Получи документы

Мастер-класс для педагогов районной методической площадки «Лаборатория живой природы» (из опыта работы МБДОУ)

Галина Зеленкова
Мастер-класс для педагогов районной методической площадки «Лаборатория живой природы» (из опыта работы МБДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс

Тема: «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в исследовательской деятельности».

Подготовила и провела Зеленкова Галина Ивановна

Цель мастер - класса : повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Публикация «Мастер-класс для педагогов районной методической площадки „Лаборатория живой природы“ (из опыта работы МБДОУ)» размещена в разделах

Всё усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашего ДОУ. Вот почему мы делаем основной упор на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность в природе. В ходе экспериментирования ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственную связь. Ему необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы: почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Проанализировав свою педагогическую деятельность, мы пришли к выводу, что необходимо использовать более эффективные методы и приемы развития детей в исследовательской деятельности.

Презентация № 1 смотри в приложении.

Дети часто нам задавали вопросы, например: «Как из маленького желудя может вырасти большой дуб? Или как из маленького семечка появляется помидор, или перец и т. д.» И мы предложили детям познакомиться с характерными этапами развития живых организмов. Сегодня в форме сказки покажем вам некоторые виды исследования с разными материалами.

Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

Цель исследования: познакомить с характерными этапами развития живых организмов; подвести их к выводу.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме исследовательской и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересно и увлекательно.

Практическая часть:

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Задание 1. Выйдя за забор, Проблемный вопрос: Кого он увидел? Что они делают? Как вы думаете, какую картинку рассматривают? Хотите узнать вместе с утенком?

Предлагаю рассмотреть слайды - фотографии маленьких детей.

- Кто изображен на этих фотографиях?

- А вы сейчас похожи на этих детей?

- Как вы изменились? (стали большими, одежда и обувь большего размера, носим вместо ползунков колготки, джинсы, бегаем, прыгаем, катаемся на велосипеде и т. д.)

- Пока вы росли, кто заботился о вас? (мама, папа, дедушка, бабушка)

- А, что еще вам нужно было, кроме любви и ласки взрослых? (надо было кормить, поить).

- Проблемный вопрос: А еще что необходимо ребенку, чтобы он рос здоровым? (гулять на воздухе, греться на солнышке, купать, закаливать и т. д.). Так что же нужно чтобы вырос человек? (Ответ на проблемный вопрос выкладываем с помощью картинок).

Грудной ребенок – ребенок – юноша – мужчина

Что нужно для его развития? Для развития и роста называют следующие условия:

Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

Так развивается и растет кто? (человек). Выслушиваю все ответы.

Вывод: Мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.

Задание 2

- Утенок отправился дальше и на полянке увидал (КОГО) кошку. У кого дома живет кошка?

- Какая кошка, большая или маленькая? Проблемный вопрос: Что необходимо, чтобы котенок вырос и превратился в большую кошку (Выслушиваю варианты ответов, (Кормить молоком, мясом, рыбой. Гулять с кошкой на улице, чтобы грелась на солнышке. Не обижать кошку, не дразнить ее. Любить кошку, заботиться о ней. Купать ее, причесывать шерсть и т. д.)

Раскладываем карточки по мере роста котенка:

Слепой котенок – маленький котенок – подрастающий котенок - большая кошка.

Что нужно кошке для роста и развития? :

Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

Вывод: Как вы думаете, какой вывод можно сделать? Выслушиваю все варианты ответов. (Нужно то же самое, что и человеку).

Задание 3

Утенку стало интересно, и он отправился дальше, а с кем он встретится, узнаете, отгадав загадку. Встает на заре, Поет во дворе, На голове гребешок, Кто же это (Петушок).

- Проблемный вопрос: Как вы думаете, петушок всегда был таким большим и взрослым? Выслушиваю все варианты ответов (Нет, он был маленьким цыпленком).

- Правильно, цыпленок вылупился из яйца, он был очень маленьким, потом он немного подрос.

- Проблемный вопрос: Что надо для роста цыпленка? Выслушиваю все варианты ответов (Надо было его кормить зерном, гулять на улице, греться на солнышке, дышать свежим воздухом и т. д.) Все правильно. Цыпленок рос и превратился в большого красивого петуха.

Вывод: Так что же нужно чтобы цыплёнок вырос? Выслушиваю все варианты ответов. Правильно для роста и развития цыпленка необходимо то же самое, что и человеку, и животному :

Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

Задание 4.

Шел утенок и на дороге увидел коробочку. Он задумался, проблемный вопрос: что же может лежать в ней?

Отгадайте, что лежит в коробке: живое или неживое. Выслушиваю все варианты ответов (открывают коробочки, берут в руки, пробуют на ощупь, узнают, что это сухая фасоль.

Проблемный вопрос: Что надо сделать, чтобы твердая фасолинка стала живой? Выслушиваю все варианты ответов (посадить в землю, полить, поставить на окно к солнцу.)

Эксперимент «Вершки – корешки»

Задача: Выяснить, что раньше появляется из семени, что потом.

Практическая значимость:

Зная, как растут растения и все живое дети смогут правильно ухаживать за ними, поймут зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды, проявят интерес ко всему живом.

- Возьмите прозрачную емкость, в нее плотно к стенкам положите влажную бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками поместите замоченную фасоль, затем поместите емкость в теплое место, салфетку постоянно увлажняйте.

Наблюдения ежедневные в течение 12– 15дней за происходящими изменениями.

Что вы заметили? (из фасоли сначала появился корешок) в дальнейшем корешки будут разрастаться.

Затем что мы наблюдаем? (стебельки, потом листочки, верхний побег постепенно увеличивался).

ВЫВОД: Давайте сделаем вывод. Проблемный вопрос: В результате эксперимента, что вы узнали? Выслушиваю все варианты ответов. Все живое, растет и какие, нужны условия, чтобы они росли и развивались. У детей разовьется наблюдательность, логическое мышление. Дети научаться быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям.

Общий вывод: Доказав, путем эксперимента, как растут растения, развиваются животные, птицы, человек дети придут к пониманию зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды, разовьется интерес к растительному миру и ко всему живому, дети научаться правильно и бережно ухаживать за всеми живыми организмами.

- А вы хотите быть фасолинкой?

Психогимнастика «Фасолинка»

Представьте, что вы – маленькие фасолинки. Вы сидите глубоко в земле. Вдруг почувствовали, что стало теплее. Вы потянулись вверх, земля расступилась, и ваш росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. Теплые лучи коснулись вашего стебелька, ветерок качнул вас то в одну сторону, то в другую. Вам захотелось расправить свои молодые листочки. Солнышко нежно подхватило вас за верхушки своими лучами и потянуло вверх. Вы стали расти все выше и выше. И вдруг брызнул дождик, вы стали пить воду дождевую, стали сильными и большими. Вам понравилось быть фасолинками? Что вы ощутили? Выслушиваю все варианты ответов.

Общий вывод: Ребенок научится самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения. Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы. Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

В системе работы мы используем три типа экспериментальных задач:

1. Как доказать, что…

2. Сколькими способами можно осуществить это действие…

3. Предскажите, что получится, если…

Всегда необходимо помнить и глубоко осознавать: непредусмотренный результат не является неправильным. Из сказанного следует вывод: воспитатель всегда должен обсуждать с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. Нужно приучить и себя, и детей видеть природу такой, какова она есть. Зачастую увиденный результат бывает более интересным, чем запланированный.

- Использование всех этих методов и приемов в детском экспериментировании в нашей педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков, формирования УУД.

Рефлексия

Рефлексия «Цветы и бабочки».

На столе лежат 3 цветка:

1. Красная роза (узнал много нового);

2. Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно);

3. Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).

Посадите, пожалуйста, своих бабочек на цветок, который вы считаете своим.

Как вы думаете, вам это пригодится в работе?

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание»Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание» Идея проведения мастер-класса для воспитателей нашей территории (военного городка) по айрис - фолдингу у меня появилась после посещения.

Коллективное рисование нетрадиционными методами Цель: Развить творческое мышление, фантазию педагогов в условиях плодотворного общения на мастер-классе. Задачи: - Познакомить педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов районной методической площадки «Лаборатория живой природы» (из опыта работы МБДОУ)
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 00:51
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов районной методической площадки «Лаборатория живой природы» (из опыта работы МБДОУ)» (включая файлы) размещена пользователем Галина Зеленкова (УИ 229828) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД