МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством детского экспериментирования»

елена нестерова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством детского экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс

«Развитие речи дошкольников посредством детского экспериментирования»

СЛАЙД 1

Подготовила педагог высшей квалификационной категории, воспитатель МБДОУ «Бархатовский детский сад» Нестерова Е. В.

СЛАЙД 2

Цель мастер-класса :

Создание условий для осмысления педагогами роли детского экспериментирования в речевом развитии дошкольников.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Развитие речи дошкольников посредством детского экспериментирования“» размещена в разделах

1. Представить педагогам приемы по развитию речи, применяемые при организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста;

2. Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.

Оборудование: мультимедийный проектор, проекторный экран, презентация, емкости для воды, вода, картон, бумага, салфетки, клей, бумажные «смайлики», карта фиксации результатов, телефон, игрушки-мышь, заяц, светлячок.

Актуальность. СЛАЙД 3

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались поделиться опытом, наработками, инновациями в очень важном направлении нашей работы- Проблеме формирования речи у детей дошкольного возраста. Речь, это такой процесс, о развитии которого мы можем судить, только услышав ее (речь не пощупаешь, не слепишь, а дети, как известно, познают мир и развиваются если имеют возможность тесного контакта с окружающей средой.

Поэтому во второй младшей группе я определила тему своего самообразования - «Организация детского экспериментирования», так как знаю, что при непосредственном действии с предметами, дети усваивают материал гораздо быстрее и качественнее, чем со слов или при демонстрации наглядного материала.

Занимаясь с детьми экспериментированием, изначально я не ставила самоцелью развитие речи. Ведь главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что дети практическим путем получают реальные представления о свойствах, качествах, и других различных сторонах окружающих предметов и явлений окружающей среды.

СЛАЙД 4

Однако в процессе своей работы, я пришла к выводу, что детское экспериментирование оказывает большое влияние и на речевые умения ребенка, такие как:

1. развитие коммуникативных навыков

Экран: (умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника).

СЛАЙД 5

2. Обогащение словарного запаса детей (путём его пополнения существительными, обозначающими материалы, из которых сделаны предметы, прилагательными, обозначающими признаки, свойства и качества материалов, глаголами, обозначающими действие с этим предметом и т. д.)

СЛАЙД 6

3. Формирование связной речи (т. е., содержательной, логичной, последовательной, организованной, ведь в процессе эксперимента возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, уметь рассказать об этапах и результатах эксперимента).

СЛАЙД 7

4. Развитие речевого творчества (в процессе совместной деятельности и поиска идет проверка речевых высказываний как других детей, так и самого себя).

Кроме того, игры-эксперименты развивают мелкую моторику, тактильные анализаторы.

Всё это стимулирует развитие речи.

СЛАЙД 8 (НЕ ГОВОРЮ)

академик Н. Н. Подьяков считает, что: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

Многие ведущие педагоги страны активно работают над внедрением метода экспериментирования в ДО, Существует несколько методик организации и алгоритмов проведения исследовательской деятельности в детском саду,

СЛАЙД 9

В своей работе по экспериментированию с детьми младшего и среднего возраста я придерживаюсь технологии Н. М. Коротковой, но в старшем возрасте планирую использовать технологию А. И. Савенкова

«Маленький исследователь», которая поможет детям научиться:

• видеть проблему;

• задавать вопросы;

• выдвигать гипотезы;

• давать определения понятиям;

• классифицировать;

• наблюдать;

• проводить эксперименты;

• анализировать полученный в ходе исследования материал;

делать выводы и умозаключения

сама технология очень емкая и требует на осмысление большего времени, но сегодня я постараюсь показать вам некоторые приемы, которые позволяют мне решать комплекс задач, в том числе и задачу речевого развития дошкольников.

Ход МАСТЕР-КЛАССА

Слайд 10

Недавно в нашей группе прошел проект «Ах, эта Бумага!». Сегодня мы с вами будем уточнять и закреплять представления о бумаге и ее свойствах.

Ведущая: посмотрите, какую красивую коробочку я сегодня принесла! Как вы думаете, что в ней?

На самом деле, в ней много интересных вещей. (выставляю)

Расскажите, пожалуйста – из чего сделаны эти предметы, и для чего они нужны? ( поочередно достаю из коробки предметы сделанные из бумаги: стакан, колпак, тетрадь, тарелку, книгу, паззлы)

Ведущая:

-Что объединяет все эти предметы? (они сделаны из бумаги и несут пользу человеку)

- Молодцы! А теперь давайте поиграем и узнаем, где и для чего используют ту или иную бумагу.

Условие –тот участник, который достает лист бумаги, задает о нем вопросы своему соседу.

Я листочки положила в большую коробку.

Пожалуйста, (имя участника МК) вынь листок и задай вопрос своему соседу. (участники поочередно достают лист картона, бумаги и салфетку, по окончании рассказа кладут бумагу на стол)

Ведущая: скажите, а может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? Почему из бумаги не делают посуду, мебель, не шьют одежду, обувь? (ответы участников)

- Физминутка: (Встаем) игра

Давайте поиграем в игру «Бывает - не бывает». Если я назову предмет, который может быть сделан из бумаги - вы хлопаете в ладоши. Если нет -топаете. Будьте внимательны! (машина, журнал, груша, альбом, диван, книга, тарелка, игрушка.)

Ведущая: Сегодня я расскажу вам удивительную сказку. Но эта сказка не простая. Вы готовы ее слушать? Тогда подойдите к столу, и слушайте сказочную историю…

Жили – были Картончик (лист картона, Листочек (лист бумаги) и Салфеточка (бумажная салфетка).

И однажды вышел у них спор: «Кто из них нужнее и важнее?».

А вы как считаете, кто важнее? Возьмите себе ту бумагу, которая кажется важнее и нужнее.

Долго они спорили, даже поссорились, и разошлись по углам (участники рассаживаются за столы, образуя 3 команды).

Но врозь скучно, и тогда они решили отправиться в путешествие.

Совсем немного прошли, как на пути встретилась Мышка (игрушка).Решили у нее спросить. (участники задают вопрос Мышке)

Мышка была хитрая, и ответила: «Тот, кто поможет мне переправиться через реку!»

Ведущая: Подскажите ребята: «Как можно помочь Мышке переплыть через реку? (участники делают предположения, приходят к выводу: нужно сделать кораблик)

Опыт № 1: складывание кораблика из трех видов бумаги. (участники рассказывают, какой кораблик лучше и почему, отмечают итог смайликами в таблице.)

Вывод: Кораблик из бумаги самый хороший. Картон – плотный и его тяжело складывать. Салфетка – очень мягкая, быстро рвется и не держит форму.

Села Мышка в кораблик и переплыла через реку.

Отправились друзья дальше в путь, и повстречался им Зайка. Хочет он попить из ручейка, но не знает, во что налить воду.

Ведущий: Подскажите ребята: «Как можно помочь Зайке? (Участники предлагают сделать кулек).

Опыт№ 2: Предложить ребятам свернуть три вида бумаги в кулечки и налить в них воду.

Вывод: Кулек из картона - самый удобный, толстый, не промокает, долго держит воду. Кульки из салфетки и бумаги – не подходят, быстро мокнут, пропускают воду. (Фиксируем результаты в таблице.)

Утолил жажду Зайка, сказал спасибо и убежал в лес.

Мелодия «Слезки»

Отправились друзья дальше в путь. Шли, шли, и вдруг слышат…что это? Что вы слышите?

Видят, сидит на полянке девочка и громко плачет.

Оказалось,что брызги воды попали на ее крылышки, и она не может улететь домой…

Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь девочке? (протереть крылышки).

Опыт № 3: Предложить ребятам вытереть капли воды бумагой, картоном и салфеткой.

