Мастер-класс для педагогов «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в логопедической практике»

Светлана Петунова
Мастер-класс для педагогов «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в логопедической практике»

Мастер - класс для педагогов «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в логопедической практике»

Цель: совершенствовать нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

А сейчас давайте поздороваемся:

Здравствуйте! Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте, на первый взгляд, это самое обыкновенное слово. Но в нём всё: и свет улыбки, и радость встречи, и пожелания здоровья. Говоря: «Здравствуйте», мы желаем человеку быть крепким, сильным, здоровым. Так давайте поприветствуем друг друга.

Дружно за руки возьмемся. Скажем: «Здравствуй», улыбнемся.

Свой мастер-класс я хочу начать с игры.

Игра называется «Ладошки».

Условно разделим зал на две половины. Когда я буду говорить слог – хлопает эта половина, а когда буду произносить слово – вы будете прохлопывать слово по слогам.

Попробуем.

СА-лиса

Ра – нора

Ша-ша – каша

Ра- ра-ра – детвора.

А теперь все дружно и хором произнесем правило: «Говорим всегда красиво, чисто и неторопливо».

Замечательно, сегодня мы с вами не только хорошо поработаем, но и поиграем, ведь человек не может находиться в постоянном напряжении и движении – он устанет, поэтому расслабление и отдых просто необходимы, чтобы набраться сил, чтобы настроение было хорошее, а здоровье – крепкое.

Ход мастера класс:

Для формирования фокус-группы, выполним:

Упражнение «Возьми салфетки»

Инструкция: участники сидят в общем кругу. Я передаю по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

Ведущий: «У всех в руках салфетки?» Хорошо, а теперь давайте начнем. Участник, который взял 3 и более салфеток будет участником.

Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. На некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество. Сколько у вас салфеток в руках?

Сейчас я прошу вас представиться (называя себя только по имени) и назвать свои положительные качества, стороны характера столько, сколько салфеток у вас в руках.

- «Замечательно!» Вот мы и познакомились.

Одним из этапов логопедической работы является артикуляционная гимнастика. И, чтобы не уменьшился интерес к этому виду деятельности, я соединила её с биоэнергопластикой. Вместе с выполнением артикуляционных упражнений, используется рука (сначала одна, потом вторая, рука как бы «дублирует» положение языка.

Приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти.

Хоботок (ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему)

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю, и на место возвращаю

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны

Часики - сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо.

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!"

Качели - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

На качелях

Я качаюсь.

Вверх – вниз,

Вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

Улыбка - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.

Широка Нева – река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краёв и до десны.

Лопаточка - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

Лошадка

Я лошадка – серый бок (цок, цок,

Я копытцем постучу (цок, цок,

Если хочешь, прокачу (цок, цок)."

Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика с применением кинезиологии.

«Зеркальное рисование»

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (елочка, дом,цветок, буквы (А, М, П, Н, Ш, Ж, Т, О, Х, Ф). При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глглаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

«Топор-пила»

Детям предлагается правой рукой изображать пилящие движения, а левой рукой одновременно – рубящие. Затем поменять движения рук.

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью да наоборот».

Задание для педагогов

У каждого участника лист с текстом пальчиковой гимнастики. Участникам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

1. Сбил, сколотил –

вот колесо.

Сел да поехал.

Ах, хорошо!

Оглянулся назад –

одни спицы лежат.

2. Жил-был зайчик длинные ушки.

Отморозил зайчик носик на опушке.

Отморозил носик, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо, волка нет,

И дают морковку на обед.

«Собери бусы»

Из предложенных картинок нужно собрать бусы из слов со звуком Л. Второй вариант – продеть через шнурок только те картинки, в которых есть звук Р.

«Массаж и самомассаж

«Путешествие по телу»

А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

Участники работают в паре:

Взявшись за мочки ушных раковин, оттянуть их вниз.

Взявшись за верхушки ушей, оттянуть их вверх.

Взявшись за середину (не за мочки) ушей, оттянуть их вперед, затем назад и в стороны.

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.

«Геометрические фигуры».

Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперед (ладонями вперед). Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком…О, руки при этом в такт выдоху рисуют круги. Задержать дыхание. Снова глубокий медленный вдох. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком А, руки при этом рисуют в воздухе треугольники.

Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд.

– Произнести слоги на одном выдохе (СПА – СПО – СПУ – СПЫ – СПЭ);

- Слова на одном выдохе (понедельник, пятница, январь,март);

- предложения на одном выдохе.

Пословицы:

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

-Прочитать стихотворения на одном выдохе.

- Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.

- Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч.

А сейчас я вижу, как вам самим не терпится придумать что-то новое, подберите к стихам дыхательные упражнения.

Участники работают в паре.

-Самолётик - самолёт

Отправляется в полёт

Жу- жу -жу

Жу-жу-жу

Постою и отдохну

Я налево полечу

Жу – жу – жу

Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну

-Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание…

Раз, два, три, четыре

Снова дышим: глубже, шире.

Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для глаз.

Упражнение «Снежинка»

У каждого участника лист бумаги одинаковой формы, размера, качества, цвета. Предлагается закрыть глаза и сложить лист пополам, оторвать правый верхний угол, опять сложить пополам, оторвите левый нижний угол, затем снова сложить лист пополам. Оторвите правый верхний Затем снова сложите и оторвите левый нижний. Затем раскрыть снежинку и положить на ладонь

Мы снежинку увидали. -

Со снежинкою играли.

Берут снежинку в руку, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

Отвести её влево.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.

Дети смотрят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.

Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.

Глазки закрываем,

Закрыть ладошками глаза.

Глазки отдыхают.

Следующий метод, который я хочу вам показать, Су - Джок терапия.

Для этого возьмем наши мячики и начинаем катать.

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

Спасибо, молодцы, у вас получилось. Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

Мимические упражнения

Упр. 1. Сложить лист бумаги А4 пополам, ножницами с тупым концом

вырезать любой узор. Напомнить о правилах обращения с ножницами. Развернуть лист бумаги, в получившееся красивое «окошечко» улыбнуться, глядя в зеркало, затем соседу слева, справа. Зарядить друг друга хорошим веселым настроением, поднять брови, глаза счастливые, и так же можно предложить другие варианты мимический упражнений (нахмурься, покажи, как ты грустишь, используя, только что созданную детьми бумажную рамочку, «окошечко».

Игра «Скороговороки»

Задание: Участники поочередно проговаривают скороговорки с заданной интонацией.

Прохор и Пахом ехали верхом. (Грустно)

Валерий кавалерию раскрасил акварелью. Карьером кавалерия скачет у Валерия. (Удивленно)

Добры, бобры идут в боры, Идут бобры в сыры боры, Идут бобры во дворы стары. (Раздраженно).

От топота копыт пыль по полю летит. (Радостно).

Итог мастер- класса

- Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.

-Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

Публикации по теме:

Конспект занятия с элементами нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий «Путешествие в страну здоровья» Тема: «Путешествие в страну здоровья» Задачи: Обучать детей приёмам сохранения здоровья, восстановления сил, снятия напряжения. Формировать.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель. Повышение.

Мастер-класс для педагогов «Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе» Мастер-класс для педагогов по «здоровьесбережению». Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе» Цель: познакомить участников мастер - класса с нетрадиционными методиками, способствующих речевому развитию у детей дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приветствую Вас на своем мастер-классе «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном.

Мастер-класс для педагогов «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ» Мастер-класс для педагогов: Тема: «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ»Формирование правильного звукопроизношения.

Мастер-класс для родителей «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий — аппликатор Ляпко, Фараон» Мастер – класс - Добрый день уважаемые родители! Сегодня мы проведем для вас мастер – класс на тему: «Самое дорогое здоровье». А помогут.

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий — ритмопластики и хатха-йоги» Цель: ознакомление педагогов района с инновационными здоровьесберегающими технологиями в рамках организации воспитательно-образовательного.

Мастер-класс «Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в речевом развитии дошкольников»Мастер-класс «Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в речевом развитии дошкольников» Мастер-класс «Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в речевом развитии дошкольников» Мастер-класс для педагогов ДОУ.

Применение здоровьесозидающих технологий в логопедической практике с детьми дошкольниками Современные представления о здоровье человека неразрывно связаны с его речевым развитием. На ранних этапах развития речи артикуляция звуков.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в логопедической практике»
Опубликовано: 13 марта 2018 в 07:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июля. День сказочных поделок на МААМ

Такие разные сказки — веселые или поучительные, забавные или трагические, а может быть даже страшные, но обязательно со счастливым концом. Невозможно представить детство без сказок! А детский сад — это...

16 июля. День поделок из проволоки на МААМ

Чем хороша проволока в качестве материала для рукоделия? Тем, что она отличается высоким уровнем гибкости. А это значит, что можно придавать ей любую форму, воплощая в реальности даже самые сложные...

Конспект НОД по лепке с детьми раннего возраста на тему «Колобок»
Цель: -Учить детей лепить предметы округлой формы, используя приём раскатывания; -Развивать мелкую моторику пальцев рук; -Формировать интерес к лепке;...
Видео и конспект спортивного праздника «Овощи и фрукты — полезные продукты!» для...
Спортивный праздник "Овощи и фрукты - полезные продукты! " Авторы: Иванова Е. Г, Карачарова Н. П. Цель : создание условий для взаимодействия детей друг...
Маршрут «Вежливый охотник», реализуемый в рамках проекта «Маршруты. На пути к...
Туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность являются одной из важных форм воспитания, обучения и оздоровления дошкольников. В последние годы...