Евгения Алексеевна Фетисова
Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством пальчикового рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса :
- познакомить педагогов ДОУ с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчикового рисования»;
- поделиться опытом с коллегами в художественной росписи на бумаге нетрадиционными методами рисования (пальчиковое рисование);
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством пальчикового рисования“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
- повышение профессионального мастерства участников;
- внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Задачи:
- закрепить теоретические знания педагогов ДОУ по развитию мелкой моторики рук дошкольников
- познакомить участников мастер-класса с этапами разучивания и разнообразными видами пальчиковых игр.
- содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Оборудование:
- портативный магнитофон, магнитная доска;
- раздаточный материал: листы бумаги формата А4, гуашевые краски, кисточки, перламутровый гель с блёстками, влажные салфетки, стаканы с водой.
Продолжительность мастер-класса 30 минут.
Ход мастер-класса
Здравствуйте уважаемые коллеги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе!
Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития ребенка, об одном из способов его развития – занятиях пальчиковым рисованием.
Вначале я хочу спросить у вас: почему так важна мелкая моторика и для чего нужно её развивать? (ответы) .
Действительно, уровень развития мелкой моторики рук напрямую связан с уровнем развития речи и познавательной сферы ребёнка.
Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить. Важно начинать работу по развитию мелкой моторики с рождения. В нашем случае с раннего дошкольного возраста.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
Родителей всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребёнка к школе. Наша задача – объяснить родителям насколько важным является развитие мелкой моторики для дальнейшего овладения ребенком письмом.
(Раздать распечатанные памятки по организации развивающей среды и работе с родителями)
Сейчас я хочу с вами поделиться опытом в художественной росписи на бумаге нетрадиционными методами рисования (пальчиками).
Пальчиковые краски – это первые краски, с которыми можно познакомить кроху. Эти краски не токсичны и абсолютно безвредны для здоровья, даже если малыш оближет окрашенный пальчик. Они изготовлены на водной основе, желеобразной консистенции, не растекаются и не капают, если перевернуть баночку. Медленно высыхают и легко смываются с рук. Прилипшие к одежде краски отстирываются любым моющим средством и водой.
В связи с этим сегодня нам предстоит очень приятное дело - это рисование пальчиками. Такие занятия подойдут деткам от 1 года до 4 лет.
Существуют различные техники рисования пальчиковыми красками (продемонстрировать образцы работ).
Рисование ладошкой. Отпечатки ладошек могут с легкостью превращаться в различных зверей и птиц. Сначала образ будете дорисовывать Вы, а потом малыш сам начнет угадывать изображение и дорисовывать его сам.
Рисование пальчиками. Отпечаток делается пальчиком. Это уже более сложное действие, требует большей координации и точности. Можно сделать отпечаток и дорисовать его, а можно из нескольких отпечатков составить рисунок. Пальчиком удобно раскрашивать специальные раскраски для малышей.
Рисование губками. Можно использовать специальные наборы губок и спонжей, или же сделать самим из обычной хозяйственной губки. В зависимости от размера губки можно получить большие или маленькие отпечатки. Губкой легко закрасить большие поверхности.
Рисование с помощью трафаретов. Трафареты можно использовать готовые, а можно вырезать самим. Положив трафарет на белый лист, предложите ребенку закрасить пространство внутри трафарета с помощью пальчиков или губки.
Рисование с помощью штампов и роликов. К краскам могут прилагаться специальные наборы штампов различной формы или же продаваться отдельно. Обмакнув в краску штампик, одним нажатием им на бумагу, получаем картинку: кружок, звездочку или квадрат. С помощью фигурных роликов проводят различные фигурные линии.
Техника паспарту. Сначала делают паспарту: в центре листа рисуют крупное изображение и вырезают по контуру (например, грибок). Затем малышу дают чистый белый лист и несколько капель красок различных цветов, и предлагают порисовать, как ему хочется. Как только лист бумаги будет замазан полностью, накладывают паспарту на творение малыша. В итоге, на белом фоне кроха увидит разноцветный грибок (или листок, или рыбку, или бабочку). Эта техника подходит для совсем маленьких художников.
Рисование кисточками. Используются кисти, как и для рисования любыми другими красками.
И сейчас мы с вами порисуем. Сегодня мы будем в работе использовать гуашь, а рецепты изготовления пальчиковых красок вы найдете в памятках.
Уважаемые коллеги, но сначала мы с вами поиграем в пальчиковые игры.
Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.
1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мё рзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
2. «Колобок» - имитируем скатывание колобков.
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем маме помогать.
3. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
4. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
Такие упражнения важно проводить в начале деятельности.
Теперь, уважаемые, коллеги, предлагаю вам самим попробовать расписать белые листочки. Надеюсь, вы получите настоящее наслаждение от собственного творчества!
А для вдохновения я вам поставлю чудесную музыку Петра Ильича Чайковского «Вальс цветов».
Для начала нужно сделать трафарет для нашего цветка. Приложите свою ладошку к чистому листку бумаги и обведите её.
Далее, в зависимости от того, какого цвета будет цветок, ладошка раскрашивается кисточкой и пальчиком пририсовываются стебель и листья.
Для того, чтобы получилась настоящая цветочная поляна, необходимо в нижней части листа нарисовать травку и разноцветные цветы.
На цветочной поляне всегда светит яркое солнце – нарисуем и солнышко.
А теперь «оживим» наш рисунок с помощью геля-блеска.
Эта работа очень понравится детям младшего и среднего возраста, а так же поможет им научиться создавать ещё пока очень лёгкую композицию.
Давайте, теперь посмотрим на свои творения и самокритично оценим себя, дорогие коллеги. Ведь мы ещё не художники, а только учимся! Свои рисунки вы можете забрать с собой на добрую память.
Я благодарю вас за внимание и вашу активность! И призываю всех использовать пальчиковое рисование в работе с детьми : в режимных моментах и образовательной деятельности.