Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов на тему «Использование метода песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ»

Екатерина Сумина
Мастер-класс для педагогов на тему «Использование метода песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ»

Использование метода песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ

Здравствуйте, уважаемые коллеги! В современном мире, при организации образовательной деятельности, всё большую популярность набирают нетрадиционные методы. Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно — развивающей работы с детьми, имеющих дефекты речи. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много, но хочется остановиться на одном, который является эффективным и доступным - песочная терапия.

Публикация «Мастер-класс для педагогов на тему „Использование метода песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ“» размещена в разделах

1 слайд

Песок обладает разными свойствами: он может быть лёгким, сухим, влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать различные формы. Он привлекает взрослых и детей своим непостоянством. Взаимодействие с песком вселяет в душу ребёнка веселье и радость, тем самым способствуя его развитию. Вспомните, все мы в детстве любили часами возиться с песком!

2 слайд, 3 слайд, 4 слайд

Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму.

5 слайд

В свою очередь, Дорой Калфф (Швейцария) был разработан терапевтический метод —sandplay (сэндплей, вначале для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми. Метод sandplay, представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, рассматриваемого через призму юнгианской психологии, во время которого анализируемый-ребенок или взрослый строит собственный микромир из песка и миниатюрных фигурок.

6 слайд

Логопедические задачи, которые можно решить с помощью песочной терапии:

-развитие артикуляционной моторики;

-автоматизация звуков;

-развитие речевого дыхания;

-формирование и развитие фонематического восприятия;

-развитие связной речи;

-обогащение пассивного и активного словаря;

-формирование слоговой структуры речи.

7 слайд, 8 слайд

На своих занятиях, мы используем следующее оборудование:

-песочница, или световой стол с сухим песком;

-коллекции игрушек, пластиковых букв, мелкий природный материал;

-пульверизаторы;

-цветной песок;

-кинетический песок;

-коктейльные палочки.

Хочется поделиться с вами логопедическими упражнениями и играми, которые активно используются на занятиях. Вместе с вами применим эти упражнения на практике. Присаживайтесь к песочнице, пожалуйста.

Развитие тактильно-кинестетической чувствительности

Грабенко Т. М. и Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. в своих работах рекомендуют начинать занятия с развития этого вида чувствительности. Тактильно-кинестетические ощущения, это ощущения, которые мы получаем через кожу. Они напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся мир.

«Отпечатки рук»- сделать отпечатки рук на поверхности песка, сначала ладони, затем внешнюю сторону. Взрослый начинает игру, описывая свои ощущения. Песок можно пересыпать, брать в кулак и высыпать тонкой струйкой. Можно намочить водой и также описать свои ощущения (песок станет мокрым, холодным).

«Пианино» - поиграть на песке, как на клавишах пианино или клавиатуре компьютера.

«Пальчики» - пройтись поочередно пальчиками по песку. Начиная с большого пальчика и заканчивая мизинцем.

9 слайд

Развитие артикуляционной моторики

«Накажем непослушный язычок» - Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Одновременно хлопать ладонью по песку.

«Качели» - Открыть рот и языком под счёт, двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка, двигать по песку.

«Расческа» - Улыбнуться. Закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперёд – назад, как бы «расчёсывая» его. Руками с раскрытыми пальцами, совершать «расчёсывающие» движения по песку.

«Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

10 слайд

Автоматизация звуков

«Сыпется песок» - набрать в руку песок, высыпая его произносить – «с-с-с», резко высыпать из кулака и произносить – «са», «со», «сы», «ас», «ос».

«Отыщи игрушку» - логопед закапывает в песок предметы с определенным звуком, например: мыло, лак, игрушку акулы, слона и т. д. Ребёнок достает игрушку из песка, называет её, четко проговаривает автоматизируемый звук.

«Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

11 слайд

Развитие связной речи

«Нарисуй и расскажи» - Ребенок рисует определенный сюжетный рисунок, придумывает рассказ.

«Дорисуй картину»- логопед рисует часть сюжетной картины, ребенок должен дорисовать и придумать название картины.

«Сокровища» - логопед прячет в песок предмет, ребенок задает наводящие вопросы, отгадывает, что спрятал педагог, затем откапывает из песка.

«Скульптор» - из пульверизатора намочить песок. Из мокрого песка слепить животное, рассказать про него.

«Мнемодорожка» - спрятать в песке распечатанную мнемодорожку. Ребенку предложить откопать из песка мнемодорожку и по ней описать игрушку.

Формирование и развитие фонетико-фонематических процессов

«Услышь звук» - ребенку предлагается спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Две группы» - в песке спрятаны предметы и картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

«Повторялки» - четко проговаривать слоги, предложенные педагогом, похлапывая по песку. Например, «са», хлопаем правой рукой, «ша» хлопаем левой рукой.

«Выбери фигурку» - логопед предлагает достать из песка игрушки, с заданным звуком.

«Слоги» - ребенку предлагается достать игрушку из песка, поделить на слоги название игрушки и начертить на песке столько полосок, сколько слогов в названии.

12 слайд

Развитие речевого дыхания «Спряталась картинка» - картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги лисе убежать от волка»- в песке делаются небольшие углубления (следы). Предложить ребенку подуть через коктейльную трубочку на следы, замести их.

«Большая яма» - плавной и длительной воздушной струёй выдуть в песочнице большую яму.

Развитие грамматического строя речи

«Предлоги»- учитель-логопед кладёт на песок несколько игрушек (например, мячиков - попрыгунчиков). Ребёнок должен рассказать о местоположении мячика относительно других.

«Вылепи букву»- при подготовке к обучению грамоте, из песка можно вылепить букву, предварительно смочить его водой.

«Чего не стало?»- под слой песка кладется распечатанная картина. Часть картины засыпается песком. Предлагаем ребёнку назвать чего не стало на картине.

Из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы, что песок является интересным, доступным и универсальным материалом, применяемым на логопедических занятиях. Игры с песком дают ребёнку ощутить себя уверенным и умелым: он творит новое, не боится сломать старое и что-то менять. Интересно и весело проходят коррекционно-развивающие занятия. В песочнице созданы оптимальные условия для развития творческого потенциала, образно-логического мышления, активизации его пространственного воображения, развитие и коррекция речи, тренировки мелкой моторики рук, развитие тактильных ощущений. Также игры с песком являются эффективным методом психологической помощи.

13 слайд

На слайде представлена литература, которую вы можете использовать в своей работе.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

novyi-master-klas_iisv8.ppt | 23246 Кб
 
Публикации по теме:

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ «Использование информационно - коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда ДОУ» Аннотация: В данной работе рассматривается.

Презентация «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ Время не стоит на месте. Все течет, все изменяется.

Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.

Конспект занятия педагога-психолога и учителя-логопеда психокоррекционной ОД с использованием элементов песочной терапии Конспект педагога - психолога и учителя - логопеда психокоррекционного ОД с использованием элементов песочной терапии "Путешествие Золотой.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование мотивационных приемов в песочной терапии»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование мотивационных приемов в песочной терапии» Цель: освоение новых педагогических приемов работы с детьми в практической деятельности, сплочение педагогического коллектива. Задачи: Познакомить.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование арт-терапии для снижения тревожности у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов ДОУ Тема: «Использование арт-терапии для снижения тревожности у детей дошкольного возраста» Цель: показать.

Мастер-класс «Практика песочной терапии: новые подходы в работе с песком» Мастер-класс «Практика песочной терапии: новые подходы в работе с песком» Основная цель: Достижения эффекта визуализации посредством спонтанного.

Мастер-класс с педагогами на тему «Использование ИКТ в работе ДОУ» Дагестанские Огни Психолог МБДОУ №4 «Соколенок» Сефербекова Саимат Шихкеримовна. Работаю в ДОУ и активно внедряю ИКТ в практическую работу.

Организация взаимодействия в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ по вопросу развития речи детей В исправлении речевых нарушений у детей дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя-логопеда и.

Приемы песочной терапии в работе учителя — дефектолога с дошкольниками с ЗПР и РАСПриемы песочной терапии в работе учителя — дефектолога с дошкольниками с ЗПР и РАС В настоящее время педагогическая песочница стала частым атрибутом кабинетов психолога, логопеда и дефектолога в дошкольных образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов на тему «Использование метода песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ»
Опубликовано: 19 февраля 2019 в 15:07
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД