Татьяна Гущина
Мастер-класс для педагогов «Слушай во все уши»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«Слушай во все уши».
Тема: «Ознакомление дошкольников с элементарными свойствами звуков».
Цели и задачи мастер-класса:
• Ознакомить слушателей с опытом работы по ознакомлению детей с физическими свойствами звуков.
• Способствовать формированию представления у педагогов изготовления поделок «шумового оркестра» из бросового материала.
Актуальность:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Слушай во все уши“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Органы чувств человека и их назначение
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Уши, органы слуха
- Темочки
Экспериментирование в детском саду важная и неотъемлимая часть работы в ДОУ. Эксперимент - это создание проблемной ситуации, это что-то необычное, запретное, неизведанное. А значит это подводит ребенка к чему-то таинственному, загадочному, сказочному.
По теме экспериментирование я работаю уже много лет.
М. Монтессори отмечала:
«Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком».
Следовательно, такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребенка.
Наша задача поддержать стремление ребенка к экспериментированию, создать условия для исследовательской деятельности.
Я почувствовала необходимость обучать детей нетрадиционными методами, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям.
Мир, который окружает нас, полон звуков. У детей возник интерес к звукам,их разнообразии, желание узнать, как они рождаются.
Ознакомление с опытом работы.
Я разработала систему опытов с развитием у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.
За основу взяла принцип «от простого к сложному».
Выделила 3 блока :
1 блок «Что такое звук?»
2 блок «Как рождается звук?»
3 блок «Волны –невидимки».
«Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос :
«Откуда звуки возникают,
Что слух наш всюду услаждают?»
Пора задуматься всерьез.»
1 блок.
Система работы по ознакомлению с понятием: «Что такое звук?»
Цель: познакомить детей с понятием звук, разнообразием звуков в природе.
Игра «Что звучит?» - педагог предлагает детям закрыть глаза, и послушать звуки. Дети слушают и говорят, какие звуки они слышат (ответы детей: детские голоса на улице, шум льющейся воды, пение птиц)
1 шаг. Рассматривание картинки.
«Назови, что издает звуки».
2 шаг. Дидактическая игра «Прислушайся внимательно».
-При помощи обычных предметов можно изображать различные звуки.
Опыт. С закрытыми глазами послушать шум скомканной бумаги.
Что он вам напоминает? (шелест листьев в лесу)
Задание: Подумайте, при помощи чего можно «сделать» шум дождя, вой ветра, цокот копыт.
- Где в жизни этот прием используется? (при озвучивании фильмов)
3 шаг. Игра на слух. «Повтори, что услышал по порядку»
Ведущему завязывают глаза. Остальные должны совершать различные действия: хлопать дверью, кашлять, переливать воду и т. д. Затем ведущий с развязанными глазами пытается повторить действия правильно и по порядку.
Вывод. Мир, который нас окружает- полон звуков.
Зачитывается дополнительный познавательный материал «Кто чем кричит?»
Жаба квакает, надувая свое горло-«мешок».
Шмель гудит крыльями.
Кузнечик быстро трет лапки о крылья, издавая стрекот.
Слон трубит не хоботом, а горлом.
Гремучая змея трясет погремушкой на конце хвоста, в нутрии которой находятся роговые чешуйки Цапля просто щелкает клювом.
3 блок .
Система работы по теме: «Как рождается звук?»
Доказать гипотезу: «Звучит только то, что дрожит». (колеблется)
1 шаг. Опыт с линейкой.
«Папа Карло из знаменитой сказки про Буратино заставил заговорить обыкновенное полено. А у нас с вами заговорит и запоет самая что ни на есть обыкновенная деревянная линейка. Одной рукой крепко прижмите ее к краю стола, а другой- хлопаем другой ладошкой. Что происходит с линейкой? (дрожит, колеблется)
Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой)
Что услышали?
2 шаг. Опыт. Свернуть в трубочку бумажный листок и погудеть в него.
Вы почувствовали, что вашим пальчикам стало щекотно.
-Почему так происходит?
(Звук заставляет дрожать бумажку, а та в свою очередь, щекочет пальцы).
3шаг. Предложить приложить ладошку к горлу, произнести слово. Что заметили?
(горлышко дрожит)
Вывод: Все дрожащее- звучит.
3 блок.
Работа по теме: «Волны –невидимки».
Цель: сформировать понятие «звук-это волна. Невидимая, но слышимая»
1 шаг.
Опыт. Бросить камешек в лужу или тазик в водой.
Что видим? (волны. Они разбегаются кругами в разные стороны.)
То же самое происходит и со звуком. Звук- это та же волна. Невидимая, но слышимая.
Задание: «Дорисуй фломастером вот такую волну».
Эта схема позволит увидеть, как бежит звук и как он достигает нашего уха.»
2 шаг. «Откуда берется эхо?
Опыт. Кинуть мяч на что-нибудь мягкое. (диван, кресло, кровать)
А потом на твердую стену. Что получилось?
(В первый раз мячик не вернулся к нам. А во второй раз он отскочил прямо в руки.)
Вывод.
Точно также и звук возвращается назад в лесу или в горах.
Практическая работа педагогов.
Материалы и инструменты:
• Линейка, маленький мячик, бутылка с водой, листы бумаги.
• Расческа с зубьями, лист бумаги.
• Стаканчик из-под йогурта, фольга, цветная бумага.
• Небольшое игрушечное ведерко, старый полиэтиленовый пакет, скотч, небольшая резинка.
Изготовление шумового оркестра участниками мастер-класса.
1) «Расческа».
Поместить между зубьями тонкую бумажку. Приставьте ее ко рту и подудите- услышите необычный звук.
2) «Погремушки».
Погремушки из жестяных кофейных банок, пакетов из-под молока, стаканчиков из-под йогурта. Наполните крупой, скрепками и т. д. Обклейте фольгой, цветной бумагой. Можно разрисовать.
3) «Барабан-ведро».
Пластмассовое игрушечное ведерко, старый полиэтиленовый пакет-сумка, скотч, небольшая резинка. Вырежьте из пакета круг, хорошенько натяни его на ведро и как следует приклей скотчем. Так же при помощи клеящейся ленты прикрепи к середине круга резинку и отпусти- раздался звук.
Работа с залом.
Викторина «Кто чем слышит?» (Приложение 2.)
Обыгрывание шумового оркестра.
Исполнение песни под фонограмму «Во поле береза стояла».
Рефлексия мастер-класса.
Приложение.
1. Фото «Шумовой оркестр с детьми старшей группы»
Приложение 2.
Викторина «Кто чем слышит?»
Люди и животные слышат ушами. А чем еще могут слышать живые существа?
1. Где находятся органы слуха у рыбы?
(Рыбы слышат телом. С каждого бока у рыбы есть боковая линия. И еще у рыб есть органы слуха внутри головы.)
2. Где находятся органы слуха у медузы?
(Медузы имеют маленькие органы слуха на краю своего колокола рядом с малюсенькими глазками.
3. Есть ли уши у птиц?
(Птицы хорошо слышат, у них есть уши. Если отодвинуть перышки по бокам головы мы увидим на каждой стороне небольшое отверстие - это и есть уши.)
4. Чем слышат лягушки?
(Лягушки слышат ушами. У них ушные отверстия располагаются на голове, по бокам.)
5. Назовите органы слуха кузнечика.
(Кузнечики и саранча слышат ногами. На передних лапках, покрытых волосками есть мембрана - это и есть "уши". А вторая пара ушей расположена под коленками.)
6. На какой части тела находятся органы слуха у пчелы?
(У пчел "уши" тоже находятся на лапках (на лапки натянуты перепонки)
7. Чем слышат комары, осы, шмели?
(Комары слышат антеннами на голове.
Осы и шмели тоже имеют на голове волоски между глаз, которыми слышат.)