Шалькова Лариса
Мастер-класс для педагогов «Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Гармония» г. Можайска
Мастер – класс
для педагогов
«Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»
Подготовила: музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
МБОУ СОШ «Гармония»г. Можайска
Шалькова Лариса Евгеньевна
Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.
Главное правило ритмодекламации : каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыкальный не разделимы. Чем глубже дети постигают словестно – поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и осмыслить образ музыкальный.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, щелчки, притопы, шумовых музыкальных инструментов, звучания мелодии, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма и речи. Ритмодекламацию называют еще – музыкальной речью, она помогает детям учиться импровизировать, а инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные возможности для различных интерпретаций.
Мне хотелось бы представить вам несколько игр на развитие ритмодекламации, в которые включены:
- речевая игра с движением
- речевая игра со звучащими жестами
- речевая игра с музыкальными инструментами
- коммуникативная игра
- ритмодекламация – релаксация.
Мне понадобится ваша помощь для ритмодекламации «Здравствуйте».
Становимся в рассыпную и выполняем движения по тексту: сначала шагаем, а на слова «прибежали детки по дороге к другу» находим себе пару. Использование таких упражнений формируют коммуникативные навыки, развитие координации движений в сопровождении с речью.
Коммуникативный танец «Здравствуй, говори!» - поют, проговаривают слова все воспитатели
Зашагали ножки весело по кругу, идем шагом
Приведут нас ножки по дорожке к другу.
Раз, два, три – 3 хлопка
Здравствуй! – говори. поклон
Раз, два, три – 3 хлопка
Руку мне пожми. Жмут руки соседу
Побежали ножки весело по кругу,
Приведут нас ножки по дорожке к другу.
Раз, два, три –
Головкой поклонись.
Раз, два, три –
Мило улыбнись.
Поскакали ножки весело по кругу,
Приведут нас ножки по дорожке к другу.
Раз, два, три –
Хлопай веселей. «тарелочки»
Раз, два, три –
Обнимись скорей.
Знакомство детей с ритмодекламацией происходит поэтапно и имеет свои особенности:
- на первоначальном знакомстве с произведением на первом этапе внимание ребенка сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения.
- на втором этапе внимание ребенка обращается на ритм, уточняет рисунок интонации.
- третий этап отличается свободным характером исполнения с возможными вариантами интонирования. Создается восприятие поэтически - музыкального образа
Предлагаю поиграть в игру на развитие ритмодекламации. Нужно разделиться на две группы. Задача первой группы начинать, а второй – быть эхом (текст игры на экране).
Рече- ритмическая игра «Опа-па»
Опа – опа, опа-па! Опа-опа, опа-па!
Три фасольки, два боба. Три фасольки, два боба.
Побежал я в огород. Побежал я в огород.
Положил их прямо в рот. Положил их прямо в рот.
Игра очень быстро запоминается. Не надо в работе с детьми использовать большие и сложные произведения.
У детей восприятие связано с моторикой, поэтому ощущение выразительных элементов музыкально – поэтического языка не должно выражаться одной декламацией. Для этого, на занятиях ритмодикломациия должна сопровождаться жестами, пластикой, движением, музыкальными инструментами.
Так же ритмодекламацией можно заниматься при обучении детей игре на музыкальных инструментах.
Предлагается педагогам разобрать музыкальные инструменты и представить, что мы попали на зимнюю сказочную поляну, где звучит снежный оркестр.
Ритмодекламация «Новый год»
Стихотворение произносится в сочетании с музыкальными инструментами.
(звенят бубенцы)
Вы прислушайтесь скорей,
Едет тройка лошадей.
По лесам, по полям,
И везет подарки нам.
(маракасы)
По санями снег скрипит,
Дед мороз сюда спешит.
(металлофон)
В бороде блестят снежинки,
Превращаясь сразу в льдинки.
(колокольчик)
А Снегурочка хохочет,
Будто звонкий колокольчик.
На морозе раскраснелась,
Пеню весело запела.
(бубен)
Вот приехали родные,
Наши гости дорогие.
Волшебству откройте двери,
(все играю на своих инструментах)
В сказку каждый пусть поверит.
Предлагаю вам встать в круг и передавать корзинку друг другу пока звучит музыка.
Что в корзинке неизвестно,
Но уж очень интересно!
Ты корзинку передай,
Что лежит в ней угадай!
На остановку музыки, тот, у кого оказалась корзинка, на ощупь пытаются отгадать, что лежит в корзинке (снежок)
Достается покрывало, все участники берут покрывало за края.
Ветви белой краской разукрашу (идут по кругу)
Брошу серебром на крышу вашу (выкидывают снежки на покрывало)
Предлагаю вам под музыку, ритмично катать снежки с горки или подбрасывать снежок. Эта игра помогает детям не только ритмично катать снежки, но и видеть, как это делают другие, а также прививают коммуникативные навыки.
Игра «Волшебное покрывало»
(катают комочки с горочки, удерживая на покрывале)
Посмотри, зима танцует
Вихрем снега с крыш,
Снег искрится, снег кружится,
Вдруг мне это только снится.
(ритмично подбрасывают снежки с помощью покрывала, удерживая их на нем)
Тихо падает снежок,
То зима пришла, дружок!
Мы играем, веселимся,
И мороза не боимся!
В конце игры участники сужают круг и собирают покрывало в середине, вместе со снежками, образуя «сугроб».
Закончить занятие можно применяя ритмодекламацию – релаксацию.
Это упражнение выполняем с экрана.
Упражнение «Осень»
Воспроизводится на проекте музыкальный клип. Присутствующие рассаживаются на полу на коленки, повторяют за музыкальным руководителем :
Кап-кап, кап-кап,
тихо-тихо, тихо-тихо
Осень в двери входит тихо
Входит, просит не кричать.
Осень песенку поет,
Сны повсюду раздает,
В этих снах деревья спят,
В этих, птицы в даль летят.
Тихо-тихо, тихо-тихо,
Кап-кап, кап-кап,
Всюду дрема и покой,
Махни осени рукой.
Окончание мастер – класса.