Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологии в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников» (7 фото)

Коротаева Лидия Николаевна
Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологии в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников»

Подготовили и провели:

учитель-логопед Коротаева Л. Н. ,

инструктор по физкультуре Варфоломеева Т. А.

Цель: ознакомление педагогов с современной здоровьесберегающей технологией — с кинезиологией.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического оздоровления дошкольников.

2. Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогов в области применения инновационных технологий.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование кинезиологии в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников“» размещена в разделах

Ход проведения.

1. Теоретическая часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. В последние годы в дошкольных учреждениях возникла необходимость уделять как можно больше внимания здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение одной из самых главных задач дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Сегодня мы предлагаем вам поговорить о кинезиологии, которая является одной из здоровьесберегающих технологий.

Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Это достаточно молодое и малоизвестное научное направление. Оно возникло в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, нейрофизиология, психология, педагогика).

В 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном была разработана Программа "Гимнастика Мозга". Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как "неспособных к обучению". В 1987 г. результаты «Гимнастики мозга» были оценены экспериментально. Каждый ученик делал упражнения «Гимнастики мозга» по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании. В России «Гимнастики мозга» впервые появилась в 1988 г. в медицине. Потом элементы этой программы стали использовать в коррекционной педагогике.

Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое, оно отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Несформированность мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей, их координацию, пространственную ориентацию, адекватное эмоциональное реагирование.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие и повышающий компенсаторные возможности мозга.

Упражнения кинезиологической гимнастики, адаптированные для дошкольников, помогут предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Упражнения кинезиологической гимнастики можно использовать на занятиях по физической культуре, на логопедических занятиях, в утренней гимнастике, динамических паузах и в режимных моментах.

Упражнения активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной сферой.

Методы кинезиологии совершенствуют механизмы адаптации к внешней среде, способствуют развитию у детей таких качеств как ловкость, гибкость, выносливость. Постепенно приучают ребёнка выдерживать нагрузки, проявлять волю. Так, при наименьших затратах достигается положительная динамика в развитии интеллектуальных способностей детей через движение.

Все упражнения данной системы — перекрестные. Перекрестность — главный принцип гимнастики мозга - означает подключить оба полушария мозга, для активизации функциональных блоков.

Упражнения кинезиологической гимнастики можно выполнять в разной последовательности, потому что каждое упражнение имеет свой эффект и не важно в какой последовательности он выполняется. Эти упражнения дают как мгновенный эффект, так и накопительный.

Упражнения для мозга универсальны для детей и взрослых. Они просты и не требует какой-либо специальной физической подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность.

Для начала, мы предлагаем вам определить, какое полушарие у вас является доминирующим. Для этого воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).

Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».

Оценка результатов:

Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».

То у вас преобладает логическое мышление, у вас математический, мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».

То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Для этого попробуем выполнить несколько кинезиологических упражнений: пальчиковые упражнения, растяжки, и т. д.

Педагоги выполняют кинезиологические упражнения.

«Солнце-забор-камень»

Покажите солнце: ладони с растопыренными пальцами, теперь забор: ладони вместе, направлены от себя, а теперь камушки: постучать кулачками друг о друга.

«Кулак-кольцо»

Одна рука сжимается в кулак, пальцы другой руки по очереди здороваются с большим.

«Кулак-ребро-ладонь»

Педагоги меняют три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе.

«Лезгинка»

Правая рука развернута ладонью к себе, сжата в кулак, отставлен в сторону большой палец. Ладонь левой руки – параллельна полу, упирается кончиками пальцев в кулак (у основания мизинца). Теперь нужно повторить позицию зеркально (правая рука собрана в кулак, левая распрямлена). Вернуться к исходному положению и повторить еще 6-8 раз.

«Ухо – нос»

Левой рукой дотронуться до кончика носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Змейка»

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

«Фонарик».

Руки направлены вверх. Одна рука зажата в кулак, ладонь другой распрямить. По сигналу происходит смена положения рук.

«Ладушки-оладушки».

Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции.

Телесные упражнения

«Перекрестное марширование»

Ходьба, высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге.

«Параллельные шаги» Ходьба, касаясь рукой одноименного колена

«Колено – локоть» Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой.

«Ладонь-стопа» Правую руку завести за спину, коснуться левой ступни и наоборот.

«Крюки» Скрестить лодыжки ног, как удобно, затем вытянуть руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз).

«Рука руку догоняет»

Правую руку на пояс, левую руку на пояс. Правую руку на плечо, левую руку на плечо. Правую руку верх, левую руку вверх. Хлопнуть в ладоши, опустить руки одновременно.

«Пила»

Встать парами. Скрестить руки (правая рука сверху). Взяться за руки, производить движения руками вперёд-назад.

«Робот» Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

Упражнения на растяжку

«Дерево» Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево.

«Сова» Правую руку кладем на левое плечо, нажимаем ниже, голову отворачиваем вправо и начинаем поворачивать голову влево, дотрагиваясь подбородком до руки. Кроме того, сова ищет мышку и произносит звук «ух». Поменять руки.

«Снеговик» Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

«Сорви яблоки» Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем поднимите как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

«Подбрось-поймай»

Предмет в правой руке. Выполняется бросок предмета правой рукой вверх, ловится предмет правой рукой. То же левой рукой.

«Бросай-лови» (в парах) Одновременный бросок предметов друг другу с последующей их ловлей (двумя руками, правой рукой, левой рукой)

После того, как дети научатся правильно выполнять достаточное количество кинезиологических упражнений, можно предложить им придумывать различные истории, сказки с использованием этих упражнений. Данная работа позволяет заинтересовать детей, поддержать их интерес к упражнениям.

Сегодня мы предлагаем вам одну из таких историй.

Педагоги выполняют упражнения под речевое сопровождение.

«Шли в поход Снеговики»

Пришла зима, преобразив мир своим холодным морозным дыханием и сверкающим серебром. Теперь всё вокруг похоже на белую сказку. Но какая сказка без сказочных героев? Кого из зимних сказочных героев, кроме Деда Мороза и Снегурочки, вы знаете? Вот вам подсказка:

Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковкой нос, в руках метла,

Боится солнца и тепла! (Снеговик)

А вы умеете лепить снеговика? Давайте слепим!

Раз и два, раз и два,

Лепим мы снеговика.

(Упр-е «Рука руку догоняет»)

Мы покатим снежный ком

Кувырком, кувырком.

(Руки согнуты в локтях: вращать перед собой правой рукой вокруг левой)

Мы его слепили ловко:

Вместо носа есть морковка!

(Упр-е «Ухо-нос»)

Вместо глазок- угольки,

(Упр-е «Глазки»)

Ручки-веточки нашли.

(Упр-е «Солнце-забор-камень»)

А на голову- ведро!

Полюбуйтесь- вот оно!

(Правую руку положить на голову ладонью вверх, левую ладонь положить сверху, менять положение рук).

Получились красивые весёлые снеговики и решили отправиться в зимний поход!

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

(Упр-е «Перекрестное марширование»)

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

(Упр-е «Параллельные шаги)

Но вот преграда на пути:

Сплелись кусты все, как крюки.

(упражнение «Крюки»)

Чтобы путь освободить,

Будем мы кусты пилить.

(Упр-е «Пила»)

Распилили кусты, пошли дальше, а впереди:

Высокий лес стоит стеной,

Пройдём мы узенькой тропой.

(Упр-е «Роботы»)

Прошли снеговики по тропинке, слышат странный звук: «Ух-ух». Посмотрели вверх- сова сидит, во все стороны глядит.

(Упр-е «Сова»)

Пошли снеговики дальше, смотрят:

Стоят ели на опушке,

До небес у них макушки.

(Упр-е «Дерево»)

А на ветках огромные шишки висят.

Снежным инеем блестят.

Их попробуем достать,

Чтобы с ними поиграть.

(Упр-е «Сорви яблоки»)

Пришли снеговики на полянку и решили поиграть с шишками.

Любим мы веселье, смех, много игр знаем.

И сейчас мы с вами дружно шишки побросаем.

(Упр-е «Бросай –лови»)

Поиграли снеговики и так развеселились, что даже в пляс пустились. И «Цыганочку» сплясали (упр-е «Ладонь-стопа», и лезгинку (упр-е «Лезгинка», и даже рок-н-рол (упр-е «Колено-локоть).

Устали снеговики, проголодались, решили поесть оладушки.

Ладушки, ладушки, лепим мы оладушки.

Ладушки, ладушки, снежные оладушки.

(Упр-е «Ладушки-оладушки»)

Быстро время пролетело,

Нам домой идти пора.

День прошёл, уже стемнело:

Зажигаем фонари.

(Упр-е «Фонарики»)

Отправились снеговики в обратный путь.

По натоптанной дорожке

Маршируют наши ножки.

(Упр-е «Перекрёстное марширование)

Устали снеговики в походе, пришли домой, теперь можно отдохнуть и расслабиться.

(Упр-е «Снеговик)

Уважаемые коллеги, наша встреча подошла к концу. Мы надеемся, что информация, которую вы сегодня получили обязательно пригодится вам в работе. Благодарим за вас активное участие в нашем мастер-классе.

Библиография:

1. Голомазов С. В. Кинезиология точностных действий человека. М: СпортАкадемПресс, 2003.

2. Леонова Е., Гетенькина Е. Поможем себе! Пальчиковая гимнастика. // Дошкольное воспитание №3, 2004.

3. Основы физиологии человека: учеб. для ВУЗов/под ред. Б. И. Ткаченко. – Т. 1. – СПб. : Международный фонд истории науки, 1994.

4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М. : Академия, 2002.

5. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координация движений рук. - М., 2003.

Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологии в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников»
Фото «Использование кинезиологии в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников»
Мастер-класс для педагогов - фото
Подготовили и провели учитель логопед Коротаева Л инструктор по физкультуре Варфоломеева Т Цель ознакомление педагогов с современной здоровьесберегающей технологией с кинезиологией Познакомить педагогов с
Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование сенсорной коробки в летний оздоровительный период» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Мастер-класс «Игровая деятельность дошкольников в физическом воспитании и оздоровлении»Мастер-класс «Игровая деятельность дошкольников в физическом воспитании и оздоровлении» 30 апреля 2019 года на базе МБДОУ № 120 состоялась методическая мастерская по направлению "Физическое развитие дошкольников в условиях.

Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. МАДОУ ЦРР-детский сад№223. Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. Составитель: Е. Н. Гришина Воспитатель.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологии в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников»
Опубликовано: 20 декабря 2019 в 21:05
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД