Мастер-класс для педагогов «Слушай во все уши»

Татьяна Гущина
Мастер-класс для педагогов «Слушай во все уши»

Мастер-класс для педагогов

«Слушай во все уши».

Тема: «Ознакомление дошкольников с элементарными свойствами звуков».

Цели и задачи мастер-класса:

• Ознакомить слушателей с опытом работы по ознакомлению детей с физическими свойствами звуков.

• Способствовать формированию представления у педагогов изготовления поделок «шумового оркестра» из бросового материала.

Актуальность:

Экспериментирование в детском саду важная и неотъемлимая часть работы в ДОУ. Эксперимент - это создание проблемной ситуации, это что-то необычное, запретное, неизведанное. А значит это подводит ребенка к чему-то таинственному, загадочному, сказочному.

По теме экспериментирование я работаю уже много лет.

М. Монтессори отмечала:

«Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком».

Следовательно, такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребенка.

Наша задача поддержать стремление ребенка к экспериментированию, создать условия для исследовательской деятельности.

Я почувствовала необходимость обучать детей нетрадиционными методами, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям.

Мир, который окружает нас, полон звуков. У детей возник интерес к звукам,их разнообразии, желание узнать, как они рождаются.

Ознакомление с опытом работы.

Я разработала систему опытов с развитием у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.

За основу взяла принцип «от простого к сложному».

Выделила 3 блока :

1 блок «Что такое звук?»

2 блок «Как рождается звук?»

3 блок «Волны –невидимки».

«Мир звуков так многообразен,

Богат, красив, разнообразен,

Но всех нас мучает вопрос :

«Откуда звуки возникают,

Что слух наш всюду услаждают?»

Пора задуматься всерьез.»

1 блок.

Система работы по ознакомлению с понятием: «Что такое звук?»

Цель: познакомить детей с понятием звук, разнообразием звуков в природе.

Игра «Что звучит?» - педагог предлагает детям закрыть глаза, и послушать звуки. Дети слушают и говорят, какие звуки они слышат (ответы детей: детские голоса на улице, шум льющейся воды, пение птиц)

1 шаг. Рассматривание картинки.

«Назови, что издает звуки».

2 шаг. Дидактическая игра «Прислушайся внимательно».

-При помощи обычных предметов можно изображать различные звуки.

Опыт. С закрытыми глазами послушать шум скомканной бумаги.

Что он вам напоминает? (шелест листьев в лесу)

Задание: Подумайте, при помощи чего можно «сделать» шум дождя, вой ветра, цокот копыт.

- Где в жизни этот прием используется? (при озвучивании фильмов)

3 шаг. Игра на слух. «Повтори, что услышал по порядку»

Ведущему завязывают глаза. Остальные должны совершать различные действия: хлопать дверью, кашлять, переливать воду и т. д. Затем ведущий с развязанными глазами пытается повторить действия правильно и по порядку.

Вывод. Мир, который нас окружает- полон звуков.

Зачитывается дополнительный познавательный материал «Кто чем кричит?»

Жаба квакает, надувая свое горло-«мешок».

Шмель гудит крыльями.

Кузнечик быстро трет лапки о крылья, издавая стрекот.

Слон трубит не хоботом, а горлом.

Гремучая змея трясет погремушкой на конце хвоста, в нутрии которой находятся роговые чешуйки Цапля просто щелкает клювом.

3 блок .

Система работы по теме: «Как рождается звук?»

Доказать гипотезу: «Звучит только то, что дрожит». (колеблется)

1 шаг. Опыт с линейкой.

«Папа Карло из знаменитой сказки про Буратино заставил заговорить обыкновенное полено. А у нас с вами заговорит и запоет самая что ни на есть обыкновенная деревянная линейка. Одной рукой крепко прижмите ее к краю стола, а другой- хлопаем другой ладошкой. Что происходит с линейкой? (дрожит, колеблется)

Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой)

Что услышали?

2 шаг. Опыт. Свернуть в трубочку бумажный листок и погудеть в него.

Вы почувствовали, что вашим пальчикам стало щекотно.

-Почему так происходит?

(Звук заставляет дрожать бумажку, а та в свою очередь, щекочет пальцы).

3шаг. Предложить приложить ладошку к горлу, произнести слово. Что заметили?

(горлышко дрожит)

Вывод: Все дрожащее- звучит.

3 блок.

Работа по теме: «Волны –невидимки».

Цель: сформировать понятие «звук-это волна. Невидимая, но слышимая»

1 шаг.

Опыт. Бросить камешек в лужу или тазик в водой.

Что видим? (волны. Они разбегаются кругами в разные стороны.)

То же самое происходит и со звуком. Звук- это та же волна. Невидимая, но слышимая.

Задание: «Дорисуй фломастером вот такую волну».

Эта схема позволит увидеть, как бежит звук и как он достигает нашего уха.»

2 шаг. «Откуда берется эхо?

Опыт. Кинуть мяч на что-нибудь мягкое. (диван, кресло, кровать)

А потом на твердую стену. Что получилось?

(В первый раз мячик не вернулся к нам. А во второй раз он отскочил прямо в руки.)

Вывод.

Точно также и звук возвращается назад в лесу или в горах.

Практическая работа педагогов.

Материалы и инструменты:

• Линейка, маленький мячик, бутылка с водой, листы бумаги.

• Расческа с зубьями, лист бумаги.

• Стаканчик из-под йогурта, фольга, цветная бумага.

• Небольшое игрушечное ведерко, старый полиэтиленовый пакет, скотч, небольшая резинка.

Изготовление шумового оркестра участниками мастер-класса.

1) «Расческа».

Поместить между зубьями тонкую бумажку. Приставьте ее ко рту и подудите- услышите необычный звук.

2) «Погремушки».

Погремушки из жестяных кофейных банок, пакетов из-под молока, стаканчиков из-под йогурта. Наполните крупой, скрепками и т. д. Обклейте фольгой, цветной бумагой. Можно разрисовать.

3) «Барабан-ведро».

Пластмассовое игрушечное ведерко, старый полиэтиленовый пакет-сумка, скотч, небольшая резинка. Вырежьте из пакета круг, хорошенько натяни его на ведро и как следует приклей скотчем. Так же при помощи клеящейся ленты прикрепи к середине круга резинку и отпусти- раздался звук.

Работа с залом.

Викторина «Кто чем слышит?» (Приложение 2.)

Обыгрывание шумового оркестра.

Исполнение песни под фонограмму «Во поле береза стояла».

Рефлексия мастер-класса.

Приложение.

1. Фото «Шумовой оркестр с детьми старшей группы»

Приложение 2.

Викторина «Кто чем слышит?»

Люди и животные слышат ушами. А чем еще могут слышать живые существа?

1. Где находятся органы слуха у рыбы?

(Рыбы слышат телом. С каждого бока у рыбы есть боковая линия. И еще у рыб есть органы слуха внутри головы.)

2. Где находятся органы слуха у медузы?

(Медузы имеют маленькие органы слуха на краю своего колокола рядом с малюсенькими глазками.

3. Есть ли уши у птиц?

(Птицы хорошо слышат, у них есть уши. Если отодвинуть перышки по бокам головы мы увидим на каждой стороне небольшое отверстие - это и есть уши.)

4. Чем слышат лягушки?

(Лягушки слышат ушами. У них ушные отверстия располагаются на голове, по бокам.)

5. Назовите органы слуха кузнечика.

(Кузнечики и саранча слышат ногами. На передних лапках, покрытых волосками есть мембрана - это и есть "уши". А вторая пара ушей расположена под коленками.)

6. На какой части тела находятся органы слуха у пчелы?

(У пчел "уши" тоже находятся на лапках (на лапки натянуты перепонки)

7. Чем слышат комары, осы, шмели?

(Комары слышат антеннами на голове.

Осы и шмели тоже имеют на голове волоски между глаз, которыми слышат.)

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Детский фитнес»Мастер-класс для педагогов «Детский фитнес» В январе 2016 года в детском саду № 20 «Гнездышко» прошел семинар для педагогов на тему «Детский фитнес как один из способов здоровьесбережения».

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Осеннее волшебство» Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Осеннее волшебство» Слайд 1. Назначение: Свое выступление я хотела бы начать со слов великого.

Мастер-класс для педагогов «Корона для мамы»Мастер-класс для педагогов «Корона для мамы» Представляю вам подарок, который мы с детьми приготовили для любимых мамочек. Вам понадобится цветной картон, ножницы клей ПВА, линейка,.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники»Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники» Мастер-класс для педагогов "Нетрадиционные техники в рисовании"Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества,.

Мастер-класс для педагогов по пластилинографии Слайд 2. Все мы знаем, делать что-то своими руками всегда приятно и интересно. Сколько радости получает ребенок, когда с помощью его рук.

Мастер-класс для педагогов «Работа со сказкой» Мастер-класс для педагогов «Работа со сказкой» Цель: развивать профессиональную компетентность, творческий потенциал педагогов. Задачи:.

Мастер-класс для педагогов «Развитие стрессоустойчивости» Мастер-класс для педагогов «Повышение стрессоустойчивости» Экология педагогического труда – это такая тема, которая поднимается редко.

Мастер-класс для педагогов «Рукавичка здоровья»Мастер-класс для педагогов «Рукавичка здоровья» Ведущий мастер класса: Здравствуйте! – Ты скажешь человеку. - Здравствуй! - улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым.

Мастер-класс для педагогов «Тульский пряник»Мастер-класс для педагогов «Тульский пряник» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр образования №32», строение 4 Городское методическое объединение.

Мастер-класс для педагогов «Зимушка-зима»Мастер-класс для педагогов «Зимушка-зима» Цель. Повысить профессиональный уровень педагогов о пластилинографии, как нетрадиционной технике изобразительной деятельности с детьми дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Здоровье, гигиена
  • Праздники
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Слушай во все уши»
Опубликовано: 8 июня 2016 в 14:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда»
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего понятия посуда!...
Программа пришкольного лагеря
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители могут...
Логопедическое занятие в 3 классе по теме «Ударение»
Тема: «Ударение » Цель:учить детей в произнесении и определении ударного гласного звука в слове Задачи: Образовательные: - показать детям...
Интегрированное занятие для детей с ТНР в сенсорной комнате «В поисках клада»
Конспект открытого интегрированного занятия в сенсорной комнате с применением здоровьесберегающих технологий в старшей группе для детей с ТНР Тема: «В...
Конспект группового логопедического занятия с обучающимися 1 класса с презентацией...
Конспект группового логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР III уровня. Темы: Коррекционная- «Работа над словом. Слова, обозначающие предметы;...