Вывод: Салфетка – мягкая, легко мнется и лучше вытирает и впитывает. Картон – грубый, тяжело мнется, плохо впитывает жидкость. Бумага – менее грубая, но тоже плохо собирает жидкость с поверхности. (расставляем смайлики в таблице).

Помогла Салфеточка девочке обсушить ее крылышки. Поблагодарила ее девочка, и полетела домой!

Ходили, ходили бумажные друзья по лесам да полянкам, но так и не выяснили: «Кто из них самый нужный и важный».

Ребята, а давайте по телефону расскажем им, почему все они очень нам нужны и важны.

Подведение итога форме «телефонного разговора»

Участники рассказывают в телефонную трубку, опираясь на таблицу со смайликами (что узнали из опытов).

Ведущая: И так, кто же в конце концов оказался важнее и нужнее?

Конечно, они все нужны, важны и без них нам не обойтись. Правы были все, но каждый по-своему.

Слайд 11

Уважаемые коллеги, как видите, метод детского экспериментирования не труден, он просто непривычен. Слово «эксперимент» переводится как «проба, опыт», и я желаю вам в своей деятельности не бояться пробовать и внедрять в свою деятельность что то новое!

Слайд 12

Уважаемые участники МК, а так же зрители и члены жюри, я буду вам благодарна, если вы выразите свое мнение по поводу данного материала с помощью вот этих смайликов, которые нужно прикрепить напротив выбранного ответа:

-мне пригодится, хочу попробовать

-не узнала ничего нового

-получила новые знания, но к данной деятельности не готова.

приложение 1

Как сложить кораблик из бумаги

Берем прямоугольный лист бумаги. Складываем его пополам поперек. На месте изгиба обозначаем средину. К ней загибаем верхние углы.

Внизу остается узкая полоска, которую нужно подогнуть к краям уголков. Сделать это надо с обеих сторон, чтобы внутри образовался своеобразный карман. Уголки этих полосочек загибаем в сторону нашей поделки, чтобы они словно обняли изделие.

Теперь поворачиваем заготовку на девяносто градусов в плоскости стола и складываем с боков таким образом, чтобы в руках у нас оказался ромб. Свободные углы отворачиваем вверх. Оставляем их в таком положении и возвращаем заготовку в ту позицию, в которой мы начинали ее складывать.

И теперь самое интересное – тянем за поднятые уголки, и кораблик раскладывается. Теперь он готов покорять просторы маленьких ручьев и больших морей. Вот так просто сделать кораблик из бумаги своими руками.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников» Мастер-класс для педагогов ДОУ детский сад №15 «Мнемотехника- как средство развития связной речи дошкольников» Воспитатель: Пестрецова.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речи и творческих способностей детей через технику друдлы» 2 слайд- Друдлы (или по-английски droodles) – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера.

Мастер-класс для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников» Цель: Повышение профессиональных умений педагогов, по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе.

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи дошкольников посредством пиктограмм по сказке «Гуси-лебеди» Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по познавательно - речевому развитию детей дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 43 «Янтарный.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи посредством использования пальчиковых игр»Мастер-класс для родителей «Развитие речи посредством использования пальчиковых игр» Мастер – класс для родителей «Развитие речи посредством использования пальчиковых игр» Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Ознакомление дошкольников со свойствами воды в форме экспериментирования»Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Ознакомление дошкольников со свойствами воды в форме экспериментирования» Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Ознакомление дошкольников со свойствами воды в форме экспериментирования" Цель: Представить коллегам.

Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования» Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов ДОУ. Задачи: Познакомить с определением понятия.

Мастер-класс «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида г. Унеча Брянская область Сценарий мастер-класса.

Развитие речи старших дошкольников через организацию детского экспериментирования Задачи воспитания и развития детей 7 года жизни (подготовительная к школе группа): • Развивать познавательный интерес к природе, желание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством детского экспериментирования»
Опубликовано: 15 февраля 2019 в 09:16
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством детского экспериментирования»» (включая файлы) размещена пользователем елена нестерова (УИ 187583) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД