Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Слушай во все уши»

Татьяна Гущина
Мастер-класс для педагогов «Слушай во все уши»

Мастер-класс для педагогов

«Слушай во все уши».

Тема: «Ознакомление дошкольников с элементарными свойствами звуков».

Цели и задачи мастер-класса:

• Ознакомить слушателей с опытом работы по ознакомлению детей с физическими свойствами звуков.

• Способствовать формированию представления у педагогов изготовления поделок «шумового оркестра» из бросового материала.

Актуальность:

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Слушай во все уши“» размещена в разделах

Экспериментирование в детском саду важная и неотъемлимая часть работы в ДОУ. Эксперимент - это создание проблемной ситуации, это что-то необычное, запретное, неизведанное. А значит это подводит ребенка к чему-то таинственному, загадочному, сказочному.

По теме экспериментирование я работаю уже много лет.

М. Монтессори отмечала:

«Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком».

Следовательно, такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребенка.

Наша задача поддержать стремление ребенка к экспериментированию, создать условия для исследовательской деятельности.

Я почувствовала необходимость обучать детей нетрадиционными методами, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям.

Мир, который окружает нас, полон звуков. У детей возник интерес к звукам,их разнообразии, желание узнать, как они рождаются.

Ознакомление с опытом работы.

Я разработала систему опытов с развитием у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.

За основу взяла принцип «от простого к сложному».

Выделила 3 блока :

1 блок «Что такое звук?»

2 блок «Как рождается звук?»

3 блок «Волны –невидимки».

«Мир звуков так многообразен,

Богат, красив, разнообразен,

Но всех нас мучает вопрос :

«Откуда звуки возникают,

Что слух наш всюду услаждают?»

Пора задуматься всерьез.»

1 блок.

Система работы по ознакомлению с понятием: «Что такое звук?»

Цель: познакомить детей с понятием звук, разнообразием звуков в природе.

Игра «Что звучит?» - педагог предлагает детям закрыть глаза, и послушать звуки. Дети слушают и говорят, какие звуки они слышат (ответы детей: детские голоса на улице, шум льющейся воды, пение птиц)

1 шаг. Рассматривание картинки.

«Назови, что издает звуки».

2 шаг. Дидактическая игра «Прислушайся внимательно».

-При помощи обычных предметов можно изображать различные звуки.

Опыт. С закрытыми глазами послушать шум скомканной бумаги.

Что он вам напоминает? (шелест листьев в лесу)

Задание: Подумайте, при помощи чего можно «сделать» шум дождя, вой ветра, цокот копыт.

- Где в жизни этот прием используется? (при озвучивании фильмов)

3 шаг. Игра на слух. «Повтори, что услышал по порядку»

Ведущему завязывают глаза. Остальные должны совершать различные действия: хлопать дверью, кашлять, переливать воду и т. д. Затем ведущий с развязанными глазами пытается повторить действия правильно и по порядку.

Вывод. Мир, который нас окружает- полон звуков.

Зачитывается дополнительный познавательный материал «Кто чем кричит?»

Жаба квакает, надувая свое горло-«мешок».

Шмель гудит крыльями.

Кузнечик быстро трет лапки о крылья, издавая стрекот.

Слон трубит не хоботом, а горлом.

Гремучая змея трясет погремушкой на конце хвоста, в нутрии которой находятся роговые чешуйки Цапля просто щелкает клювом.

3 блок .

Система работы по теме: «Как рождается звук?»

Доказать гипотезу: «Звучит только то, что дрожит». (колеблется)

1 шаг. Опыт с линейкой.

«Папа Карло из знаменитой сказки про Буратино заставил заговорить обыкновенное полено. А у нас с вами заговорит и запоет самая что ни на есть обыкновенная деревянная линейка. Одной рукой крепко прижмите ее к краю стола, а другой- хлопаем другой ладошкой. Что происходит с линейкой? (дрожит, колеблется)

Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой)

Что услышали?

2 шаг. Опыт. Свернуть в трубочку бумажный листок и погудеть в него.

Вы почувствовали, что вашим пальчикам стало щекотно.

-Почему так происходит?

(Звук заставляет дрожать бумажку, а та в свою очередь, щекочет пальцы).

3шаг. Предложить приложить ладошку к горлу, произнести слово. Что заметили?

(горлышко дрожит)

Вывод: Все дрожащее- звучит.

3 блок.

Работа по теме: «Волны –невидимки».

Цель: сформировать понятие «звук-это волна. Невидимая, но слышимая»

1 шаг.

Опыт. Бросить камешек в лужу или тазик в водой.

Что видим? (волны. Они разбегаются кругами в разные стороны.)

То же самое происходит и со звуком. Звук- это та же волна. Невидимая, но слышимая.

Задание: «Дорисуй фломастером вот такую волну».

Эта схема позволит увидеть, как бежит звук и как он достигает нашего уха.»

2 шаг. «Откуда берется эхо?

Опыт. Кинуть мяч на что-нибудь мягкое. (диван, кресло, кровать)

А потом на твердую стену. Что получилось?

(В первый раз мячик не вернулся к нам. А во второй раз он отскочил прямо в руки.)

Вывод.

Точно также и звук возвращается назад в лесу или в горах.

Практическая работа педагогов.

Материалы и инструменты:

• Линейка, маленький мячик, бутылка с водой, листы бумаги.

• Расческа с зубьями, лист бумаги.

• Стаканчик из-под йогурта, фольга, цветная бумага.

• Небольшое игрушечное ведерко, старый полиэтиленовый пакет, скотч, небольшая резинка.

Изготовление шумового оркестра участниками мастер-класса.

1) «Расческа».

Поместить между зубьями тонкую бумажку. Приставьте ее ко рту и подудите- услышите необычный звук.

2) «Погремушки».

Погремушки из жестяных кофейных банок, пакетов из-под молока, стаканчиков из-под йогурта. Наполните крупой, скрепками и т. д. Обклейте фольгой, цветной бумагой. Можно разрисовать.

3) «Барабан-ведро».

Пластмассовое игрушечное ведерко, старый полиэтиленовый пакет-сумка, скотч, небольшая резинка. Вырежьте из пакета круг, хорошенько натяни его на ведро и как следует приклей скотчем. Так же при помощи клеящейся ленты прикрепи к середине круга резинку и отпусти- раздался звук.

Работа с залом.

Викторина «Кто чем слышит?» (Приложение 2.)

Обыгрывание шумового оркестра.

Исполнение песни под фонограмму «Во поле береза стояла».

Рефлексия мастер-класса.

Приложение.

1. Фото «Шумовой оркестр с детьми старшей группы»

Приложение 2.

Викторина «Кто чем слышит?»

Люди и животные слышат ушами. А чем еще могут слышать живые существа?

1. Где находятся органы слуха у рыбы?

(Рыбы слышат телом. С каждого бока у рыбы есть боковая линия. И еще у рыб есть органы слуха внутри головы.)

2. Где находятся органы слуха у медузы?

(Медузы имеют маленькие органы слуха на краю своего колокола рядом с малюсенькими глазками.

3. Есть ли уши у птиц?

(Птицы хорошо слышат, у них есть уши. Если отодвинуть перышки по бокам головы мы увидим на каждой стороне небольшое отверстие - это и есть уши.)

4. Чем слышат лягушки?

(Лягушки слышат ушами. У них ушные отверстия располагаются на голове, по бокам.)

5. Назовите органы слуха кузнечика.

(Кузнечики и саранча слышат ногами. На передних лапках, покрытых волосками есть мембрана - это и есть "уши". А вторая пара ушей расположена под коленками.)

6. На какой части тела находятся органы слуха у пчелы?

(У пчел "уши" тоже находятся на лапках (на лапки натянуты перепонки)

7. Чем слышат комары, осы, шмели?

(Комары слышат антеннами на голове.

Осы и шмели тоже имеют на голове волоски между глаз, которыми слышат.)

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Детский фитнес»Мастер-класс для педагогов «Детский фитнес» В январе 2016 года в детском саду № 20 «Гнездышко» прошел семинар для педагогов на тему «Детский фитнес как один из способов здоровьесбережения».

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Осеннее волшебство» Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Осеннее волшебство» Слайд 1. Назначение: Свое выступление я хотела бы начать со слов великого.

Мастер-класс для педагогов «Корона для мамы»Мастер-класс для педагогов «Корона для мамы» Представляю вам подарок, который мы с детьми приготовили для любимых мамочек. Вам понадобится цветной картон, ножницы клей ПВА, линейка,.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники»Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники» Мастер-класс для педагогов "Нетрадиционные техники в рисовании"Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества,.

Мастер-класс для педагогов по пластилинографии Слайд 2. Все мы знаем, делать что-то своими руками всегда приятно и интересно. Сколько радости получает ребенок, когда с помощью его рук.

Мастер-класс для педагогов «Работа со сказкой» Мастер-класс для педагогов «Работа со сказкой» Цель: развивать профессиональную компетентность, творческий потенциал педагогов. Задачи:.

Мастер-класс для педагогов «Развитие стрессоустойчивости» Мастер-класс для педагогов «Повышение стрессоустойчивости» Экология педагогического труда – это такая тема, которая поднимается редко.

Мастер-класс для педагогов «Рукавичка здоровья»Мастер-класс для педагогов «Рукавичка здоровья» Ведущий мастер класса: Здравствуйте! – Ты скажешь человеку. - Здравствуй! - улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым.

Мастер-класс для педагогов «Тульский пряник»Мастер-класс для педагогов «Тульский пряник» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр образования №32», строение 4 Городское методическое объединение.

Мастер-класс для педагогов «Зимушка-зима»Мастер-класс для педагогов «Зимушка-зима» Цель. Повысить профессиональный уровень педагогов о пластилинографии, как нетрадиционной технике изобразительной деятельности с детьми дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Слушай во все уши»
Опубликовано: 8 июня 2016 в 14:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД