МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов районной методической площадки «Лаборатория живой природы» (из опыта работы МБДОУ)

Галина Зеленкова
Мастер-класс для педагогов районной методической площадки «Лаборатория живой природы» (из опыта работы МБДОУ)

Мастер – класс

Тема: «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в исследовательской деятельности».

Подготовила и провела Зеленкова Галина Ивановна

Цель мастер - класса : повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Публикация «Мастер-класс для педагогов районной методической площадки „Лаборатория живой природы“ (из опыта работы МБДОУ)» размещена в разделах

Всё усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашего ДОУ. Вот почему мы делаем основной упор на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность в природе. В ходе экспериментирования ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственную связь. Ему необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы: почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Проанализировав свою педагогическую деятельность, мы пришли к выводу, что необходимо использовать более эффективные методы и приемы развития детей в исследовательской деятельности.

Презентация № 1 смотри в приложении.

Дети часто нам задавали вопросы, например: «Как из маленького желудя может вырасти большой дуб? Или как из маленького семечка появляется помидор, или перец и т. д.» И мы предложили детям познакомиться с характерными этапами развития живых организмов. Сегодня в форме сказки покажем вам некоторые виды исследования с разными материалами.

Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

Цель исследования: познакомить с характерными этапами развития живых организмов; подвести их к выводу.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме исследовательской и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересно и увлекательно.

Практическая часть:

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Задание 1. Выйдя за забор, Проблемный вопрос: Кого он увидел? Что они делают? Как вы думаете, какую картинку рассматривают? Хотите узнать вместе с утенком?

Предлагаю рассмотреть слайды - фотографии маленьких детей.

- Кто изображен на этих фотографиях?

- А вы сейчас похожи на этих детей?

- Как вы изменились? (стали большими, одежда и обувь большего размера, носим вместо ползунков колготки, джинсы, бегаем, прыгаем, катаемся на велосипеде и т. д.)

- Пока вы росли, кто заботился о вас? (мама, папа, дедушка, бабушка)

- А, что еще вам нужно было, кроме любви и ласки взрослых? (надо было кормить, поить).

- Проблемный вопрос: А еще что необходимо ребенку, чтобы он рос здоровым? (гулять на воздухе, греться на солнышке, купать, закаливать и т. д.). Так что же нужно чтобы вырос человек? (Ответ на проблемный вопрос выкладываем с помощью картинок).

Грудной ребенок – ребенок – юноша – мужчина

Что нужно для его развития? Для развития и роста называют следующие условия:

Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

Так развивается и растет кто? (человек). Выслушиваю все ответы.

Вывод: Мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.

Задание 2

- Утенок отправился дальше и на полянке увидал (КОГО) кошку. У кого дома живет кошка?

- Какая кошка, большая или маленькая? Проблемный вопрос: Что необходимо, чтобы котенок вырос и превратился в большую кошку (Выслушиваю варианты ответов, (Кормить молоком, мясом, рыбой. Гулять с кошкой на улице, чтобы грелась на солнышке. Не обижать кошку, не дразнить ее. Любить кошку, заботиться о ней. Купать ее, причесывать шерсть и т. д.)

Раскладываем карточки по мере роста котенка:

Слепой котенок – маленький котенок – подрастающий котенок - большая кошка.

Что нужно кошке для роста и развития? :

Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

Вывод: Как вы думаете, какой вывод можно сделать? Выслушиваю все варианты ответов. (Нужно то же самое, что и человеку).

Задание 3

Утенку стало интересно, и он отправился дальше, а с кем он встретится, узнаете, отгадав загадку. Встает на заре, Поет во дворе, На голове гребешок, Кто же это (Петушок).

- Проблемный вопрос: Как вы думаете, петушок всегда был таким большим и взрослым? Выслушиваю все варианты ответов (Нет, он был маленьким цыпленком).

- Правильно, цыпленок вылупился из яйца, он был очень маленьким, потом он немного подрос.

- Проблемный вопрос: Что надо для роста цыпленка? Выслушиваю все варианты ответов (Надо было его кормить зерном, гулять на улице, греться на солнышке, дышать свежим воздухом и т. д.) Все правильно. Цыпленок рос и превратился в большого красивого петуха.

Вывод: Так что же нужно чтобы цыплёнок вырос? Выслушиваю все варианты ответов. Правильно для роста и развития цыпленка необходимо то же самое, что и человеку, и животному :

Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

Задание 4.

Шел утенок и на дороге увидел коробочку. Он задумался, проблемный вопрос: что же может лежать в ней?

Отгадайте, что лежит в коробке: живое или неживое. Выслушиваю все варианты ответов (открывают коробочки, берут в руки, пробуют на ощупь, узнают, что это сухая фасоль.

Проблемный вопрос: Что надо сделать, чтобы твердая фасолинка стала живой? Выслушиваю все варианты ответов (посадить в землю, полить, поставить на окно к солнцу.)

Эксперимент «Вершки – корешки»

Задача: Выяснить, что раньше появляется из семени, что потом.

Практическая значимость:

Зная, как растут растения и все живое дети смогут правильно ухаживать за ними, поймут зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды, проявят интерес ко всему живом.

- Возьмите прозрачную емкость, в нее плотно к стенкам положите влажную бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками поместите замоченную фасоль, затем поместите емкость в теплое место, салфетку постоянно увлажняйте.

Наблюдения ежедневные в течение 12– 15дней за происходящими изменениями.

Что вы заметили? (из фасоли сначала появился корешок) в дальнейшем корешки будут разрастаться.

Затем что мы наблюдаем? (стебельки, потом листочки, верхний побег постепенно увеличивался).

ВЫВОД: Давайте сделаем вывод. Проблемный вопрос: В результате эксперимента, что вы узнали? Выслушиваю все варианты ответов. Все живое, растет и какие, нужны условия, чтобы они росли и развивались. У детей разовьется наблюдательность, логическое мышление. Дети научаться быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям.

Общий вывод: Доказав, путем эксперимента, как растут растения, развиваются животные, птицы, человек дети придут к пониманию зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды, разовьется интерес к растительному миру и ко всему живому, дети научаться правильно и бережно ухаживать за всеми живыми организмами.

- А вы хотите быть фасолинкой?

Психогимнастика «Фасолинка»

Представьте, что вы – маленькие фасолинки. Вы сидите глубоко в земле. Вдруг почувствовали, что стало теплее. Вы потянулись вверх, земля расступилась, и ваш росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. Теплые лучи коснулись вашего стебелька, ветерок качнул вас то в одну сторону, то в другую. Вам захотелось расправить свои молодые листочки. Солнышко нежно подхватило вас за верхушки своими лучами и потянуло вверх. Вы стали расти все выше и выше. И вдруг брызнул дождик, вы стали пить воду дождевую, стали сильными и большими. Вам понравилось быть фасолинками? Что вы ощутили? Выслушиваю все варианты ответов.

Общий вывод: Ребенок научится самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения. Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы. Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

В системе работы мы используем три типа экспериментальных задач:

1. Как доказать, что…

2. Сколькими способами можно осуществить это действие…

3. Предскажите, что получится, если…

Всегда необходимо помнить и глубоко осознавать: непредусмотренный результат не является неправильным. Из сказанного следует вывод: воспитатель всегда должен обсуждать с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. Нужно приучить и себя, и детей видеть природу такой, какова она есть. Зачастую увиденный результат бывает более интересным, чем запланированный.

- Использование всех этих методов и приемов в детском экспериментировании в нашей педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков, формирования УУД.

Рефлексия

Рефлексия «Цветы и бабочки».

На столе лежат 3 цветка:

1. Красная роза (узнал много нового);

2. Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно);

3. Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).

Посадите, пожалуйста, своих бабочек на цветок, который вы считаете своим.

Как вы думаете, вам это пригодится в работе?

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-1_5r0rc.ppt | 2090 Кб
 
Публикации по теме:

Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание»Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание» Идея проведения мастер-класса для воспитателей нашей территории (военного городка) по айрис - фолдингу у меня появилась после посещения.

Коллективное рисование нетрадиционными методами Цель: Развить творческое мышление, фантазию педагогов в условиях плодотворного общения на мастер-классе. Задачи: - Познакомить педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов районной методической площадки «Лаборатория живой природы» (из опыта работы МБДОУ)
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 00:51
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД