Ольга Трушина
Мастер-класс для педагогов «Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей»
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки из бросового материала
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Изготовление поделок из бросового материала способствует развитию творческих способностей у дошкольников.
Во время такой творческой деятельности ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка близким, отдыха). В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.).
Основная цель в данном направлении: развитие творческих способностей у детей через создание поделок из различных материалов.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
развивать умение создавать художественные образы;
развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.
Работу строю на основе использования гуманных методов и приемов, что помогает раскрытию личности ребёнка, его индивидуальности, развитию его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве.
Необходимое условие приобщения детей к занятию рукоделием
– организация развивающей среды.
Очень важно создать необходимые условия для детской художественной деятельности. Необходимо выделить место, где можно удобно разместить материалы для работы : шкаф или полки с коробками, в которых хранятся материалы.
Такой способ хранения дает детям возможность свободного доступа к материалам, используемым в самостоятельной творческой деятельности.
Второе условие – организация образовательного процесса:
o в совместной образовательной деятельности;
o организация самостоятельной деятельности детей;
o взаимодействие с родителями.
Третье условие – выбор содержания:
Изготовление поделок из соленого теста
Изготовление поделок из бумаги и картона
Изготовление поделок из бросового материала
Изготовление поделок из природного материала
«Есть идея!» (изготовление подарков из самых разнообразных материалов)
В основном реализация данного содержания проходит в совместной продуктивной деятельности, во время которой использую различные методы и приёмы.
пальчиковые игры;
игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук;
игры и упражнения на формирование сенсорных эталонов;
беседы;
чтение познавательной литературы.
Очень часто продуктивная деятельность завершается организацией творческих выставок, созданием мини-музея, коллекций, оформлением числовых и буквенных фризов, дефиле, праздниками.
В своей продуктивной творческой деятельности с детьми я использую разнообразный материал.
-Предполагается, что использование бросового материала для изготовления поделок начинается в старшем возрасте, но с младшего возраста можно изготавливать поделки с участием взрослого. Чем раньше начинается приобщение ребенка к изготовлению поделок из различного материала, тем ярче раскрываются его творческие возможности. В этом возрасте дети не испытывают страха, что что-то может не получиться. В этом возрасте дети открыты всему новому и с удовольствием участвуют в совместной творческой деятельности.
Слайды:
В своей работе я использую интерактивные методы, такие как метод проектов, экспериментирование с материалами, решение проблемных ситуаций, моделирование.
Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей, поэтому я стараюсь, активно привлекать их к участию в жизни группы.
Связь между семьёй и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией.
Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, использую разные формы : индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приёмной есть информационные папки, в которых находятся интересные для изучения материалы.
Работа с родителями проводится в разных формах: беседы, консультации, круглый стол, родительская приёмная, родительский клуб и т. п. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам. Содержание и формы работы с семьёй в нашей группе отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях.
Была проведена работа с родителями по развитию творческих способностей детей через художественный труд.
1. Консультации: «Сделай вместе с малышом»,
«Не выбрасывай, пригодится!»
2. Родительский клуб «Для папочки и мамочки».
Совместно с родителями в данное время осуществляем проект «Чудеса из коробок». В перспективе последуют такие проекты, как «Под солнышком подсолнушки», «Бусы расчудесные».
Для фиксации и оценивания знаний детей применяю разнообразные формы контроля: диагностику, тестирование, беседы.
Диагностическая диаграмма позволяет проследить развитие у детей в художественном труде творческих способностей, умений, использование различных материалов, овладения различными техниками, проанализировать уровень сформированности изобразительных и конструктивных навыков и умений. Диагностические задания помогают глубже оценить художественно-эстетическое развитие дошкольников в художественном труде.
Диагностику провожу два раза в год: в начале года и в конце учебного года. По результатам диагностики видно, как повысился уровень знаний и умений детей в конце учебного года в сравнении с началом года. Этому способствовали методы, формы организации детской деятельности, различные техники, которые я использовала в своей работе с детьми.
Ожидаемые результаты
В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников :
• развивается умение анализировать предметы окружающей действительности;
• формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус;
• формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.);
• у родителей сформируются представления о влиянии ручного труда на развитие творческих способностей у ребенка;
• у родителей повысится общий культурный уровень.
Вывод: таким образом, занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей.