елена нестерова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством детского экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Развитие речи дошкольников посредством детского экспериментирования»
СЛАЙД 1
Подготовила педагог высшей квалификационной категории, воспитатель МБДОУ «Бархатовский детский сад» Нестерова Е. В.
СЛАЙД 2
Цель мастер-класса :
Создание условий для осмысления педагогами роли детского экспериментирования в речевом развитии дошкольников.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Развитие речи дошкольников посредством детского экспериментирования“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2019
1. Представить педагогам приемы по развитию речи, применяемые при организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста;
2. Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
Оборудование: мультимедийный проектор, проекторный экран, презентация, емкости для воды, вода, картон, бумага, салфетки, клей, бумажные «смайлики», карта фиксации результатов, телефон, игрушки-мышь, заяц, светлячок.
Актуальность. СЛАЙД 3
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались поделиться опытом, наработками, инновациями в очень важном направлении нашей работы- Проблеме формирования речи у детей дошкольного возраста. Речь, это такой процесс, о развитии которого мы можем судить, только услышав ее (речь не пощупаешь, не слепишь, а дети, как известно, познают мир и развиваются если имеют возможность тесного контакта с окружающей средой.
Поэтому во второй младшей группе я определила тему своего самообразования - «Организация детского экспериментирования», так как знаю, что при непосредственном действии с предметами, дети усваивают материал гораздо быстрее и качественнее, чем со слов или при демонстрации наглядного материала.
Занимаясь с детьми экспериментированием, изначально я не ставила самоцелью развитие речи. Ведь главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что дети практическим путем получают реальные представления о свойствах, качествах, и других различных сторонах окружающих предметов и явлений окружающей среды.
СЛАЙД 4
Однако в процессе своей работы, я пришла к выводу, что детское экспериментирование оказывает большое влияние и на речевые умения ребенка, такие как:
1. развитие коммуникативных навыков
Экран: (умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника).
СЛАЙД 5
2. Обогащение словарного запаса детей (путём его пополнения существительными, обозначающими материалы, из которых сделаны предметы, прилагательными, обозначающими признаки, свойства и качества материалов, глаголами, обозначающими действие с этим предметом и т. д.)
СЛАЙД 6
3. Формирование связной речи (т. е., содержательной, логичной, последовательной, организованной, ведь в процессе эксперимента возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, уметь рассказать об этапах и результатах эксперимента).
СЛАЙД 7
4. Развитие речевого творчества (в процессе совместной деятельности и поиска идет проверка речевых высказываний как других детей, так и самого себя).
Кроме того, игры-эксперименты развивают мелкую моторику, тактильные анализаторы.
Всё это стимулирует развитие речи.
СЛАЙД 8 (НЕ ГОВОРЮ)
академик Н. Н. Подьяков считает, что: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
Многие ведущие педагоги страны активно работают над внедрением метода экспериментирования в ДО, Существует несколько методик организации и алгоритмов проведения исследовательской деятельности в детском саду,
СЛАЙД 9
В своей работе по экспериментированию с детьми младшего и среднего возраста я придерживаюсь технологии Н. М. Коротковой, но в старшем возрасте планирую использовать технологию А. И. Савенкова
«Маленький исследователь», которая поможет детям научиться:
• видеть проблему;
• задавать вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определения понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• анализировать полученный в ходе исследования материал;
делать выводы и умозаключения
сама технология очень емкая и требует на осмысление большего времени, но сегодня я постараюсь показать вам некоторые приемы, которые позволяют мне решать комплекс задач, в том числе и задачу речевого развития дошкольников.
Ход МАСТЕР-КЛАССА
Слайд 10
Недавно в нашей группе прошел проект «Ах, эта Бумага!». Сегодня мы с вами будем уточнять и закреплять представления о бумаге и ее свойствах.
Ведущая: посмотрите, какую красивую коробочку я сегодня принесла! Как вы думаете, что в ней?
На самом деле, в ней много интересных вещей. (выставляю)
Расскажите, пожалуйста – из чего сделаны эти предметы, и для чего они нужны? ( поочередно достаю из коробки предметы сделанные из бумаги: стакан, колпак, тетрадь, тарелку, книгу, паззлы)
Ведущая:
-Что объединяет все эти предметы? (они сделаны из бумаги и несут пользу человеку)
- Молодцы! А теперь давайте поиграем и узнаем, где и для чего используют ту или иную бумагу.
Условие –тот участник, который достает лист бумаги, задает о нем вопросы своему соседу.
Я листочки положила в большую коробку.
Пожалуйста, (имя участника МК) вынь листок и задай вопрос своему соседу. (участники поочередно достают лист картона, бумаги и салфетку, по окончании рассказа кладут бумагу на стол)
Ведущая: скажите, а может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? Почему из бумаги не делают посуду, мебель, не шьют одежду, обувь? (ответы участников)
- Физминутка: (Встаем) игра
Давайте поиграем в игру «Бывает - не бывает». Если я назову предмет, который может быть сделан из бумаги - вы хлопаете в ладоши. Если нет -топаете. Будьте внимательны! (машина, журнал, груша, альбом, диван, книга, тарелка, игрушка.)
Ведущая: Сегодня я расскажу вам удивительную сказку. Но эта сказка не простая. Вы готовы ее слушать? Тогда подойдите к столу, и слушайте сказочную историю…
Жили – были Картончик (лист картона, Листочек (лист бумаги) и Салфеточка (бумажная салфетка).
И однажды вышел у них спор: «Кто из них нужнее и важнее?».
А вы как считаете, кто важнее? Возьмите себе ту бумагу, которая кажется важнее и нужнее.
Долго они спорили, даже поссорились, и разошлись по углам (участники рассаживаются за столы, образуя 3 команды).
Но врозь скучно, и тогда они решили отправиться в путешествие.
Совсем немного прошли, как на пути встретилась Мышка (игрушка).Решили у нее спросить. (участники задают вопрос Мышке)
Мышка была хитрая, и ответила: «Тот, кто поможет мне переправиться через реку!»
Ведущая: Подскажите ребята: «Как можно помочь Мышке переплыть через реку? (участники делают предположения, приходят к выводу: нужно сделать кораблик)
Опыт № 1: складывание кораблика из трех видов бумаги. (участники рассказывают, какой кораблик лучше и почему, отмечают итог смайликами в таблице.)
Вывод: Кораблик из бумаги самый хороший. Картон – плотный и его тяжело складывать. Салфетка – очень мягкая, быстро рвется и не держит форму.
Села Мышка в кораблик и переплыла через реку.
Отправились друзья дальше в путь, и повстречался им Зайка. Хочет он попить из ручейка, но не знает, во что налить воду.
Ведущий: Подскажите ребята: «Как можно помочь Зайке? (Участники предлагают сделать кулек).
Опыт№ 2: Предложить ребятам свернуть три вида бумаги в кулечки и налить в них воду.
Вывод: Кулек из картона - самый удобный, толстый, не промокает, долго держит воду. Кульки из салфетки и бумаги – не подходят, быстро мокнут, пропускают воду. (Фиксируем результаты в таблице.)
Утолил жажду Зайка, сказал спасибо и убежал в лес.
Мелодия «Слезки»
Отправились друзья дальше в путь. Шли, шли, и вдруг слышат…что это? Что вы слышите?
Видят, сидит на полянке девочка и громко плачет.
Оказалось,что брызги воды попали на ее крылышки, и она не может улететь домой…
Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь девочке? (протереть крылышки).
Опыт № 3: Предложить ребятам вытереть капли воды бумагой, картоном и салфеткой.
Вывод: Салфетка – мягкая, легко мнется и лучше вытирает и впитывает. Картон – грубый, тяжело мнется, плохо впитывает жидкость. Бумага – менее грубая, но тоже плохо собирает жидкость с поверхности. (расставляем смайлики в таблице).
Помогла Салфеточка девочке обсушить ее крылышки. Поблагодарила ее девочка, и полетела домой!
Ходили, ходили бумажные друзья по лесам да полянкам, но так и не выяснили: «Кто из них самый нужный и важный».
Ребята, а давайте по телефону расскажем им, почему все они очень нам нужны и важны.
Подведение итога форме «телефонного разговора»
Участники рассказывают в телефонную трубку, опираясь на таблицу со смайликами (что узнали из опытов).
Ведущая: И так, кто же в конце концов оказался важнее и нужнее?
Конечно, они все нужны, важны и без них нам не обойтись. Правы были все, но каждый по-своему.
Слайд 11
Уважаемые коллеги, как видите, метод детского экспериментирования не труден, он просто непривычен. Слово «эксперимент» переводится как «проба, опыт», и я желаю вам в своей деятельности не бояться пробовать и внедрять в свою деятельность что то новое!
Слайд 12
Уважаемые участники МК, а так же зрители и члены жюри, я буду вам благодарна, если вы выразите свое мнение по поводу данного материала с помощью вот этих смайликов, которые нужно прикрепить напротив выбранного ответа:
-мне пригодится, хочу попробовать
-не узнала ничего нового
-получила новые знания, но к данной деятельности не готова.
приложение 1
Как сложить кораблик из бумаги
Берем прямоугольный лист бумаги. Складываем его пополам поперек. На месте изгиба обозначаем средину. К ней загибаем верхние углы.
Внизу остается узкая полоска, которую нужно подогнуть к краям уголков. Сделать это надо с обеих сторон, чтобы внутри образовался своеобразный карман. Уголки этих полосочек загибаем в сторону нашей поделки, чтобы они словно обняли изделие.
Теперь поворачиваем заготовку на девяносто градусов в плоскости стола и складываем с боков таким образом, чтобы в руках у нас оказался ромб. Свободные углы отворачиваем вверх. Оставляем их в таком положении и возвращаем заготовку в ту позицию, в которой мы начинали ее складывать.
И теперь самое интересное – тянем за поднятые уголки, и кораблик раскладывается. Теперь он готов покорять просторы маленьких ручьев и больших морей. Вот так просто сделать кораблик из бумаги своими руками.