МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование в ДОУ» (6 фото)

Ирина Иванченко
Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

«Экспериментирование в ДОУ»

Подготовила и провела воспитатель:

Иванченко Ирина Владимировна

Цель: Повышение уровня знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи:

• Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.

• Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Экспериментирование в ДОУ“» размещена в разделах

• Повысить уровень мастерства педагогов.

• Создание положительного эмоционального климата у педагогов.

Детское экспериментирование – замечательное средство интеллектуального развития дошкольников.

По мнению многих академиков «в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного познания и освоения».

Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

В результате организации детского экспериментирования, можно сделать вывод, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, делаем вывод, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

• Развивается речь.

• Происходит накопление фонда умственных умений.

• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Правила проведения экспериментов.

Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.

При проведении опытов рекомендуется придерживаться следующей структуры:

1. постановка проблемы;

2. поиск путей решения проблемы;

3. проведение наблюдения;

4. обсуждение увиденных результатов;

5. формулировка выводов.

Когда технология исследовательской деятельности только вводится, проблема определяется педагогом, например: «Как освободить бусинки ото льда?». Затем выслушиваются различные варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются и заносятся в дневники наблюдений.

Когда данная задача уже отработана, детям можно предоставить свободу выбора проблем и способа их решения. На данном этапе особое внимание уделяется индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, уголке экспериментирования может «жить» Мудрая Сова, от имени которой предлагаются задания. Однажды дети могут обнаружить конверт с семенами фасоли и гороха и задание-записку: «Объясните, что появляется вначале: корешок или стебелек?».

Дети решают, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объясняют почему. Затем, осуществляются различные варианты: некоторые ребята просто заливают водой семена, кто-то воспользуется ватными тампонами и положат семена между ними. В результате дети делают вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали и только во влажных проросли, а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность эксперимента – 12 дней.

В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.

Как оформить уголок экспериментирования?

В группах мы создаем уголки экспериментирования, где дети могут проводить различные опыты как сами, так и с помощью педагогов.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграни-ченных зон («цeнтpы», «уголки», оснащенных большим количеством раз-вивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, разви-вающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Задача по созданию уголка достаточно проста. Главным и дорогостоящим экспонатом тут является вместительный стеллаж с множеством полочек, покупка которого может осуществляется не без участия родителей. Если такого не найдется, то подойдет любой стол или тумба, ширма.

Содержание уголка экспериментирования

Общепринятого стандарта не существует, но в каждом уголке должна быть емкость с песком и водой, где дети обнаруживают свойства этих веществ. Можно найти такой материал для оформления уголка как земля, глина и опилки. При контакте с водой все они получают различные свойства. Различные камешки, пробки, шишки, и прочие позволяет детям получать сведения о таких свойствах как плавучесть и др.

Для того чтобы проверять степень сыпучести и прочих качеств материалов, потребуются различные емкости – стаканы, ведерки, бутылочки. Краски для окрашивания льда и воды, – всё это простейший и доступный инвентарь, не требующий вложения средств. Глобусы, микроскопы и фонарики используются для занятий уже со старшими детьми.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Эксперимент 1 : «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ».

Цели: Дать понятие о том, что лёгкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

Материал: вода.

Оборудование: ванночка, маленький резиновый мячик, салфетка, карандаши, лист бумаги (для каждого ребёнка).

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям поиграть с мячиком в прятки.

Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит проблемный вопрос: «Утонет ли мячик в воде?» (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя мнут мячик в ладонях.

Воспитатель. Какой он? (Упругий, лёгкий.)

Опускают в ванночку с водой.

Что происходит с мячиком, почему он не тонет? (Мяч лёгкий)

Дети погружают мячик на дно ванночки, немного придерживают его рукой и резко отпускают.

Что произошло с мячиком? (Мячик выскакивает на поверхность воды).

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети делают зарисовки.

Вывод. Мячик заполнен воздухом, он лёгкий - лёгкие предметы не тонут. Вода выталкивает лёгкие предметы па поверхность.

Эксперимент 2 : «УЗНАЙ ВСЁ О СЕБЕ, ШАРИК».

Цели: Познакомить с качествами и свойствами резины; научить устанавливать связи между материалом и способом его потребления.

Оборудование: воздушные шары (два надутых, один сдутый, резиновые перчатки, резинка для волос.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель приносит в группу воздушный шарик.

Воспитатель. К нам в гости прилетел воздушный шарик. Он хочет, чтобы вы рассказали о нем, так как сам о себе он ничего не знает. Помогите шарику узнать, из какого материала он сделан. (Шарик резиновый.)

Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит проблемный вопрос: «Чем резина отличается от бумаги, ткани?» (Предположения детей.)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Не надувайте очень большие шарики.

Потрогайте шарик. Какая резина?

С помощью разных действий дети выясняют, что резина мягкая, гладкая.

Покажите, каким маленьким может быть шарик. Дети спускают воздух из шарика.

Воспитатель. Нет, нет, дети, шарик не соглашается, возмущается, просит надуть его.

Надувает шарик и предлагает каждому ребенку надуть воздухом их шарики.

Если шарик растягивается, то о каком свойстве резины мы говорим? (Резина эластичная.)

Дети говорят шарику, что его называют воздушным шариком, так как у него внутри воздух. Шарик при помощи воспитателя «предлагает» помыть его в воде. Дети моют шарик, выясняют, что резина стала сверху мокрой.

Сравните это с бумагой, тканью. (Бумага намокает, рвется, ткань намокает, но не рвется.)

Вытирают шарик, и он опять становится сухим. Смотрят внутрь шарика.

Попала ли туда вода? (Не попала.)

Резина не пропускает воду, то есть она - водонепроницаемая.

Воспитатель называет не пропускающие воду предметы, которые человек сделал из резины: резиновые сапоги, например, носят в дождливую погоду, резиновые перчатки надевают на руки, когда моют посуду, и руки остаются сухими и чистыми.

Дети под руководством воспитателя проводят опыт с перчатками: надевают их на руки и опускают руки в воду, затем снимают перчатки, руки остались сухими.

Шарик «предлагает» детям назвать его друзей, которые тоже сделаны из резины. Дети перечисляют предметы из резины. Шарик прощается и «улетает».

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети проговаривают свойства резины.

Вывод. Резина мягкая, гладкая, эластичная, растягивается, она водонепроницаема.

Эксперимент 3 : «НАЖИВКА ДЛЯ ЛЬДА»

Оборудование. Пиала с водой, кубик льда, нотка, соль.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям проверить, можно-ли с помощью нитки вытащить из воды кубик льда, не замочив рук.

Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит проблемный вопрос: «Как можно втащить лед?» (Предположения детей.)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. 1. Опустим лед в воду.

2. нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.

3. Насыпим немного соли на лед и подождем 5-10 минут.

4. Потянем за свободный конец нитки и вытащи м кубик льда из стакана.

Вывод. Соль попав на лед, слегка подтапливает небольшой его участок. Через несколько минут лед, охлаждается, примораживает нитку.

Эксперимент 4 : «ВУЛКАН».

Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Материал: Картинка с извержением вулкана; поддоны, картон; сода, уксус; сухая красная краска, моющая жидкость; листы бумаги (или блокноты для фиксации наблюдений, цветные карандаши; чайные ложки.

Выполнение эксперимента.

Склеим конус из плотного картона. Вставим внутрь конуса пустую баночку. Помещаем в банку 1 чайную ложку соды, красной сухой краски (не жалеем) и немного мающей жидкости. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Это уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю немного уксуса. Что наблюдаете?

Вывод. При смешивании разных веществ, происходит химическая реакция.

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование в ДОУ»
Фото «Экспериментирование в ДОУ»
Мастер-класс для педагогов - фото
Фото №1 Экспериментирование в ДОУ Подготовила и провела воспитатель Иванченко Ирина Владимировна Цель Повышение уровня знаний и умений у педагогов в Фото №2 Методические материалы для педагогов и воспитателей методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками

IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-524642-1474980722.jpg[/IMG]

Фото №3 Задачи Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно экспериментальной деятельности
Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Детский фитнес»Мастер-класс для педагогов «Детский фитнес» В январе 2016 года в детском саду № 20 «Гнездышко» прошел семинар для педагогов на тему «Детский фитнес как один из способов здоровьесбережения».

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Осеннее волшебство» Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Осеннее волшебство» Слайд 1. Назначение: Свое выступление я хотела бы начать со слов великого.

Мастер-класс для педагогов групп «Что? Где? Когда?» Мастер класс для педагогов групп Тема: Повышение экологической компетенции педагогов. Програмное содержание: Расширять и систематизировать.

Мастер-класс для педагогов «Корона для мамы»Мастер-класс для педагогов «Корона для мамы» Представляю вам подарок, который мы с детьми приготовили для любимых мамочек. Вам понадобится цветной картон, ножницы клей ПВА, линейка,.

Мастер-класс для педагогов «Рукавичка здоровья»Мастер-класс для педагогов «Рукавичка здоровья» Ведущий мастер класса: Здравствуйте! – Ты скажешь человеку. - Здравствуй! - улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым.

Мастер-класс для педагогов «Слушай во все уши» Мастер-класс для педагогов «Слушай во все уши». Тема: «Ознакомление дошкольников с элементарными свойствами звуков». Цели и задачи мастер-класса:.

Мастер-класс для педагогов «У лукоморья дуб зеленый»Мастер-класс для педагогов «У лукоморья дуб зеленый» Техника: Моделирование из коктейльных трубочек Введение Изготовление поделок из коктейльных трубочек на пластилиновой основе – очень увлекательное.

Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированиюМастер-класс для родителей по детскому экспериментированию Цель мастер-класса: Продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с различными материалами. Вступление: Детство – это.

Мастер-класс для педагогов «Голубь мира»Мастер-класс для педагогов «Голубь мира» Сценарий мастер-класса. Нравственно-патриотическое воспитание. Блок «Моя семья» Здравствуйте уважаемые коллеги. На сегодняшнем мастер-классе.

Мастер-класс для воспитателей по экспериментированию с разными материалами «Путешествие лисенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №38» Мастер-класс для воспитателей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование в ДОУ»
Опубликовано: 27 сентября 2016 в 15:57
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Иванченко (УИ 524642) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД