Анжелика Будник
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие логико-математических представлений посредством развивающих игр В. В. Воскобовича»
Мастер - класс для педагогов ДОУ
«Развитие логико-математических представлений посредством развивающих игр В. В. Воскобовича»
Подготовила: Анжелика Сергеевна Будник
Добрый день, Уважаемые коллеги!
Ваше Величество, Игра,
Скорей на помощь малышу!
- Уже пора?
- Давно пора.
- Тогда спешу, спешу, спешу.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Развитие логико-математических представлений посредством развивающих игр В, В, Воскобовича“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Уважаемые педагоги! Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника, соответствуют ФГОС ДО. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для малыша. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.
Я поставила перед собой
Цель:
Прививать детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных заданий и игр, сделать увлекательным для ребенка усвоения начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
Приобщение к образовательному процессу в игровой и занимательной форме.
Вячеслав Вадимович Воскобович, изобретатель, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребёнка. Первые разработки носили конструктивный характер – это был поиск какой-то изюминки. Вячеслав Вадимович подошел к делу творчески и соединил свои идеи с игровыми моментами.
В настоящее время выделено несколько подходов к решению задач и содержанию математического воспитания дошкольников. В основу опыта легли игры В. В. Воскобовича, они уникальны по своим развивающим возможностям, применение которых в работе с детьми дает высокие результаты, позволяя развивать у них математические умения и представления. Практика обучения показала, что на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которые способны вызвать познавательную активность детей.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельной.
Развивающие игры я и наш детский сад начали внедрять с января 2017 года. Были проведены открытые мероприятия. Обратите внимание на экран. В рамках проведения августовской педагогической конференции работников образования города Свободного «Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров: достижения проблемы, перспективы» приняли участие в интерактивной площадке, проведен мастер – класс «День рождение пчёлки Жужи».
С целью ознакомления с формами и методами работы по использованию современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ, состоялось организованная образовательная деятельность с использованием игровой технологии интеллектуально творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.
Уважаемые педагоги! Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника, соответствуют ФГОС ДО. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для малыша. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.
В системе детского сада проводится работа с родителями по данной технологии.
Для распространения и трансляции педагогического опыта неоднократно выступала на муниципальных и внутри садовских мероприятиях.
С января 2020 года мною были проведены педагогические исследования в старшей группе.
Целью исследования было выявление уровня логического мышления у старших дошкольников в экспериментальной группе.
Были использованы методики Роберта Семеновича Немова - психологическое тестирование для исследования образно-логического и наглядно-действенного мышления.
Данные критерии оценивались по балльной системе у каждого ребенка контрольной и экспериментальной групп.
Аналогичное диагностическое исследование было проведено в контрольной группе детей. При сопоставлении результатов исследования был сделан вывод об относительной идентичности экспериментальной и контрольной групп.
В начале 2020 учебного года в подготовительной группе для выявления исходного уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста были подобраны диагностические методики обследования детей.
По методике Эугении – Палмиры Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Людмила Аполлоновна Ясюкова.
Ссылки на методики на экране.
Вашему вниманию предлагаю мастер – класс по изготовлению математического планшета В. В. Воскобовича.
«Геоконт»
Играя с «Геоконтом» у детей развивается сенсомоторные способности (освоение цвета, формы, величины, креативное мышление).
Работая по методике В. В. Воскобовича, хотелось, что бы у каждого ребенка был такой квадрат.
Решила показать, как сделать «Геоконт» своими руками.
Переходим к практической части:
«Геоконт» - это планшет, представляющий собой деревянную дощечку (это может быть кусок фанеры или обычная разделочная доска). Сначала я покрасила дощечку в белый цвет, краску я взяла специальную по металлу без запаха. Потом покрасила в яркий желтый цвет. Можно взять – гуашь, акриловые краски. Но гуашь желательно покрывать лаком, она мажет руки. Лучше акриловые краски, они не мажутся. После сделала разметку. По этой разметке очень хорошо изучать геометрические фигуры, оси координат.
Также, силовые кнопки, которые можно купить в любом канцелярском отделе. К сожалению, они всего четырех цветов. Ребенку от 1 года можно изготовить планшет 3*3 кнопки (всего 9 кнопок). Ребенку от 2-х лет 5*5 кнопок (всего 25 кнопок). Кнопки могут быть расположены на расстоянии 2 см., 3 см., 5 см. Закрепить кнопки можно двумя способами: вбить молотком в деревянную поверхность или с помощью маленького сверла сделать отверстия, а затем, обмакнув в клей кнопки, вставить в отверстие. Мы с вами выберем первый способ.
Прошу вас взять молотки и вбить кнопки по диагонали с левой стороны. Вбивать нужно аккуратно, они могут обломаться.
Планшет готов!
К нему в комплект вы можете подобрать самые разнообразные резиночки (показать) : банковские, резинки для волос, бельевые разноцветные (к сожалению, в городе Свободном их купить не возможно, поэтому нужно выписывать через интернет).
1. Дорогие участники, я предлагаю вам для начала взять одну резиночку и попробовать растянуть её на прибитых к доске кнопках.
2. Обратите внимание, что это можно сделать не только прямой, но и по диагонали, разворачивая резиночку.
3. Так же можно использовать не одну, а две, три, да еще и разного цвета, что позволяет и ребенку проявить свою фантазию. Проявите и вы, свою фантазию, выложите любую фигуру. Для закрепления математических представлений, вы можете предложить ребенку выложить геометрическую фигуру.
4. Уважаемые участники, выложите, пожалуйста, на своих планшетах треугольник. Обратите внимание, что фигура всегда получается ровной, ребёнок испытывает положительные эмоции. Получилось? Молодцы!
5. Далее задание усложняется. Изобразите квадрат красного цвета, ромб желтого цвета, а прямоугольник зеленного цвета. Закрепление основных цветов проходит непосредственно в игре.
Еще один способ взаимодействия «Геоконта» - это выполнение задания по образцу. Например, слева на планшете вы можете выложить простую геометрическую фигуру, букву, цифру, и тд., а затем попросить ребёнка справа на планшете ее повторить. Пожалуйста, выполняйте. Слева мы с вами сделаем треугольник, а справа вы повторите. Что у нас в итоге получилось? «Бабочка». И дальше можно развивать игровую ситуацию.
Теперь мы с вами можем смело отправляться В КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. На чем бы вы хотели путешествовать? А на чем быстрее? Предлагаю, вам построить зеленой резиночкой ракету ( зацепляем резиночку:
С-4, З-2, К-2, К-4, С-4, З-4, З-2, К-2.
Вот мы и готовы к полету. Для того, чтобы ракета взлетела, мы с вами должны посчитать в обратном порядке от десяти до одного.
10, 9 ….Пуск!
Ракета летит быстро вот мы с вами и в космосе. За время полета надо успеть увидеть, какие планеты находятся рядом с нашей планетой Земля. В самом центре сияет самая яркая звезда – Солнце, которая дарит тепло и свет всем планетам.
Давайте себе на память об увлекательном путешествии возьмем космическую звезду. А найдем мы такую звездочку, у которой столько лучей, сколько пальцев у вас на руке.
Конструируем на поле планшета звезду: точки
С-4, З-1, Ж-4, К-1, К-4, С-3, З-4, З-1, Б-4, К-1.
Ну, вот нам пора возвращаться на Землю. Давайте произведем посадку. Возьмем синюю резиночку и сделаем планету Земля. Мы вернулись домой, молодцы, сегодня мы были настоящими изобретателями и космонавтами, выносливыми и смекалистыми, активными.
Также с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать обучающую игру кораблик «Плюх – плюх».
Данная развивающая игра выполнена в виде яркого кораблика с разноцветными флажками-парусами, которые можно легко надевать на деревянные реи. На основании кораблика нанесены цифры от 1 до 5. Кораблик выполнен из фанеры, покрашен теми же красками что и «Геоконт». Реи я сделала из медицинских палочек. В фанере сделаны отверстия, в эти отверстия вставляем палочки и заливаем клеем – пистолетом. Флажки изготовлены из разноцветного фетра. Размеры кораблика на экране.
Обучающая сказка «Кораблик Плюх-Плюх» : игры для детей 2-4 лет
Кораблик рассекает волны под разноцветными парусами. На его борту – отважная команда: Лягушки-матросы и Гусь-капитан. Вместе с вашим ребенком эти веселые персонажи отправились в путешествие по морю знаний. В их компании малышу будет еще интереснее выполнять различные игровые задания.
Сами задания встречаются по ходу сюжета. То есть взрослый просто рассказывает сказку, а малыш попутно выполняет те или иные действия:
Сначала выполняем команду капитана «Снять все флажки!» и опять надеваем их на мачты в том же порядке. (Мелкая моторика)
Подул сильный ветер, и все флажки перепутались. Сортируем их по цвету и сравниваем по количеству. (Навыки счета, логика, изучение цветов)
Капитан снова командует: «Флажки одного цвета на мачту!» Учимся различать высокие и низкие мачты. На какую мачту наденется больше всего флажков? А на какую меньше всего? (Логика, счет, понятие размера)
И вот плывет «Кораблик Плюх-Плюх» с красивыми разноцветными мачтами. Называем цвета самой низкой и самой высокой. А можно попробовать перечислить и все остальные цвета. (Повторение цветов и размеров)
Вдруг кораблик захлестнула волна. «Сушить флажки!» – командует Гусь. Надеваем все флажки на шнурок двумя способами: через металлическое отверстие или через сам флажок. Можно сделать нарядную гирлянду (мелкая моторика, понятие симметрии, творчество).
Проверяем, все ли флажки на месте после бури: выкладываем их в 5 рядов по цветам, пересчитываем, говорим, где флажков меньше/больше (повторение счета и цветов, логика).
Лягушки-матросы отдыхают и вместе с ребенком складывают из флажков красивые узоры (комбинаторика, симметрия, творчество).
«Полный вперед! Поднять паруса!» – кричит капитан. Надеваем на мачты сначала по одному флажку, затем еще по одному и так далее. На сколько мачт поместилось по одному флажку? На сколько – по два, три, четыре, пять? (логика, повторение счета и размеров)
Пусть предложенная сказка будет для вас только основой для дальнейшей игры. Придумывайте свои повороты сюжета, а вместе с ними – новые задания.
Игры с «Корабликом Плюх-Плюх» для детей старше 4 лет
Ребятам старше 4 лет это пособие также интересно и полезно. Предложите им более сложные задания. Например, такие:
Освоение пространственных отношений: поверни тот или иной флажок вправо/влево, какого цвета третий флажок на пятой мачте, отыщи средний флажок на самой высокой мачте и т. п.
Решение логических задач : покажи мачту, которая ниже самой высокой, но выше средней; покажи все мачты выше второй и т. п.
Обучение счё ту свыше 5: сколько всего флажков на кораблике? Надень на две мачты флажков поровну и т. п.
Осваивайте веселую математику вместе с командой «Кораблика Плюх-Плюх»!
А закончить своё выступление я бы хотела словами Василия Александровича Сухомлинского:
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю».