Елена Кудинова
Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство с листом Мебиуса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить педагогов с математической технологией «Лента Мебиуса». Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
1. Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.
Публикация «Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности „Знакомство с листом Мебиуса“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лента Мёбиуса
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по проектно-исследовательской деятельности.
3. Создание положительного эмоционального климата у педагогов.
Форма проведения: деловая игра.
Материалы
- полоски бумага шириной 4 см
- ножницы
- клей-карандаш
- разноцветные фломастеры
Ход мероприятия:
Как сказал венгерский математик Дьёрдь Пойа «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». Вот и мы с вами сегодня совершим для себя маленькое открытие.
Я приготовила для вас несколько загадок и собираюсь показать вам фокусы.
Итак, смотрите я взяла ленту и склеила ее с одного края.
Что получилось? (кольцо)
У кольца есть внешняя сторона и внутренняя. А теперь на это кольцо на внешнюю сторону, я посажу божью коровку. (рисую) Как вы думаете если божья коровка побежит по середине листа она сможет оказаться на другой стороне?
(выслушиваю предположения, кто-то соглашается, кто-то нет)
Вы уверенны? (может появиться сомнение) даю фломастер одному из участников и предлагаю нарисовать дорожку, по которой побежит божья коровка, ровно по середине.
Посмотрите где божья коровка? Она была на внутренней стороне листа? (убеждается, что нет)
Откуда вышла туда и вернулась. На внутренней стороне она не была.
А теперь сделаем кое-что поинтереснее. Возьмем полоску бумаги и склеим ее по-другому: перекрутим один конец и склеим.
Что получилось, на что похоже? (на американские горки)
В математике это называют лист Мёбиуса.
Посадим на этот лист божью коровку. Сможет ли божья коровка, сидя на внешней стороне листа, оказаться на внутренней (выслушиваю предположения) .Возьмите фломастер и нарисуйте посередине линию. Что произошло с божьей коровкой? Божья коровка попала на внутреннюю сторону листа и вернулась в исходное положение.
Давайте подумаем почему так получилось? Да у листа Мёбиуса только одна сторона.
А теперь обещанный фокус. Как вы думаете если я возьму и разрежу кольцо точно по середине, что получится? (предположения)
Получилось два кольца.
Что получится если разрезать лист Мёбиуса по пополам? (предположения).
Вы уверенны, что получится два листа Мёбиуса? (давайте проверим, разрезаем, смотрим)
Что получилось? Один лист Мёбиуса перекрученный два раза. (подумать на что похоже)
А если разрезать еще раз пополам, что будет? Ваши варианты? (предположения). Давайте разрежем и посмотрим, что получится? Здесь резать придётся чуть подольше. Сейчас проверим. Посмотрите что получилось. Два листа Мёбиуса сцепленных между собой.
Это еще раз доказывает, что лента Мебиуса односторонняя и доказали мы это опытным путем, в ходе эксперимента. Скажите, вам было интересно экспериментировать с лентой Мебиуса? А как вы думаете, внимание детей могут привлечь подобные математические фокусы? (ответ) Т. Е технология Мебиуса как одна из технологий математического моделирования, может быть использована и в работе дошкольника.
Я понимаю, что научные игры с лентой Мебиуса стары как мир, но их прелесть, научная ценность от этого ни коим образом не уменьшается. В этой простоте скрывается огромный и удивительный мир открытий для детей. Стоит посмотреть на их лица, когда они, экспериментируя, получают неожиданные и, я бы даже сказала, волшебные результаты. Как они преображаются, как насыщается их любопытство и жажда экспериментаторства.