Получи документы

Мастер-класс для педагогов по отгадыванию и составлению загадок (5 фото)

Телушкина-Пугурчина Екатерина
Мастер-класс для педагогов по отгадыванию и составлению загадок

Мастер-класс для педагогов по отгадыванию и составлению загадок

Мастер-класс для педагогов по отгадыванию и составлению загадок
Мастер класс для педагогов по отгадыванию и составлению загадок Педсоветы семинары тренинги для педагогов Составление загадок Цель повышение компетентности педагогов в вопро се использования загадок каксредства формирования познавательно речевого развития дошкольников Задачи Расширить представление педагогов о

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Питлярская средняя общеобразовательная школа»

Публикация «Мастер-класс для педагогов по отгадыванию и составлению загадок» размещена в разделах

«Образовательный центр»

Открытое мероприятие

Мастер — класс

по отгадыванию и составлению загадок

«А, ну-ка, воспитатель

Подготовила воспитатель:

Телушкина Е. В.

С. Питляр2022 г.

Цель: повышение компетентности педагогов в вопро-се использования загадок каксредства формирования познавательно-речевого развития дошкольников.

Задачи:

Расширить представление педагогов о загадках и их видах.

Познакомить с практическими приемами работы с загадками с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Создать условия для составления авторской загадки о предмете.

Активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть ин-тересен воспитателям, педагогам-специалистам в работе по речевому и ин-теллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса

Участники мастер-класса

расширят представления о вариантах использования загадок в ре-чевом развитии детей;

научатся составлять загадку собственного сочинения о заданном предмете и оформлять ее в виде открытки.

Необходимое оборудование:

демонстрационное: «Удивительные загадки», ширма с натянутыми нитями для проведения блиц-турнира;

раздаточное: 4 флажка разного цвета, 4 комплекта цифр (от 0 до 9, 4 листа формата А-4 для изготовления загадки-открытки, 4 резинки, 4 простых карандаша, 4 коробки цветных карандашей, 4 коробки восковых мелков, 6 мешочков, 6 любых предметов, листы для записи загадок, 8 раз-ных комплектов игры «Пазлы», бантики, клей, резинки.

Ход мастер-класса

Вводная часть

Ведущий. Добрый день! Весёлый час!

Я приветствую всех вас!

В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать — и я пойму».

Эти мудрые слова можно взять как девиз, как условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребе-нок развивается.

Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше – сто раз сделать.

Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические при-ёмы, которые мы используем в своей работе с детьми в процессе ознаком-ления с загадками.

Теоретическая часть

Давайте немного вспомним, что такое «загадка»?

(ответы участников мастер-класса)

Загадка – выражение, требующее разгадки, краткое образное опи-сание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Поэтому загадки используют в основном в старшем дошкольном возрасте, что позволяет педагогу увеличить продуктивность работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и развитию речи.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию. Разгадывание и составление загадок развивает умение анализировать, сравнивать, обоб-щать, самостоятельно делать выводы и умозаключения.

Существует около 150 видов загадок. А какие виды загадок знаете вы?

(ответы участников мастер-класса)

Обратите внимание на слайд:

Загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отли-чается;

Загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явле-ние;

Комбинированные загадки – это соединение загадки – описания с загадкой – сравнения;

Сюжетные загадки – это загадки, сочиненные детьми с использова-нием логически-последовательного сюжета.

Загадки широко применяются педагогами во всех видах детской де-ятельности (познание, труд, игра, наблюдение и т. д.) : они побуждают ре-бенка к наблюдениям, размышлению, познанию, к активной работе мысли и поиску.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них речи-доказательства и речи-описания. Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, т. е. важным средством обучения связной речи детей, стимулирующим интерес к про-цессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов.

При отгадывании загадки перед детьми необходимо ставить кон-кретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увле-кательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в ис-пользовании лексических и грамматических языковых средств.

Практическая часть

И вот сегодня, я приготовила много интересных загадок и игр с за-гадками, которые мы с вами проведем в виде мастер-класса. Вам предсто-ит пройти ряд испытаний, ответить на вопросы, думаю, что для вас, знато-ков своего дела, это будет несложно!

Если все знаете — вы молодец!

Если не все успешно — идите вперед — все в ваших руках!

Для начала мастер-класса я прошу вас образовать 2 команды.

(Участники мастер-класса выполняют задание)

Вы готовы? И так, начнем!

Задание 1. Литературная викторина

Игровое задание. Вам надо отгадать сказку, которая спрятана в за-гадке. Будьте внимательны! Вас ожидают хитрые вопросы.

Условие выполнения. Отвечать можно только подняв флажок. Так мы определим самую внимательную команду.

• Какой ириской называется известная сказка? («Золотой ключик»)

• Сколько лет было А. С. Пушкину, когда он родл-ся? (Ноль)

• Гримёр – это тот, кто читает сказки братьев Гримм или работник те-атра? (Работник театра, занимающийся гримировкой артистов)

• С какой едой будет сыт не только серый волк, но и все остальные?

(конфеты «Красная шапочка»)

• Мышка к ним пришла на помощь,

Вместе вытянули овощ. (Репка)

• Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

• В дом хозяева вошли — беспорядок там нашли. (Три медведя)

• Назовите место рождения Колобка. (Печь)

• Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапку-невидимку)

Молодцы, у вас все получилось!

Работу по узнаванию (определению) сказки через загадку можно провести по-другому. Все дети любят собирать пазлы, и вы тоже сейчас будете собирать пазлы «Герои сказок».

Задание 2. Пазлы «Герои сказок»

Игровое задание. Вам надо отгадать загадку о герое из сказки, со-брав пазлы.

Условие выполнения. Ведущий читает текст загадки, команда соби-рает пазлы: так вы найдете отгадку о герое сказки. Поднимите флажок, как только вы будете готовы. Итак, все команды готовы!

Загадки к пазлам.

1. Из снега, снега белого

Дочку себе сделали.

А весна-красна пришла-

Дочка и рас-та-я-ла…

(Снегурочка)

2. Вёдра он послал на речку,

Сам спокойно спал на печке,

Спал он целую неделю,

И зовут его… (Емеля)

3. Человек немолодой,

Вот с такущей бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину,

И вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас

Кто же это? (Карабас)

4. Живёт в воде среди болот

Вдали от всяческих забот:

Людей обходит стороной

Хранитель водный….

(Водяной)

5. Я — царевна молодая,

Красотой, умом блистаю,

Но с одним лишь я изъяном:

Я — царевна … (Несмеяна)

6. Поможет девочке мышка,

Если есть не будет лишку.

(Дюймовочка)

7. Он творил немало дел,

Пока воробей не прилетел.

Таким маленьким казался,

Самым храбрым оказался.

(Тараканище)

8. Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конек,

Удивительный конек

По прозванью…

(Горбунок)

Молодцы, у вас все получилось!

Наши игры с загадками продолжаются. И сейчас мы познакомимся с удивительными загадками – загадками-рифмовками или загадками-обманками.

Задание 3. Рифмы или загадки-обманки

Слайд «Загадки-рифмовки загадки-обманки»

Загадки-обманки – это загадки, в которых содержится измененная отгадка. Суть загадок-обманок в том, что ответ, который хочется дать в рифму стихотворения, не является правильным.

Работа с такими загадками позволит развить сообразительность, воображение, любознательность, тренирует память.

Я предлагаю вам небольшую подборку таких загадок.

Игровое задание. Внимательно слушайте загадку. Постарайтесь дать ответ в рифму. Проверьте себя, рассматривая картинки на слайде (на каждую загадку подготовлен слайд по содержанию загадки).

Условие выполнения. Отгадывать загадки будем приемом «По це-почке», начиная с команды педагогов младшего возраста.

• С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает … КОРОВА (ОБЕЗЬЯНА)

• Слышала вся улица,

Как мычала … КУРИЦА (КОРОВА)

• Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый … ВОЛК (МЕДВЕДЬ)

• Кукарекает спросонок

Милый, добрый … Поросёнок (Петух)

• Высокий, длинноногий,

Летать ему не лень —

На крыше из соломы

Устроился … ОЛЕНЬ (АИСТ)

• Все меня боятся —

Я могу кусаться,

Я летаю и пищу —

Жертву я себе ищу,

Ночью мне уж не до игр,

Угадали, кто я? … ТИГР (КОМАР)

• Друг зверей и друг детей

Добрый доктор … БАРМАЛЕЙ (АЙБОЛИТ)

• Он гулял по лесу смело,

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали … ЧЕБУРАШКА (КОЛОБОК)

Молодцы, у вас все получилось! Продолжаем наши игры с загад-ками!

Задание 4. «Математические загадки»

К загадкам, развивающим логику и сообразительность, относятся и математические загадки.

Математическая загадка – это не только игра, но и средство воспи-тания, обучения и развития детей, упражнения в рассуждении, в умении доказывать.

Существуют разные виды математических загадок : логические за-гадки, загадки-задачки, загадки с цифрами, загадки «Весёлый счет», за-гадки-раскраски с использованием цифрового обозначения цвета, загадки о геометрических фигурах, загадки-кроссворды и т. д.

Я предлагаю вам отгадать математические загадки и сыграть в иг-ру, которая называется «Слушай и считай».

Игровое задание. Слушайте загадку и считайте!

Условие выполнения. А свой ответ цифрой поднимайте!

1. Серьезная стройка идет у Сережки:

Из кубиков красных кладет он дорожку.

Один плюс один, плюс один, ещё три —

Считает Серёжка успехи свои.

И ты дай ответ, поразмыслив немножко,

Так, сколько же кубиков в этой дорожке?

(6)

2. Пять конфет взял Степан,

Положил себе в карман.

Две отдал сестричке Оле,

Угостил тремя он Колю.

Сколько же себе конфет

Он оставил? Дай ответ. (0)

3. На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

(Сколько стало щенят) (2)

4. Мелом четверо мальчишек

Семь нарисовали мишек.

Двое белых среди них,

Сколько мишек остальных? (5)

Молодцы, у вас все получилось! Продолжаем наши игры с загад-ками!

Одним из видов логических загадок являются загадки-ребусы.

Задание 5. Разгадай ребусы

Ребус – это загадка, головоломка, состоящая из сочетания букв, слов, цифр, картинок и знаков препинания. Такой вид игры не только увлечет ребенка красочными яркими иллюстрациями, но и, безусловно, поможет в развитии.

Загадки-ребусы для детей имеют много положительных моментов:

Способствуют развитию мышления.

Тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку.

Помогают ребенку расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы.

Тренируют зрительную память, правописание.

Но чтобы разгадать ребус, надо знать правила разгадывания ребу-са.

Первое правило: Сколько запятых стоит перед картинкой или после нее, столько букв отбрасывают или в начале слова, или в конце.

Второе правило: Если предмет на рисунке перевернут, то это слово читают справа налево.

Третье правило: Если два предмета или две буквы, или буквы и цифры нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлени-ем предлога «в».

А сейчас мы будем решать ребусы.

Игровое задание. Внимательно посмотрите на картинку-задание. Вспомните правило, которое подойдет для решения именно этого ребуса, и постарайтесь назвать новое слово (на каждое правило решения ребу-са подготовлены по 2- 3 слайда).

Условие выполнения. Если ребус вы решите, то флажок свой подни-мите! Если ребус не решен, требует объяснения он!

Молодцы, и с решением ребусов вы справились!

Но загадки можно не только отгадывать. Увлекательный процесс – самостоятельное придумывание загадок о предметах живой и неживой природы, предметах домашнего обихода, явлениях природы и окружаю-щей жизни. Сочинять загадки самостоятельно очень обожают дети. Они с удовольствием придумывают загадки. Им особенно нравится придумывать загадки про животных, про времена года, про птиц и растения.

Задание 6. Придумай загадку — нарисуй отгадку

И сейчас, я предлагаю вам придумать собственную, авторскую, за-гадку и сделать загадку-открытку. «Чудесный мешочек» поможет вам вы-брать предмет загадывания. А используя альбомный лист, мы сделаем за-готовку будущей открытки-загадки : лист необходимо согнуть пополам, чтобы получилась открытка. На внешней стороне написать текст загадки. На внутренней стороне – нарисовать отгадку.

Игровое задание. Придумать авторскую загадку о предмете из ме-шочка, оформить открытку-загадку, принять участие в блиц-турнире «Для каждой загадки найдем мы отгадку

Условие выполнения. Свой предмет из мешочка показывать другим группам нельзя.

Спасибо всем за творчество, смекалку и хорошее настроение!

Прикреплённые файлы:

master-klas_0hk6o.pptx | 931,21 Кб
 
Публикации по теме:

«История возникновения загадок». Консультация для педагогов История возникновения загадок. Загадка — это замысловатый вопрос с неким намеком, требующий ответа. Все загадки составляются в краткой и.

Детский мастер-класс по составлению коллажа из журналов и аппликации «Динозаврик»Детский мастер-класс по составлению коллажа из журналов и аппликации «Динозаврик» Ваш ребёнок уже умеет создавать аппликации, но ему уже тесно в этом виде творчества и хочется чего-нибудь нового? Давайте научим его делать.

Детский мастер-класс по составлению натюрморта с яблоками в смешанных техникахДетский мастер-класс по составлению натюрморта с яблоками в смешанных техниках Работа с бросовым материалом несет в себе неиссякаемое поле для воплощения самых разных творческих фантазий. Рядом с нами (и с вами) находятся.

Картотека загадок о книге ко Дню загадок на МAAM КО ДНЮ ЗАГАДОК НА МААМ " КАРТОТЕКА ЗАГАДОК О КНИГЕ " Загадки про книги Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться,.

Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о матрёшке»Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о матрёшке» Матрешка - не только любимая игрушка, она еще и полезна. С ее помощью ребенок учится ориентироваться в величинах, сравнивать предметы,.

Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о зиме»Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о зиме» Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о зиме» Манвелова Мария Степановнавоспитатель разновозрастная (старшая-подготовительная) группа.

Консультация для родителей и педагогов «Увлекательный мир загадок»Консультация для родителей и педагогов «Увлекательный мир загадок» Консультация для родителей и педагогов "Увлекательный мир загадок" День загадывания загадок – традиционно отмечается 26 июля каждый год.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

Детский мастер-класс по объёмной аппликации и составлению коллажа «Пчелка на полянке»Детский мастер-класс по объёмной аппликации и составлению коллажа «Пчелка на полянке» Цель и задачи: активизация мелкой моторики — в младших группах это способствует скорейшему развитию речи, а в старшей и подготовительной.

Обучение детей составлению загадок Обучение детей составлению загадок (Технология А. А. Нестеренко) Мы привыкли, что в детском саду дети традиционно отгадывают загадки. Загадки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов по отгадыванию и составлению загадок
Опубликовано: 15 февраля 2022 в 13:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД