МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Игры для развития эмоциональной сферы у детей»

Ольга Крашенинникова
Мастер-класс для педагогов «Игры для развития эмоциональной сферы у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель. Показать важность эмоциональной готовности детей к общению с окружающим миром.

Задачи:

1. Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;

2. Дать определение понятия эмоции;

3. Научить понимать эмоциональное состояние детей;

4. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению игровых технологий.

Жизнь не часто бывает сказкой,

Всё бывает, увы, не так.

На лицо надеваем маску,

Закрываясь от глаз зевак.

И никто никогда не знает,

Что у каждого за душой:

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Игры для развития эмоциональной сферы у детей“» размещена в разделах

Дружба ненависть закрывает,

Злость улыбкою убивает.

А в реальности что бывает,

Остается только с тобой.

Все люди без исключения, попадая в какие-либо жизненные ситуации, испытывают разнообразные эмоции – веселье, печаль, злость, удивления, брезгливость, сочувствия, восторг и т. д. Взрослые люди хорошо владеют своими эмоциями, пряча свои чувства под маской. А дети? Они естественны и непосредственны в своём поведении. Они не могут скрывать свои чувства и эмоции так, как это делает взрослый человек. Ребёнок искренне переживает успехи и неудачи, которые происходят в его жизни.

В отличие от интеллектуального развития, развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание.

А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей. Они признаны первичными формами психической жизни, центральным звеном в психическом развитии личности. Они побуждают человека к активности, стимулируют и регулируют эту активность.

Эмоции ребенка - это «послание» окружающим о его состоянии. Если

ребенок грустный или злой, значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым - значит, в его внутреннем мире все хорошо.

Речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение тесно связаны с состоянием эмоционально-волевой сферы. Внешним проявлением этой сферы является эмоциональная выразительность (мимика, пантомимика, жесты, выразительная речь, эмоциональная лексика, которая подвластна контролю и влиянию. А это значит, что, развивая эмоциональную выразительность, можно влиять на внутренние эмоциональные механизмы и психические процессы.

Пожалуйста вспомните какие бывают виды эмоции (положительные и отрицательные).

- Так как же мы можем подействовать на развитие эмоций у детей? (ответы). Самый действенный приём – это игры. Поэтому я предлагаю вам обратить внимание на игровые технологии. Но сначала хотелось бы вспомнить, какие эмоции мы знаем. Все мы хорошо знаем игру «Угадай-ка!» и я хочу сейчас немного поиграть с вами.

1. Мои глаза слегка прищурены.

Уголки рта слегка приподняты.

Я смеюсь.

Я …

(Радость)

2. Глаза слегка сужены.

Уголки рта опущены.

Я плачу.

Я …

(Грусть)

3. Мои брови нахмурены и сдвинуты.

Зубы стиснуты.

Губы плотно сжаты.

Ноздри расширены и дрожат.

Я сжимаю кулаки.

Я хочу ударить.

Я …

(Злость)

4. Мои брови приподняты.

Рот слегка приоткрыт, округлён.

Глаза широко раскрыты.

Я восклицаю: «О-о-о!» или «Ах!»

Я …

(Удивление)

5. Мои брови приподняты и слегка сведены к переносице.

Глаза очень широко открыты.

Я хочу защититься, спрятаться, убежать.

Я…

(Страх)

6. Я опускаю и отворачиваю голову в сторону.

Я прячу глаза.

У меня краснеет лицо, уши.

Я испытываю …

(Стыд)

За правильный ответ получают смайлики эмоций. Вызвать участников.

Практическая часть:

- Давайте представим, уважаемые педагоги, что мы ненадолго станем детьми и находимся в своём любимом саду.

И первая игра, которую я вам хочу предложить, поможет отвлечься, взбодриться. В этой игре вам необходимо выполнять мои команды очень быстро. Итак, начинаем. В течении трех секунд, найдите себе партнёра и пожмите ему руку. Сейчас я буду говорить вам, чем вы будете очень быстро касаться своего партнё ра:

- Нога к ноге!

Спина к спине!

-локоть к локтю

Теперь очень быстро подберите себе нового партнёра и крепко сожмите руку. Поприветствуйте друг друга такими частями тела:

- левое колено к левому колену!

- правая ладонь к правой ладони!

- левое плечо к правому плечу!

Для того, чтобы создать позитивной микроклимат в группе я использую в своей работе игру «Ролевая гимнастика». С помощью этой игры дети раскрепощаются, развивается актёрское мастерство, коммуникативная компетентность. Игра помогает познавать чувства другого существа, развивает эмпатию.

Пройти по кругу как: злой волк, веселый мышонок, испуганный заяц, гневный медведь, грустная лиса, удивленный кот.

Игра «Создание рисунка по кругу»

Цель: создание в группе благоприятного микроклимата.

Содержание игры : У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.

Какие мысли были, когда вы начинали рисовать?

Какие мысли были, когда к вам переходили по кругу рисунки других участников?

Какие эмоции вы испытывали, когда, вы получили ваш рисунок?

Мы поиграли в три игры, такие как «Найди пару и поприветствуй друг друга», «Ролевая гимнастика», «Создание рисунка по кругу»

-Какие чувства вы испытали во время игр? (ответы).

-Веселье, азарт, восторг, другими словами как назвать эти состояния?

(положительные Эмоции).

Положительные эмоции надёжно защищают детей от умственных перегрузок и приносят только пользу, как для физического, так и для психического развития.

Но очень часто дети испытывают и отрицательные эмоции.

-Педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо уметь предотвращать появление и формирование негативных эмоций у детей. Я хочу пригласить вас на экскурсию по Фотогалерее, там мы постараемся вместе с вами найти различные приёмы, которые помогут маленькому человеку преодолеть свои отрицательные эмоции.

1 серия фотопортретов: – Какое эмоциональное состояние испытывают дети на этих портретах? (страх, ужас).

- Назовите самые распространенные детские страхи.

Примерные ответы: страх темноты, ночных кошмаров, одиночества, сказочных персонажей, чудовищ, привидений, смерти, боязнь хулиганов, бандитов, войны, катастроф, уколов, боли, врачей и т. д.

Причинами возникновения детских страхов могут быть:

гиперопека; обособленность родителей; конфликты в семье; отсутствие одного из родителей; суровые наказания и запреты; жесткое обращение и физическое насилие; компьютерные игры; бесконтрольный просмотр телевизионных программ и фильмов; сильный испуг (особенно в ситуации внезапности); пребывание в экстремальной ситуации (пожары, наводнения, взрывы, землетрясения, теракты и т. д.).

- Для коррекционной индивидуальной и подгрупповой работы можно использовать игру:

2. «Чужие рисунки».

- На доске вывешиваю нарисованные другими детьми «страхи». Глядя на эти рисунки, дети должны рассказать, чего, по их мнению, боялись авторы этих рисунков и как им можем помочь.

-Теперь нам нужно перевоспитать свой страх (дорисовать шары, хлопушки, веселые атрибуты, исправить выражение лица)

-Данное упражнение предоставляет детям возможность обсудить свои и чужие страхи, попытаться всем вместе найти пути и способы, как с этими страхами справиться. С помощью этого упражнению ребенок убеждается в том, что страх относителен, с ним можно справиться, изменив его или свое отношение к этому страху.

2 серия фотопортретов:

– Перейдем ко второй серии фотопортретов. Какое эмоциональное состояние испытывают дети на этих портретах? (грусть, печаль).

- В дошкольном возрасте у детей часто изменчиво настроение. Хотя негативные переживания непродолжительны, они захватывают ребенка полностью, с чем бывает трудно справиться в одиночку. Выйти из этого состояния может помочь педагог.

Для того, чтобы снять напряжение, избавиться от отрицательных эмоций, укрепить дружеские взаимоотношения, можно использовать такую игру, как «Настроение». Вначале мы с детьми на большом листе ватмана рисуем гуашью или красками свое настроение (в виде лужайки). Затем дети достают из корзины лепестки различных цветов. Каждый цвет соответствует какому-либо настроению, и все мы формируем один большой цветок на нашей лужайке. После окончания работы мы анализируем то, что у нас получилось, и выясняем, какое же настроение царит в нашей группе.

