Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи»

Ирина Николаева
Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города Новосибирска

«Детский сад № 401»

(383) 267-73-53

630089, г. Новосибирск ул. Кошурникова, 49/1

ИНН/КПП 5401140893/540101001 Л/счет 014.03.095.1

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МКДОУ№ «Д/С 401»

___Л. Г. Гончарова

Мастер – класс для педагогов

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи»

Подготовил:

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи“» размещена в разделах

учитель - дефектолог

Николаева Ирина Викторовна

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Эти слова принадлежащие великому педагогу В. А. Сухомлинскому, не утратили своей актуальности и сегодня.

Опыт показывает, что у детей с нарушением зрения уровень развития тонкой моторики кистей и пальцев отстают от уровня развития мелкой моторики детей с нормальным зрением. Двигательная организация пальцев рук у детей с нарушением зрения в большинстве случаев характеризуется трудностью или невозможностью быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений, наличием добавочных движений, перестановок, нарушений оптико-простанственной ориентации. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие.

Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму. Между зрением и осязанием, как известно, много общего - с точки зрения той информации, которую они дают. Но осязание может стать эффективным средством познания окружающего мира только при тренировке пальцев и ладоней рук. Поэтому развитие мелкой моторики и осязания имеет большое значение для детей с нарушением зрения.

Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно – двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж. Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка : его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.

Для этого используются приемы:

• систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. • последовательность — (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении — на правой и левой руке одновременно.

• все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть оцененным;

Не ставьте перед ребенком несколько задач одновременно (например, показывать движения с предметом и произносить стихотворение, так как объем памяти у ребенка ограничен и сложная задача может сразу отбить интерес к игре. Старайтесь не замечать, если ребенок поначалу делает что – то неправильно, хвалите за успехи, не занижайте его самооценку, внушайте ребенку уверенность в том, что у него все получиться.

Одной из форм работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Среди разнообразия пальчиковых игр для развития мелкой моторики ведущее место занимает двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов, таких как:

-массажные мячики;

-платочки;

-крупные бигуди;

-прищепки;

-счетные палочки;

-решетки;

-зубные щетки;

-шестигранные карандаши;

Дети очень любят манипулировать, играть с предметами – заместителями, придумывать для них новое применение. В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворенияизображается с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище).

Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

- Коррекционно- образовательные: формирование познавательной активности и творческого воображения детей; проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук;

- Коррекционно- развивающие : развитие артикуляционной и мелкой моторики; развитие тактильной чувствительности рук; развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;

-Коррекционно- воспитательные : создание положительного эмоционального фона, формирование дружеских взаимоотношений, формирование положительной мотивации на занятии.

Прежде чем показывать пальчиковую игру с нетрадиционными предметами, сначала проиграйте ее сюжет сами. Перед игрой следует обсудить ее содержание, отработать ключевые движения и комбинации пальцев с предметами. Это не только подготовит ребенка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой. Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому при выполнение упражнения вместе с ребенком важно демонстрировать собственную увлеченность игрой.

Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глиныРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глины Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помошью лепки из глины. Мастер — класс лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба».

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи»
Опубликовано: 20 октября 2020 в 17:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД