Екатерина Сумина
Мастер-класс для педагогов на тему «Использование метода песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование метода песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В современном мире, при организации образовательной деятельности, всё большую популярность набирают нетрадиционные методы. Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно — развивающей работы с детьми, имеющих дефекты речи. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много, но хочется остановиться на одном, который является эффективным и доступным - песочная терапия.
Публикация «Мастер-класс для педагогов на тему „Использование метода песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
1 слайд
Песок обладает разными свойствами: он может быть лёгким, сухим, влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать различные формы. Он привлекает взрослых и детей своим непостоянством. Взаимодействие с песком вселяет в душу ребёнка веселье и радость, тем самым способствуя его развитию. Вспомните, все мы в детстве любили часами возиться с песком!
2 слайд, 3 слайд, 4 слайд
Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму.
5 слайд
В свою очередь, Дорой Калфф (Швейцария) был разработан терапевтический метод —sandplay (сэндплей, вначале для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми. Метод sandplay, представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, рассматриваемого через призму юнгианской психологии, во время которого анализируемый-ребенок или взрослый строит собственный микромир из песка и миниатюрных фигурок.
6 слайд
Логопедические задачи, которые можно решить с помощью песочной терапии:
-развитие артикуляционной моторики;
-автоматизация звуков;
-развитие речевого дыхания;
-формирование и развитие фонематического восприятия;
-развитие связной речи;
-обогащение пассивного и активного словаря;
-формирование слоговой структуры речи.
7 слайд, 8 слайд
На своих занятиях, мы используем следующее оборудование:
-песочница, или световой стол с сухим песком;
-коллекции игрушек, пластиковых букв, мелкий природный материал;
-пульверизаторы;
-цветной песок;
-кинетический песок;
-коктейльные палочки.
Хочется поделиться с вами логопедическими упражнениями и играми, которые активно используются на занятиях. Вместе с вами применим эти упражнения на практике. Присаживайтесь к песочнице, пожалуйста.
Развитие тактильно-кинестетической чувствительности
Грабенко Т. М. и Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. в своих работах рекомендуют начинать занятия с развития этого вида чувствительности. Тактильно-кинестетические ощущения, это ощущения, которые мы получаем через кожу. Они напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся мир.
«Отпечатки рук»- сделать отпечатки рук на поверхности песка, сначала ладони, затем внешнюю сторону. Взрослый начинает игру, описывая свои ощущения. Песок можно пересыпать, брать в кулак и высыпать тонкой струйкой. Можно намочить водой и также описать свои ощущения (песок станет мокрым, холодным).
«Пианино» - поиграть на песке, как на клавишах пианино или клавиатуре компьютера.
«Пальчики» - пройтись поочередно пальчиками по песку. Начиная с большого пальчика и заканчивая мизинцем.
9 слайд
Развитие артикуляционной моторики
«Накажем непослушный язычок» - Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Одновременно хлопать ладонью по песку.
«Качели» - Открыть рот и языком под счёт, двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка, двигать по песку.
«Расческа» - Улыбнуться. Закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперёд – назад, как бы «расчёсывая» его. Руками с раскрытыми пальцами, совершать «расчёсывающие» движения по песку.
«Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
10 слайд
Автоматизация звуков
«Сыпется песок» - набрать в руку песок, высыпая его произносить – «с-с-с», резко высыпать из кулака и произносить – «са», «со», «сы», «ас», «ос».
«Отыщи игрушку» - логопед закапывает в песок предметы с определенным звуком, например: мыло, лак, игрушку акулы, слона и т. д. Ребёнок достает игрушку из песка, называет её, четко проговаривает автоматизируемый звук.
«Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.
11 слайд
Развитие связной речи
«Нарисуй и расскажи» - Ребенок рисует определенный сюжетный рисунок, придумывает рассказ.
«Дорисуй картину»- логопед рисует часть сюжетной картины, ребенок должен дорисовать и придумать название картины.
«Сокровища» - логопед прячет в песок предмет, ребенок задает наводящие вопросы, отгадывает, что спрятал педагог, затем откапывает из песка.
«Скульптор» - из пульверизатора намочить песок. Из мокрого песка слепить животное, рассказать про него.
«Мнемодорожка» - спрятать в песке распечатанную мнемодорожку. Ребенку предложить откопать из песка мнемодорожку и по ней описать игрушку.
Формирование и развитие фонетико-фонематических процессов
«Услышь звук» - ребенку предлагается спрятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Две группы» - в песке спрятаны предметы и картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.
«Повторялки» - четко проговаривать слоги, предложенные педагогом, похлапывая по песку. Например, «са», хлопаем правой рукой, «ша» хлопаем левой рукой.
«Выбери фигурку» - логопед предлагает достать из песка игрушки, с заданным звуком.
«Слоги» - ребенку предлагается достать игрушку из песка, поделить на слоги название игрушки и начертить на песке столько полосок, сколько слогов в названии.
12 слайд
Развитие речевого дыхания «Спряталась картинка» - картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
«Помоги лисе убежать от волка»- в песке делаются небольшие углубления (следы). Предложить ребенку подуть через коктейльную трубочку на следы, замести их.
«Большая яма» - плавной и длительной воздушной струёй выдуть в песочнице большую яму.
Развитие грамматического строя речи
«Предлоги»- учитель-логопед кладёт на песок несколько игрушек (например, мячиков - попрыгунчиков). Ребёнок должен рассказать о местоположении мячика относительно других.
«Вылепи букву»- при подготовке к обучению грамоте, из песка можно вылепить букву, предварительно смочить его водой.
«Чего не стало?»- под слой песка кладется распечатанная картина. Часть картины засыпается песком. Предлагаем ребёнку назвать чего не стало на картине.
Из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы, что песок является интересным, доступным и универсальным материалом, применяемым на логопедических занятиях. Игры с песком дают ребёнку ощутить себя уверенным и умелым: он творит новое, не боится сломать старое и что-то менять. Интересно и весело проходят коррекционно-развивающие занятия. В песочнице созданы оптимальные условия для развития творческого потенциала, образно-логического мышления, активизации его пространственного воображения, развитие и коррекция речи, тренировки мелкой моторики рук, развитие тактильных ощущений. Также игры с песком являются эффективным методом психологической помощи.
13 слайд
На слайде представлена литература, которую вы можете использовать в своей работе.
Спасибо за внимание!