Несмыслова О.В.
Мастер-класс для педагогов «Работа с детской цифровой лабораторией Наураша в стране Наурандия»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию мастер-класс на тему «Использование детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурландии» в работе с дошкольниками».
Мир наш стремительно меняется. Меняется техника, отношение к жизни, социально – экономическое развитие страны. Поскольку меняется время, ему должны соответствовать и люди. Они должны быть с новым мышлением, с новой мотивацией и стилем поведения.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Работа с детской цифровой лабораторией Наураша в стране Наурандия“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Наураша. Занятия с использованием цифровой лаборатории
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В век стремительного изменения окружающей предметной среды ребенка, которая становится все более насыщенной разного рода электронными приборами, дошкольное образование не может обойтись без использования компьютерных технологий.
Каким образом в наше время рассказать ребёнку о таких вопросах, как температура, звук, свет, магнитное поле, электрический ток и других, чтобы это было увлекательно, познавательно и грамотно с научной точки зрения.
Применение цифровой лаборатории на занятиях позволяет опытным путём подтвердить или опровергнуть свои предположения относительно различных этих природных процессов или явлений.
Лаборатория представляет собой игровой мультимедийный продукт
с использованием датчиков. Главный герой – мальчик Наураша, маленький учёный, исследователь, помощник педагогов и друг детей, увлечённый желанием познавать мир.
Наураша проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме.
Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»
-приоткрывает дверь дошкольникам в мир физики, химии, биологии с надеждой, что они продолжат изучении этих предметов в школе с большим интересом и желанием.
-Формирует целостную картину мира и расширяет кругозора;
-Развивает познавательно-исследовательскую и конструктивную деятельности;
-Формирует первичные ценностные представления о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;
-Не вовлекает ребёнка в цифровое пространство, а способствует изучению реального окружающего мира с помощью датчиков.
Наша цифровая лаборатория состоит из 6 образовательно-игровых модулей или сцен. В каждом модуле своя тема:
• Свет
• Звук
• Электричество
• Кислотность
• Магнитное поле
• Температура
Изучение предложенных тем может проводиться в любом порядке. Однако рекомендовано начинать с наиболее знакомых детям величин: температура, свет, звук и т. д.
В составе всех комплектов по всем темам имеются:
• Датчик «Божья коровка», имеющий соответствующую теме физическую величину;
• Набор вспомогательных предметов для измерений;
• Сопутствующая компьютерная программа;
• Брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.
Вас, уважаемые коллеги, я тоже приглашаю в удивительный мир научных открытий в цифровой лаборатории.
(при входе, вы, уважаемы коллеги получили жетоны, прошу сейчас выйти тех у кого они зеленого цвета)
-Посмотрите на стол, что вы видите? (Коробку.)
- Хотите узнать, что в ней находится? (Да, очень хотим)
- Предлагаю вам по очереди подойти и заглянуть в нее.
(по очереди смотрят в отверстие коробки и отвечают, что ничего не видят)
- Что вы увидели? ….)
-Как вы думаете, почему вам ничего не видно? (В коробке темно и нет света.)
- Как сделать так, чтобы мы смогли увидеть то, что находится внутри коробки?
(Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.)
- А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло?
(Можно чем-нибудь посветить. Например, включить фонарик и посветить в отверстие коробки.)
- Итак, давайте посмотрим в коробку с включенным фонариком, и ответим на вопрос: Что вы видите?
( смотрят и высказывают предположения: космос, планеты, невесомость, шарики.)
- Почему мы теперь видим то, что находится внутри коробки?
(Появился свет, стало светло и мы увидели внутри коробки планеты солнечной системы.)
(воспитатель открывает коробку, достает изображение солнечной системы)
Практический этап
- покажи, где находится солнце?
- Солнце – это звезда, которая излучает свет. Солнце – это естественный источник света, которая создала природа. Оно светит всегда и никогда не гаснет.
- Ребята, а что еще можно отнести к естественным источникам света?
(Свет от луны, звезд, молния, светлячок,).
- А фонарик – это естественный источник света? (нет). Верно, помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал и создал человек, для своего более комфортного существования.
- Таким образом, я ввожу детей в тему «Свет» и даю понятие естественного и искусственного света. Чтобы закрепить эти понятия, с детьми проводится игра «свет искусственный и естественный»
Игра: «Свет искусственный и естественный»
- На столах я вам приготовила картинки с изображение искусственных и естественных источников света. Давайте сейчас мы с вами попробуем разложить картинки на две группы: группу с естественны источником света - таких как солнце. И группу с искусственным источником света, таких как фонарик. (2 стола, с разрезными картинками)
- Итак, перечислите мне пожалуйста изображения с естественным источником света. … Молодцы
- Теперь с искусственным источником света…. Молодцы
- А что же такое свет? И какими свойствами он обладает?
предположительные ответы)
-Дети на это вопрос отвечают обычно это когда светло, мы все видим, когда не страшно.
- Что же такое свет? И какими свойствами он обладает? Разобраться нам в этом поможет наш друг мальчик-ученый Наураша.
- Вам уважаемые коллеги спасибо, приглашаю тех, у кого жетоны синего цвета.
Предлагаю пройти к нему в лабораторию.
Но прежде, давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории :
- Эти картинки очень знакомы детям и они быстро и правильно называют все правила поведения в лаборатории. А вы, уважаемые коллеги, попробуйте их сформулировать.
1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
2. Внимательно слушать руководителя.
3. Приступать к выполнению опыта только после указания.
4. Пробовать на вкус, брать в рот, нюхать – в лаборатории запрещено без разряшения.
5. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
- Итак, занимаем рабочие места
Сегодня мы с нашим маленьким ученым Наурашей отправляемся в лабораторию, где он нас познакомит со свойствами света.
- Уважаемые коллеги, вы видите, что прежде чем войти в лабораторию, появляются все лаборатории мультимедийной игры. Мы выбираем среди них нам необходимую.
- обратите внимание на экран. В лаборатории «Свет» находится теплица, в которой растут растения. И там живёт КИБЕРКРЫС. Над теплицей расположена шкала с делениями и табло с цифровыми значениями. Чем больше света или светлее. Тем больше делений будет загораться на шкале и цифровой показатель будет больше. Если света меньше – темнее, то, соответственно, делений на шкале загораться будет меньше, а цифровой показатель меньше. Посмотрите на шкалу освещенности – при ярком свете, она заполняется полностью, а при слабой освещенности – шкала может меняться.
Наураша рассказывает :
1. Что такое свет?
2. Мы видим благодаря свету
- Здесь я обязательно делаю паузу и уточняю что поняли дети, что же такое свет?
- Как вы поняли что такое свет?
(Свет – это лучи, расходящиеся от солнца. И, одновременно, крошечные частички – фотоны.)
- Наураша подготовил для детей интересные опыты, из которых они узнают свойства света. Прежде всего, для всех опытов со светом нам необходим датчик освещенности – божья коровка.
Давайте начнем.
Наураша
- «Свет умеет проникать сквозь прозрачные вещи. Именно поэтому мы их так и называем. Вот, например, стекло – прозрачное!»
(ставлю паузу)
- Для закрепления сведений о прозрачности предметов, я предлагаю детям проверить прозрачность предметов и выдвинуть свои предположения.
- Давайте и мы с вами, уважаемые коллеги попробуем определить, какие предметы прозрачны а какие нет.
Вам спасибо, хотелось бы пригласить сюда, коллег с жетонами желтого цвета.
- Пройдите, пожалуйста, за столы. Посмотрите, на подносе у вас лежат разные предметы, что это за предметы? (фонарики, тряпочки, дощечка, картон, бумага писчая)
- Все эти предметы вам необходимо разделить на 2 группы с помощью фонариков : в первую группу - к черной метке вы должны положить предметы, которые свет не пропускают, а во вторую группу – к желтой метке предметы, которые свет пропускают. Фонарик прислоняем близко к предмету, чтобы через него проходили световые лучи только от фонарика, а не от других источников света
- Что у вас получилось? Какие предметы по вашим предположениям не пропускают свет.
- Какие пропускают?
-Вместе с детьми мы проверяем правильность их гипотезы относительно прозрачности предметов с помощью датчиков в лаборатории. Для этого необходимо включить свободный режим.
Рефлексивно-оценочный этап
Итак, как вы считаете, что нового дети смогли узнать на занятии?
По результатам проведенных мной занятий, можно сделать вывод, что дети с довольствием занимаются с цифровой лабораторией. Им нравится данная форма проведения занятий. Дети активно выдвигают свои предположения относительно того или иного явления или процесса, учавствуют в проведении опытов, в обсуждении результатов. Увлеченно работают с датчиком «божья коровка», проверяя на практике свои предположения. С нетерпением ждут новой встречи с мальчиком НАУРАШЕЙ.
Однако, необходимо отметить, массовое её применение на занятиях очень затруднительно. Я использую данную лабораторию как дополнительную образовательную услугу.
Программа выпущена в 2014 году, и я думаю должны быть обновления к этой программе, как к любой другой компьютерной программе. Для меня, например, недостатком программы является то, отсутствует возможность вернуться назад к предыдущему исследованию. Для этого нужно выйти и зайти в лабораторию снова. Ответы мальчика Наураши не всегда совпадают с результатами опытов.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!