Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»

Елена Гайдар
Мастер-класс для педагогов «Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мастер-класса : познакомить педагогов с одним из элементов инновационной педагогической технологии - «Синквейн», его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников.

План проведения:

1. Теоретическая часть:

Понятие «Дидактический синквейн»

Цель и задачи «Дидактического синквейна»

Правила составления «Дидактического синквейна»

Актуальность технологии «Дидактический синквейн»

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ“» размещена в разделах

Результаты использования технологии «Дидактический синквейн».

II. Практическая часть:

— Совместная работа с педагогами.

— Обсуждение полученных результатов.

III. Вывод.

Сегодня очень важно научить воспитанников не только правильно и чётко говорить, но и мыслить.

Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Что такое синквейн.

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, соблюдая при этом, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ.

В работе по речевому развитию я использую технологии, приёмы и методы которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи.

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.

Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в

детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять

синквейны в форме игры.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки.

Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Синквейн-это план, план-схема, модель в которую заложена определенная информация в виде слов, графических изображений.

Цель обучения составлению синквейна :

Уточнение, расширение, активизация словаря.

Знакомство с понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак».

Дети учатся согласованию слов.

Дети знакомятся с понятием «предложение».

Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используют схемы предложений.

Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой, а также используют знания пословиц, поговорок по теме.

Развитие ассоциативного мышления и образной памяти.

Правила составления синквейна :

Первая строка – одно слово – предмет;

Вторая строка – два слова – признаки;

Третья строка – три слова – действия;

Четвёртая строка – фраза из нескольких слов;

Пятая строка – слова – ассоциации

Примеры синквейна :

1. Кукла

2. Красивая,любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

1. Машина

2. Быстрая,мощная.

3. Едет,обгоняет,тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Транспорт.

Поскольку дети не умеют читать, писать, синквейн мы составляем в устной форме с использованием наглядности, графических схем, по определенному алгоритму. Вот так выглядят символы слов.

Сердце - слово, обозначающее предмет живой.

Серый треугольник - слово, обозначающее предмет неживой.

Желтый треугольник – слово – определение, обозначающие признак предмета.

Зеленый треугольник – слово- обозначающее действие предмета.

Схема распространенного предложения.

Оранжевый круг - слово-ассоциация.

Пример схем синквейна

Слева живой предмет, справа неживой предмет.

Синквейн- загадка.

Например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить, т. е по признакам и действиям предмета, определить что или кто это:

1. ?

2. Серый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Мне нравится этот зверек

5. Дикое животное.

Используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

Актуальность технологии «Дидактический синквейн»

- открывает новые возможности;

- гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление).

- не нарушается общепринятая система воздействия на речевую патологию и обеспечивает ее логическую завершенность;

- данная технология благоприятно влияет на развитие высших психических функций;

- синквейн можно использовать при диагностическом исследовании дошкольников;

- синквейн является игровым приемом.

Опыт моей работы показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях.

Результаты использования:

Оптимизация процесса обучения детей с ОВЗ.

Применяя в своей работе технологию «Дидактический синквейн», у детей наблюдается положительная динамика в развитии связной речи : более быстрый и устойчивый результат в формировании и развитии умения легко и интересно составлять по алгоритму короткие описательные рассказы.

Накопление, совершенствование и актуализация словаря детей по пройденным лексическим темам.

Развитие творческих способностей детей, ассоциативного мышления, образной памяти и тонкой моторики рук.

Самостоятельная работа педагогов.

Темы для составления синквейнов :

Рёбенок

Книга

Ёлка

Утренник

Зима

Море

Медведь

Самолёт

Акула

Снег

Детский сад

Воспитатель

Вывод.

Технология «дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трё х основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, т. к его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей и может успешно применяться в педагогической и логопедической практике и тем самым оптимизировать работу по речевому развитию дошкольников.

Публикации по теме:

Дидактический синквейн как один из методов работы по формированию фонематических представлений у детей с нарушениями речиДидактический синквейн как один из методов работы по формированию фонематических представлений у детей с нарушениями речи Современная логопедия находится в постоянном поиске путей и средств повышения эффективности коррекционного процесса. Любая инновация, используемая.

Дидактический синквейн как средство обучения дошкольников развитию речи Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В дидактическом синквейне самое главное.

Игровая технология  «синквейн» как средство развития речи старших дошкольников Игровая технология - «синквейн», как средство развития речи старших дошкольников. «Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей» Мастер – класс для педагогов ДОУ Тема: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников» Мастер-класс для педагогов ДОУ детский сад №15 «Мнемотехника- как средство развития связной речи дошкольников» Воспитатель: Пестрецова.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Краеведение как средство патриотического воспитания дошкольников» Наш Крым славится своей историей, известными архитектурными памятниками культуры, красивыми уголками природы. Я люблю свой Крым, свой город,.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Использование технологии Синквейн в речевом развитии дошкольников» Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс «Экспериментирование как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста». Цель: Повысить уровень знаний.

Мастер-класс «Использование технологий «синквейн» и «сторителлинг» в работе по развитию речи дошкольников»Мастер-класс «Использование технологий «синквейн» и «сторителлинг» в работе по развитию речи дошкольников» Мастер-класс «Использование технологий «Синквейн» и "Сторителлинг" в работе по развитию речи дошкольников». Подготовила воспитатель Китовского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»
Опубликовано: 8 марта 2019 в 22:17
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гайдар (УИ 213062) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД