nc.ppt | 498,5 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Брейн — ринг для музыкальных руководителейБрейн — ринг для музыкальных руководителей Образованность музыкального руководителя как залог успешной работы Я уже писала о том, что вместе со своей коллегой из другого детского.

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Консультация для музыкальных руководителей «Как выбрать синтезатор» Дорогие коллеги! Сегодня я решила помочь вам разобраться в огромном количестве синтезаторов,которые нам предлагают разные фирмы и магазины. В.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» для музыкальных руководителей Звучит песня Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие» – 1 куплет. Звучит фон Что может быть милей бесценного родного края? Когда человек появляется.

Мастер-класс для музыкальных руководителей, воспитателей, специалистов «Пение — путь к здоровью». ПрезентацияМастер-класс для музыкальных руководителей, воспитателей, специалистов «Пение — путь к здоровью». Презентация Музыкальный руководитель. Уважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю мастер-класс на тему «Пение – путь к здоровью» Слайд № 1 Ни.

Мастер-класс по изготовлению пособия на развитие мелодического слуха и вокально-певческих навыков «Музыкальные капельки»Мастер-класс по изготовлению пособия на развитие мелодического слуха и вокально-певческих навыков «Музыкальные капельки» Мастер – класс «Музыкальные капельки» Представляю вашему вниманию пошаговое изготовление музыкально –дидактического пособия на развитие.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для музыкальных руководителей «Формирование вокально-хоровых навыков у младших дошкольников»
Опубликовано: 20 октября 2022 в 14:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД