Елена Теплова
Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление педагогов с песочной терапией, как средством развития познавательной активности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Участники мастер-класса : учитель-логопед, педагоги ДОУ.
План мастер – класса :
I.Теоретическая часть
1. Вступительная беседа.
2. Что такое песочная терапия.
3. Какие бывают игры с песком.
II. Практическая часть.
1. Путешествие в подводное царство.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Песочная терапия“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Знакомство и освоение техники «Сухая аппликация»
3. Знакомство с играми «Рыбка прячется», «Сколько яблок вырастет?»
Ход мастер - класса
I.Теоретическая часть
1. Вступительная беседа
Здравствуйте уважаемые коллеги. Мы с Вами работаем в детском саду, а значит, знаем о детях всё или почти все. Скажите, чем больше всего любят заниматься дети? Конечно же, играть! А какая, по Вашему мнению, самая лучшая игрушка для детей? Да, все названные Вами игрушки без сомнения хороши. Но вот К. Д. Ушинский считал, что «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». И я не могу с ним не согласиться. Поэтому я активно использую в своей работе с детьми игр с песком, т. е. песочную терапию.
2. Что такое песочная терапия.
Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Благодаря песку мы также способствуем развитию мелкой моторики рук, что непрерывно связано с развитием речи.
3. Какие бывают игры с песком
Игры с песком можно разделить на 3 группы:
1. ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения.
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш Мир, знакомятся с историей своего города, могут отправиться в далекое путешествие, экскурсию или попасть в сказку.
3. ПРОЕКТИВНЫЕ ИГРЫ
С их помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка.
II. Практическая часть.
1. Путешествие в подводное царство.
Сегодня, уважаемые коллеги, мы с вами отправимся в далекое путешествие и побываем в подводном царстве. Итак, я попрошу выйти ко мне одного педагога.
Чтобы попасть в подводное царство нужно сказать волшебные слова: глазки закрою и улыбнусь, где захочу, там окажусь. Итак, мы с Вами в подводном царстве. Посмотрите, какие удивительные растения здесь растут (педагог рисует водоросли по образцу). Как они называются? Первый обитатель, которого мы встречаем в подводном мире - это медуза (рисует по образцу, медуза так быстро уплывает, а на её месте мы уже видим черепаху (делают из медузы черепаху, путем засыпания песком лишних деталей и дорисовывая недостающие). Поздороваться с нами приплыл важный осьминог (рисует по образцу, но увидев Русалочку, он струсил и быстро уплыл (делают из осьминога русалочку путем засыпания песком лишних деталей и дорисовывая недостающие). Русалочка рада видеть нас, но нам, к сожалению, пора возвращаться обратно в детский сад. Снова скажем волшебные слова: глазки закрою и улыбнусь, где захочу, там окажусь. И вот мы вернулись в детский сад.
2. Знакомство и освоение техники «Сухая аппликация»
Давайте уважаемые педагоги вспомним, каких морских обитателей мы встретили. А теперь давайте поиграем в игру «Узнаю, не узнаю». Для этого нам нужно освоить технику сухой аппликации песком. Посмотрите, у меня маленький флакончик с песком, если его медленно наклонить, как только наконечник коснется картона, из него высыпается тонкая струйка песка. Манипулируя флаконом с песком, как обычным карандашом, можно получать рисунки любой сложности. Рисовать нужно быстро, смело, не боясь ошибиться. Ведь ошибку всегда можно легко исправить: нужно всего-навсего смести неудавшийся фрагмент кисточкой. Рисовать мы будем на картоне синего цвета. Четыре педагога рисуют морских обитателей, а затем мы попросим остальных педагогов отгадать, кого именно хотели изобразить наши «художники».
3. Знакомство с играми «Рыбка прячется», «Сколько яблок вырастет?»
Игра «Рыбка прячется» научит ребенка ориентироваться в пространстве.
Я предлагаю Вам заглянуть в гости к одной маленькой рыбке (каждый педагог получает по фигурки рыбки) Давайте нарисуем на подносах с песком водоросли, и посмотрим, где же прячется рыбка.
-Рыбка прячется в правом верхнем углу (педагоги помещают на подносе с песком рыбку согласно инструкции).
-Рыбка прячется в левом нижнем углу и т. д.
Вернувшись с моря, мы с Вами отправляемся в сад, посмотреть, сколько яблок созрело на яблоне (педагоги рисуют яблоню по образцу). У каждого из Вас есть фигурки яблок, я попрошу Вас помещать на яблоню яблоко, каждый раз, когда я назову фрукт, в названии которого есть звук [Р].
(педагоги выполняют задание)
Молодцы! Все справились со всеми заданиями и у Вас все получилось. Спасибо за внимание!