- Можно предложить детям собрать цветок для ребенка, у которого плохое настроение, используя те цвета, которые поднимут ему настроение, сказать ему ласковые слова.

- Для того, чтобы стимулировать положительных эмоций, исключить или снять негативные переживания, можно применять такую игру, как «Волшебный стул». Ребенку, у которого плохое настроение предлагается сесть на стул, а другие дети выполняют для него различные задания. Например, сказать грустному ребёнку все ласковые слова, которые они знают, или украсить оригинально чем-нибудь его стул. Когда ребята подходят малышу, сидящему на волшебном стуле, говорят ему нежные слова, украшают стульчик чем-то необычным, играют с ним, то от грустного настроения их товарища не остаётся и следа.

3 серия фотопортретов. — Какое чувство объединяет детей на этих фотографиях? (гнев, ярость, злость).

- Гнев, злость, негодование, ярость – одни из главных эмоций человека, вместе с тем и малоприятные.

- Слово «гнев» на Руси начали использовать с 11 века. Оно произошло от слова «гной». Так говорили о состоянии больного человека, у которого тело было покрыто гнойными ранами. Позже у этого слова появился синоним – «ярость».

Для коррекции этой эмоции можно использовать такие атрибуты, как

«Мешочек для крика», или «Стаканчик гнева» - Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой или мешочек из плотной ткани с веревочкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан или мешочек.

«Подушечка для битья»-когда ребенок зол и находится в состояние гнева или ярости, то ему хочется подраться или обидеть кого-либо. Мы объясняем что бить другого плохо, ему больно и обидно, а вот побить подушку очень даже можно

«Коврик злости» - Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Ребенок разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.

А я вам хочу предложить игру — «Мусорное ведро». (Ведро ставится в центр круга).

В это ведро можно выброситьвсе лишние, бесполезное, негативные проявления, которые Вам мешают, и Вы хотите от них освободиться.

- Как вы думаете, для чего люди используют мусорное ведро и зачем нужно всё время очищать его от мусора?

- Правильно, если мы не будем избавляться от мусора, по постепенно займёт все пространство, будет трудно дышать, тяжело будет двигаться, в конце концов так можно и заболеть. То же происходит и с чувствами – у всех нас накапливаются разные чувства и мысли, которые зачастую бывают ненужными и бесполезными. Когда мы накапливаем в себе отрицательные эмоции, чувства, переживания, например, обиду, грусть или печаль, злость или ненависть. Для человека это не нужно, бесполезно, и даже может быть опасно для здоровья.

- Я принесла вам бумагу разных цветов. Выберите себе любой цвет. Держа в руках бумажный лист, закройте на минуту глаза и представьте, что это ваши старые обиды, грусть, печаль, может злость или страхи… Можете смять их в комки или порвать на маленькие кусочки. Теперь выбросите в ведро все неприятные чувства, переживания, которые в вас накопились, и вы хотели бы от них освободиться.

- Что вы чувствовали, когда выбрасывали ваши обиды, грусть, гнев? Что вы чувствуете сейчас? Кому сейчас стало легче, радостнее, спокойнее?

- С помощью такого упражнения дети учатся избавляться от отрицательных эмоций, не оставлять их в себе, что, зачастую, очень сложно сделать нам, взрослым людям, но чему просто необходимо учиться.

Игра “Волшебные шары”.

В заключение нашей экскурсии, я хочу подарить всем вам воздушные шары, на которых каждый из вас фломастером нарисует ту эмоцию, которую вы получили от нашего занятия.

Улыбка на лице как много это значит,

Когда смеются все, когда никто не плачет.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки»Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферыКартотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения»Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения» Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения».

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольниковЭмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по изготовлению практического пособия: "Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Игры для развития эмоциональной сферы у детей»
Опубликовано: 2 июня 2020 в 14:34
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Игры для развития эмоциональной сферы у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Крашенинникова (УИ 167204) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД