Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками

Марина Анисимова
Мастер-класс для педагогов «Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками

Мастер-класс для педагогов

Дата проведения: 03.02.16г.

Место проведения: Конкурс «Воспитатель года»

Проводит: воспитатель МКДОУ «Народненский детский сад»

Анисимова М. В.

Тема: Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками.

Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование головоломки „Танграм““ в работе с дошкольниками» размещена в разделах

- познакомить педагогов с приемами использования головоломки «Танграм» и показать возможности для развития ребенка;

-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов,

Форма проведения мастер-класса :

педагогами

-ОД с элементами презентации +практическая работа.

Оформление:- презентация по теме мастер-класса;

- методические материалы.

Материалы для работы :

Головоломка «Танграм»

Демонстрационный материал:

- презентация «Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками».

Ход мастер-класса.

I. Вступительная часть.

- Уважаемые коллеги! Недавно я заново открыла для себя очень увлекательную игру-головоломку — танграм.

Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом.

Из полученных частей можно складывать самые разнообразные фигуры…

Существуют различные легенды о появлении танграма. Мне больше всего нравится вот такая…

Легенда о том, как три мудреца придумали танграм

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник.

Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали головоломку «Ши-Чао-Тю» — квадрат, разрезанный на семь частей. Позднее игру – головоломку завезли в Америку китайские моряки, из Америки она уже попала в Европу, где и получила свое название «Танграм», что в переводе обозначает «тан» - китаец, «грам» - буква.

Танграм, способен заинтересовать не только детей, но и серьёзных взрослых – учёных и знаменитых людей.

• Писатель и математик Льюис Кэролл считается энтузиастом танграма. У него хранилась китайская книга с 323 задачами.

• У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения.

Педагогическое значение игры "Танграм".

Игра способствует развитию у детей умений

играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.

В результате упражнений и заданий к этой игре ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Кроме того, для малышей игра «Танграм» станет ещё и пальчиковым тренажером.

Танграм” часто называют “ головоломкой из картона” или “геометрическим конструктором”. Это одна из несложных головоломок, которая под силу ребенку дошкольного возраста

• Задания развивающей игры «Танграм» для детей 4-5 лет.

Для малышей 4 - 5 лет достаточно сложным заданием будет наложить фигурки танграма на готовый образец (ответ) головоломки. При этом детям нужно сопоставить размер и форму фигурок, найти правильное положение, да и точно размесить фигурку на основе-подсказке не так-то просто как кажется. Естественно, что фигуры на карточке должны точно соответствовать размерам фигур игрушки.

Такие же задания нужно использовать и с детьми постарше, начиная их знакомить с этой развивающей игрой. Достаточно дать два-три таких задания и, если ребенок легко с ними справляется, можно переходить к более сложным заданиям.

Задания развивающей игры «Танграм» для детей 5-6 лет.

Для детей этого возраста будет по силам складывать модели из фигурок танграма уже рядом с карточкой-ответом. В этом случае, карточка может не соответствовать реальным размерам деталей танграма. Как только ребенок легко будет справляться с такими заданиями, можно переходить к следующему этапу. Ребенку предлагают собрать модель, предъявляя только карточку с силуэтом фигурки

При решении головоломки требуется соблюдать 2 условия.

• необходимо использовать все семь фигур танграма;

• фигуры не должны перекрываться между собой.

Изготовление танграма.

• Приготовьте квадратный лист бумаги, карандаш, линейку и ножницы.

• Разделите квадрат на 7 частей, как это показано на рисунке.

• Аккуратно вырежьте ножницами каждую часть головоломки

Танграм лёгок в изготовлении, поэтому мы с детьми нашей группы смастерили его сами. И началась игра.

, С чего начать?

Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке : посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик конфетка.

2 этап

Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

3 этап- складывание фигурок по образцу – контуру. На этом этапе дети визуально делят образец на геометрические фигуры.

Можно придумать множество игр с танграмом. Например, сочинять сказки, где все предметы собраны из танграмов… Можно делать оригинальные украшения… Существует даже танграмная мебель

Я с детьми сочиняла сказки. Вот, что у нас получилось.

1 сказка.

В некотором царстве, в математическом государстве жил – был Квадратик. Было ему очень скучно, ведь никто с ним не играл. Тогда Квадратик решил позабавиться: начал он бегать, прыгать и упал. Раскололся он на несколько (7) геометрических фигур. Подошёл к квадрату маленький мальчик и решил собрать его из частей, но 1 геометрическую фигуру он положил неправильно и вместо квадрата у мальчика получился кораблик. «А квадратик – то стал волшебным» - воскликнул мальчик. Ведь из него можно собирать множество фигурок. С тех пор с Квадратиком стали играть много детей и имя ему дали «Танграм». Квадратик обрадовался, что у него появилось много друзей, ведь с друзьями жить веселей.

А вы, догадайтесь как можно из квадрата получить кораблик, переложив 1 геометрическую фигуру.

2 сказка.

За семью горами, за семью холмами в королевстве математики жили - не тужили мудрые человечки. Они были весёлыми, добрыми и дружили со сказочными животными и птицами.

Приближался праздник – день рожденье принцессы Математики. Дворец был украшен цветными геометрическими фигурами и цифрами. Были приглашены на праздник все жители математического королевства, животные и птицы близлежащих лесов. И вот,когда гости стали праздновать, над дворцом пролетел злой колдун. «О» - воскликнул он. «А про меня то забыли». И тут он взмахнул своей волшебной палочкой и превратил всех в квадраты: и принцессу Математики, и мудрых человечков, и птиц, и зверей. Даже дворец и ёлки, стали квадратными. А расколдовать их могут только добрые и сообразительные дети. Ребята, давайте мы с вами снимем заклятие злого колдуна со сказочного Математического королевства.

Приступаем к работе.

С помощью танграма можно обыгрывать русские народные сказки. Например «Теремок»

Стоит в поле теремок- теремок, он не низок не высок. Кто в тереме живёт, кто в невысоком живёт. Ребята, а каких животных можно поселить в теремок? (дети собирают из танграма различных животных).

Расскажи мне – и я услышу,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне сделать самому – И я пойму! (Японская пословица)

Приятного вам время провождения за игрой.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование логопедической ритмики в работе с дошкольниками Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические.

Использование ИКТ в работе с дошкольниками Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества - это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше.

Использование речевых игр в работе с дошкольниками.Использование речевых игр в работе с дошкольниками. Как вы думаете, что изображено на картинке? Это: «Трудолюбивая зебра делает уроки в парке весной» Конечно, вы сразу догадались, что это.

Мастер-класс для педагогов ДОО по теме «Проведение коммуникативных и релаксирующих упражнений с дошкольниками» Мастер-класс по теме: Проведение коммуникативных и релаксирующих упражнений с дошкольниками Подготовила: инструктор по.

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме «Использование кубанского фольклора в совместной деятельности с дошкольниками»Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме «Использование кубанского фольклора в совместной деятельности с дошкольниками» Материал и оборудование: уголок казачьего быта с соответствующей атрибутикой: хата, кобыца, глечики, макитра, ухват, рушники, и т. д; платки,.

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе с детьми» Воспитатель: Как вы знаете основное условие Федеральных государственных образовательных стандартов это взаимодействие.

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в работе с дошкольниками» Приветствие Утром рано вы проснулись, потянулись (потягиваются) Где же,Солнышко? Солнышко! (фонарики вверху) Выпивали чашку чая (одна ладошка.

Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда» Цель: познакомить педагогов с разнообразными.

Мастер-класс «Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша» Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений "Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша по математическому развитию.

Тестирование педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе с дошкольниками» Цель: Систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ. Ход тестирования: Уважаемые коллеги,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками
Опубликовано: 28 сентября 2016 в 14:49
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД