Елена Гайдар
Мастер-класс для педагогов «Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : познакомить педагогов с одним из элементов инновационной педагогической технологии - «Синквейн», его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников.
План проведения:
1. Теоретическая часть:
Понятие «Дидактический синквейн»
Цель и задачи «Дидактического синквейна»
Правила составления «Дидактического синквейна»
Актуальность технологии «Дидактический синквейн»
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Результаты использования технологии «Дидактический синквейн».
II. Практическая часть:
— Совместная работа с педагогами.
— Обсуждение полученных результатов.
III. Вывод.
Сегодня очень важно научить воспитанников не только правильно и чётко говорить, но и мыслить.
Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Что такое синквейн.
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, соблюдая при этом, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ.
В работе по речевому развитию я использую технологии, приёмы и методы которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи.
Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.
Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в
детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять
синквейны в форме игры.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки.
Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Синквейн-это план, план-схема, модель в которую заложена определенная информация в виде слов, графических изображений.
Цель обучения составлению синквейна :
Уточнение, расширение, активизация словаря.
Знакомство с понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак».
Дети учатся согласованию слов.
Дети знакомятся с понятием «предложение».
Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используют схемы предложений.
Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой, а также используют знания пословиц, поговорок по теме.
Развитие ассоциативного мышления и образной памяти.
Правила составления синквейна :
Первая строка – одно слово – предмет;
Вторая строка – два слова – признаки;
Третья строка – три слова – действия;
Четвёртая строка – фраза из нескольких слов;
Пятая строка – слова – ассоциации
Примеры синквейна :
1. Кукла
2. Красивая,любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
1. Машина
2. Быстрая,мощная.
3. Едет,обгоняет,тормозит.
4. Я люблю кататься.
5. Транспорт.
Поскольку дети не умеют читать, писать, синквейн мы составляем в устной форме с использованием наглядности, графических схем, по определенному алгоритму. Вот так выглядят символы слов.
Сердце - слово, обозначающее предмет живой.
Серый треугольник - слово, обозначающее предмет неживой.
Желтый треугольник – слово – определение, обозначающие признак предмета.
Зеленый треугольник – слово- обозначающее действие предмета.
Схема распространенного предложения.
Оранжевый круг - слово-ассоциация.
Пример схем синквейна
Слева живой предмет, справа неживой предмет.
Синквейн- загадка.
Например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить, т. е по признакам и действиям предмета, определить что или кто это:
1. ?
2. Серый, колючий
3. Фыркает, спит, сворачивается.
4. Мне нравится этот зверек
5. Дикое животное.
Используя слова из синквейна, придумать рассказ.
1. Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
Актуальность технологии «Дидактический синквейн»
- открывает новые возможности;
- гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление).
- не нарушается общепринятая система воздействия на речевую патологию и обеспечивает ее логическую завершенность;
- данная технология благоприятно влияет на развитие высших психических функций;
- синквейн можно использовать при диагностическом исследовании дошкольников;
- синквейн является игровым приемом.
Опыт моей работы показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.
Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях.
Результаты использования:
Оптимизация процесса обучения детей с ОВЗ.
Применяя в своей работе технологию «Дидактический синквейн», у детей наблюдается положительная динамика в развитии связной речи : более быстрый и устойчивый результат в формировании и развитии умения легко и интересно составлять по алгоритму короткие описательные рассказы.
Накопление, совершенствование и актуализация словаря детей по пройденным лексическим темам.
Развитие творческих способностей детей, ассоциативного мышления, образной памяти и тонкой моторики рук.
Самостоятельная работа педагогов.
Темы для составления синквейнов :
Рёбенок
Книга
Ёлка
Утренник
Зима
Море
Медведь
Самолёт
Акула
Снег
Детский сад
Воспитатель
Вывод.
Технология «дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трё х основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, т. к его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей и может успешно применяться в педагогической и логопедической практике и тем самым оптимизировать работу по речевому развитию дошкольников.