Мастер-класс для педагогов на тему «Использование метода песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ»

Екатерина Сумина
Мастер-класс для педагогов на тему «Использование метода песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! В современном мире, при организации образовательной деятельности, всё большую популярность набирают нетрадиционные методы. Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно — развивающей работы с детьми, имеющих дефекты речи. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много, но хочется остановиться на одном, который является эффективным и доступным - песочная терапия.

1 слайд

Песок обладает разными свойствами: он может быть лёгким, сухим, влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать различные формы. Он привлекает взрослых и детей своим непостоянством. Взаимодействие с песком вселяет в душу ребёнка веселье и радость, тем самым способствуя его развитию. Вспомните, все мы в детстве любили часами возиться с песком!

2 слайд, 3 слайд, 4 слайд

Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму.

5 слайд

В свою очередь, Дорой Калфф (Швейцария) был разработан терапевтический метод —sandplay (сэндплей, вначале для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми. Метод sandplay, представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, рассматриваемого через призму юнгианской психологии, во время которого анализируемый-ребенок или взрослый строит собственный микромир из песка и миниатюрных фигурок.

6 слайд

Логопедические задачи, которые можно решить с помощью песочной терапии:

-развитие артикуляционной моторики;

-автоматизация звуков;

-развитие речевого дыхания;

-формирование и развитие фонематического восприятия;

-развитие связной речи;

-обогащение пассивного и активного словаря;

-формирование слоговой структуры речи.

7 слайд, 8 слайд

На своих занятиях, мы используем следующее оборудование:

-песочница, или световой стол с сухим песком;

-коллекции игрушек, пластиковых букв, мелкий природный материал;

-пульверизаторы;

-цветной песок;

-кинетический песок;

-коктейльные палочки.

Хочется поделиться с вами логопедическими упражнениями и играми, которые активно используются на занятиях. Вместе с вами применим эти упражнения на практике. Присаживайтесь к песочнице, пожалуйста.

Развитие тактильно-кинестетической чувствительности

Грабенко Т. М. и Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. в своих работах рекомендуют начинать занятия с развития этого вида чувствительности. Тактильно-кинестетические ощущения, это ощущения, которые мы получаем через кожу. Они напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся мир.

«Отпечатки рук»- сделать отпечатки рук на поверхности песка, сначала ладони, затем внешнюю сторону. Взрослый начинает игру, описывая свои ощущения. Песок можно пересыпать, брать в кулак и высыпать тонкой струйкой. Можно намочить водой и также описать свои ощущения (песок станет мокрым, холодным).

«Пианино» - поиграть на песке, как на клавишах пианино или клавиатуре компьютера.

«Пальчики» - пройтись поочередно пальчиками по песку. Начиная с большого пальчика и заканчивая мизинцем.

9 слайд

Развитие артикуляционной моторики

«Накажем непослушный язычок» - Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Одновременно хлопать ладонью по песку.

«Качели» - Открыть рот и языком под счёт, двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка, двигать по песку.

«Расческа» - Улыбнуться. Закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперёд – назад, как бы «расчёсывая» его. Руками с раскрытыми пальцами, совершать «расчёсывающие» движения по песку.

«Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

10 слайд

Автоматизация звуков

«Сыпется песок» - набрать в руку песок, высыпая его произносить – «с-с-с», резко высыпать из кулака и произносить – «са», «со», «сы», «ас», «ос».

«Отыщи игрушку» - логопед закапывает в песок предметы с определенным звуком, например: мыло, лак, игрушку акулы, слона и т. д. Ребёнок достает игрушку из песка, называет её, четко проговаривает автоматизируемый звук.

«Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

11 слайд

Развитие связной речи

«Нарисуй и расскажи» - Ребенок рисует определенный сюжетный рисунок, придумывает рассказ.

«Дорисуй картину»- логопед рисует часть сюжетной картины, ребенок должен дорисовать и придумать название картины.

«Сокровища» - логопед прячет в песок предмет, ребенок задает наводящие вопросы, отгадывает, что спрятал педагог, затем откапывает из песка.

«Скульптор» - из пульверизатора намочить песок. Из мокрого песка слепить животное, рассказать про него.

«Мнемодорожка» - спрятать в песке распечатанную мнемодорожку. Ребенку предложить откопать из песка мнемодорожку и по ней описать игрушку.

Формирование и развитие фонетико-фонематических процессов

«Услышь звук» - ребенку предлагается спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Две группы» - в песке спрятаны предметы и картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

«Повторялки» - четко проговаривать слоги, предложенные педагогом, похлапывая по песку. Например, «са», хлопаем правой рукой, «ша» хлопаем левой рукой.

«Выбери фигурку» - логопед предлагает достать из песка игрушки, с заданным звуком.

«Слоги» - ребенку предлагается достать игрушку из песка, поделить на слоги название игрушки и начертить на песке столько полосок, сколько слогов в названии.

12 слайд

Развитие речевого дыхания «Спряталась картинка» - картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги лисе убежать от волка»- в песке делаются небольшие углубления (следы). Предложить ребенку подуть через коктейльную трубочку на следы, замести их.

«Большая яма» - плавной и длительной воздушной струёй выдуть в песочнице большую яму.

Развитие грамматического строя речи

«Предлоги»- учитель-логопед кладёт на песок несколько игрушек (например, мячиков - попрыгунчиков). Ребёнок должен рассказать о местоположении мячика относительно других.

«Вылепи букву»- при подготовке к обучению грамоте, из песка можно вылепить букву, предварительно смочить его водой.

«Чего не стало?»- под слой песка кладется распечатанная картина. Часть картины засыпается песком. Предлагаем ребёнку назвать чего не стало на картине.

Из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы, что песок является интересным, доступным и универсальным материалом, применяемым на логопедических занятиях. Игры с песком дают ребёнку ощутить себя уверенным и умелым: он творит новое, не боится сломать старое и что-то менять. Интересно и весело проходят коррекционно-развивающие занятия. В песочнице созданы оптимальные условия для развития творческого потенциала, образно-логического мышления, активизации его пространственного воображения, развитие и коррекция речи, тренировки мелкой моторики рук, развитие тактильных ощущений. Также игры с песком являются эффективным методом психологической помощи.

13 слайд

На слайде представлена литература, которую вы можете использовать в своей работе.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

novyi-master-klas_iisv8.ppt | 23246 Кб | Скачан: 8
 
Публикации по теме:

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ «Использование информационно - коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда ДОУ» Аннотация: В данной работе рассматривается.

Презентация «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ Время не стоит на месте. Все течет, все изменяется.

Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.

Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда психокоррекционной ОД с использованием элементов песочной терапии Конспект педагога - психолога и учителя - логопеда психокоррекционного ОД с использованием элементов песочной терапии "Путешествие Золотой.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Птицы
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов на тему «Использование метода песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ»
Опубликовано: 19 февраля 2019 в 15:07
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Урок русского языка во 2 классе. Обобщение знаний о глаголе
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение знаний о глаголе. Тип урока: обобщение знаний Цель урока: - обобщение и систематизация знания о глаголе...
Конспект занятия для детей среднего возраста по познавательному развитию Тема «Дикие...
Конспект занятия для детей среднего возраста по познавательному развитию Тема «Дикие животные весной» Автор – воспитатель МКДОУ№ 6, город Сегежа, р. Карелия...
Конкурсно-развлекательное мероприятие к 8 Марта
Праздник 8 марта Прекрасный, светлый праздник 8 марта. В этот день всех женщин, девушек и девочек поздравляют. Наши мальчики тоже приготовили поздравления....
Фотоотчет по ручному труду «Миньоны из втулок»
Уважаемые коллеги! Еще прошлым летом, перед моим отпуском, мы с детками сделали заготовки для изготовления миньонов – желтеньких забавных человечков из...
Фотоотчет: рисование пластилином «Подснежник»
Фотоотчет: рисование пластилином «Подснежник». Подснежники вызывают у нас очень трепетные и нежные чувства. Вероятно потому, что они самые первые говорят...