Елена Рузанова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Учеными давно доказано, что движения рук находятся в тесной связи с умственным развитием.
"Рука - это инструмент всех инструментов", - сказал еще Аристотель.
"Рука - это своего рода внешний мозг!" - писал Кант.
Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н. э. В Китае специалисты утверждали, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Развитие мелкой моторики рук у дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему.
Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.
Мелкая моторика - это способность мелких мышц пальцев выполнять тонкие координированные движения, главную роль в осуществлении которых играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза. Мелкая моторика является компонентом общего двигательного развития, предполагает способность ребенка пальчиками осуществлять какую - либо деятельность (застегивать пуговицы, молнии, зашнуровывать ботинки, лепить, рисовать, писать и т. д.).
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма.
Для развития мелкой моторики руки много интересных приёмов, в частности, массаж и самомассаж.
Основные приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
Самомассаж - это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Упражнения лучше сопровождать стихотворным текстом, что хорошо дополняет гимнастику.
Примеры:
Упражнение 1. Растирать, массировать пальчики по очереди большим пальцем.
Чтоб здоров был пальчик наш, Мы с обратной стороны
Сделаем ему массаж. Пальчик растереть должны,
Посильнее разотрём Чтобы он повеселел,
И к другому перейдём. Был здоров и не болел.
Упражнение 2. Поглаживать одной рукой другую.
Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь её немножко.
Упражнение 3. Растирание каждого пальчика круговыми движениями, начиная от кончика. Начинать с мизинца.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
А вот этот сел и съел, -
Оттого и потолстел.
Упражнение 4. Похлопывать по внутренней стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки. Повторить упражнение, меняя руки.
Вот весёлые цыплятки Вот уже друзья-цыплятки
В огород пришли на грядку. На другую влезли грядку.
Они радостно идут, Там клюют цыплята зёрна
Быстро зёрнышки клюют. Так же смело и проворно.
Использование тренажеров и массажеров повышает интерес детей.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.
Их можно условно разделить на 3 группы:
- игры без предметов;
- с использованием атрибутики;
- игры с предметами.
Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе — это зависит от направленности упражнения.
Изначально даются однотипные и одновременные движения, направленные на развитие согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаются более сложные — разнотипные движения. Особо подчеркнем, что основная цель такой работы не механическая тренировка движений руки, а систематическое обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям.
Игра "Моя семья"(поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Игра "Лошадки"(Пальчики "скачут" по столу в ритме стихотворения)
По дороге белой, гладкой Скачут пальцы, как лошадки. Чок-чок-чок, чок-чок-чок. Скачет резвый табунок.
Упражнение «Колечки» Соединять по очереди большой пальчик с остальными и проговаривать скороговорки. Например:
Куры, гуси, да индюшки Наклевалися петрушки, Закусили лебедой, Побежали за водой.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
«Капуста»
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
В кадку все утрамбовали,
Сверху грузиком прижали.
(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).
(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя). (имитируют посыпание соли из щепотки).
(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).
(потирают кулак о кулак).
(ставят кулак на кулак).
«Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
(опять «варят» и «мешают»).
«Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы, листья рябины,
Листья тополя, листья осины,
Листья дуба соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(загибают пальчики, начиная с большого)
(сжимают и разжимают кулачки)
(загибают пальчики, начиная с большого)
(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками).
«Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел дождик погулять.
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: -Ох!
И ушел - газон засох.
(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца)
(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)
(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)
(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)
(часто и ритмично бьют в ладоши, один хлопок)
(ритмичные хлопки по столу).
Для развития мелкой моторики полезны упражнения с использованием предметов. Это и специальные массажные валики, ролики, палочки и игольчатые мячи (мячик су-джок) и шипованные (резиновые) мячи. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма.
Можно катать су-джок, проговаривать любые стихи и скороговорки.
Например:
Этот шарик непростой,
Он колючий, вот какой! В кулачок его сожмём.
Будем с шариком играть,
Своим ручкам помогать.
Раз- катаем, два- катаем
И ладошки согреваем.
В ручку правую возьмём,
В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем -
Шарик мы не выпускаем.
Сильней на шарик нажимаем,
Как колобок мы покатаем.
И посмотрим на ладошки, -
Есть у нас на них горошки?
Колет мне ладошки ёж. - Ты колючий, ну и что ж! Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить.
– Здравствуй, ёжик! Где ты был?
- За грибами в лес ходил!
По кустам катился,
Людей сторонился.
Упражнение с эспандером. Ребёнок сжимает резиновое кольцо и проговаривает:
Я сожму своё кольцо – Буду сильным молодцом. Буду младших защищать, Буду слабым помогать.
Таким образом, пальчиковые игры и есть тот самый искомый золотой ключик к интенсивному развитию способностей малыша. Сейчас учёными-физиологами доказано, что тренировка пальцев стимулирует развитие определённых зон головного мозга, которые, в свою очередь, влияют на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координация движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, художественный и ручной труд, ниткопись - выкладывание ниткой контуры предметов по предварительно проведённой линии и т. д.).
Прекрасным тренажером для развития мелкой моторики является песок. Вся работа направлена на снижение гиперактивности, эмоционального напряжения, развития мелкой моторики пальцев рук. Пересыпание песка, перебирание его руками расслабляет, успокаивает и служит массажем для рук. Проводятся различные упражнения: рисование на песке пальцами, палочкой, путем раздувания через трубочку, раздвигания руками, нахождение маленьких игрушек в песке. Вместо песка можно использовать крупу (манку, рис, гречку)
Развитию тактильных ощущений способствует «Пальчиковый бассейн», Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" способствует активизации двигательной активности рук.
Средством для развития движений пальцев является пальчиковый театр. Разыгрывание небольших сценок, пересказывание коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук способствует тому, что кисть руки детей приобретает гибкость, уменьшается скованность движений, появляется согласованность действий обеих рук, движения становятся координированными.
Работа по развитию мелкой моторики должна быть систематическая. Только в этом случае будет достигнут наилучший эффект от упражнений. Занятия должны приносить детям положительные эмоции, нельзя допускать переутомления, что может губительно сказаться на здоровье ребёнка.
Возможные игры по развитию мелкой моторики рук:
Игры с мелким материалом
- игры с разноцветными крышками, камешками, выкладывая из которых красочные узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение;
- игры с палочками; - игры с мозаикой, конструктором; - игры с пуговицами, бусинами, косточками, семенами плодов.
Например, перекатывать плоды каштана.
Развитие графической моторики: - рисование по трафарету; - рисование по фигурным линейкам; - штриховка; - работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;
В процессе игровых заданий дети получают следующие навыки:
- совершенствуют общую и мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение классифицировать по заданному принципу, выполнять движения рукой в заданном направлении;
- работают над темпом выполнения задания, аккуратностью и усидчивостью, над развитием устойчивого внимания и воображения;
- развивают зрительно-моторные координации, дифференциацию лево - право, вперед-назад, произвольность психических процессов, визуальное и аудиальное внимание, умение выполнять задание по схеме и по описанию на слух;
- закрепляют знания о свойствах разных материалов, о правильной ориентации элементов написания печатных букв и цифр; углубляют понятия о величине, цвете, толщине, понятия «множество» и «включение»; - корректируют зеркальное письмо в изображениях различной конфигурации, каналы восприятия.
Слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать!
Главное - не упустить время!