Ирина Булгатова
Мастер-класс для педагогов «В гости к пальчику большому»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«В гости к пальчику большому»
Источники способностей и
дарований детей –
на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые, питают источник
творческой мысли.
В. А. Сухомлинский.
Дата проведения: 20.02.2017год.
Цель: познакомить с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики.
Задачи:
1. Вызвать желание заниматься с ребёнком по развитию мелкой моторики;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „В гости к пальчику большому“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
2. Построить эмоционально – доверительные взаимоотношения, способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.
3. Повысить компетентность взрослых в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях.
4. Раскрыть актуальность пальчиковых игр.
Оборудование: карандаши, палочки, разносы с разной крупой, мелкие игрушки и природный материал, грецкие орехи, резиновые игрушки с шипами, пальчиковый театр, крышки от бутылок, шнурки, нитки, бусины, пуговицы, мозаика, пирамидки, матрешки, различные пособия по мелкой моторике и развитию речи.
Участники: взрослые.
Форма проведения: мастер-класс.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня, я предлагаю вам отправиться «В гости к пальчику большому». В своей работе я большое внимание уделяю развитию мелкой моторики, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Существует несколько разновидностей упражнений для развития мелкой моторики:
Пальчиковые игры с предметами : массажными мячами, карандашами, прищепками развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.
Игры с палочками (спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания:
• выполнить узор после выкладывания его взрослым;
• по конечному результату (образцу);
• по уменьшенной схеме;
• по словесной инструкции;
• выкладывание цифр из веточек.
Игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий:
• нанизывание на шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции; составление бус (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности);
• сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т. д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т. д.); игра «Золушка»;
• сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно;
• растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону);
• перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками);
• перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно;
• складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую;
• нанизывание колец на тесьму, стержень;
• пальчиковый театр или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик;
• выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков;
• «рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев.
Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т. д.
Я подготовила игры с пальчиками и упражнения, которым хочу вас научить. Итак, мы все вместе отправляемся «В гости к пальчику большому»
Воспитатель проговаривает слова с показом движений пальцев рук, а взрослые повторяют упражнения:
“В гости к пальчику большому”
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
На первую строчку - выставляем вверх большие пальцы, на вторую - соединяем под углом кончики обеих рук, на третью - поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. На шестую - кулачки стучат друг о дружку. На последние строчки - ритмично сжимаем и разжимаем пальцы на обеих руках.
«Какая у нас семья большая»
Как у нас семья большая (ритмичные удары в ладоши)
Да весёлая (удары кулачками попеременно)
Два у лавки стоят (загнуть большие пальцы на обеих руках)
Два учиться хотят (загнуть пальцы указательные на обеих руках)
Два Степана у сметаны объедаются (загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются (загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются (загнуть мезинцы)
Домик для зайчат
Тук, тук, перестук,
Раздается где- то стук.
Молоточки стучат, строят дом для зайчат (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом).
И с таким замком (сцепили ручки).
Обувь
Обуваем ножки бегать по дорожке (двумя пальцами шагают по столу)
Повторяй за мной слова:(сжимают и разжимают пальцы)
Ножка- раз, ножка- два (ставят два пальца на стол и поднимают по одному)
В магазине покупают (сжимают и разжимают пальцы)
И на ножки надевают (сжимают и разжимают пальцы)
Папа, мама, брат и я-(загибают пальцы на руках)
Любят обувь вся семья( «шагают «по столу пальцами)
Продукты питания
Муку в тесто замесили (сжимают и разжимают пальцы)
А из теста мы слепили (прихлопывают ладонями» лепят»)
Пирожки и плюшки (поочерёдно разгибают пальцы рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи-(обе ладони разворачивают)
Всё мы испечём в печи
Очень вкусно!
Транспорт
По шоссе идут машины (крутим воображаемый руль)
По асфальту едут шины (локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу)
По дороге не беги (погрозили пальцем)
Я скажу тебе «би-би»(рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен-«сигналом»)
Капустка
Я- зелёная капуста (руки перед собой образуют круг)
Без меня в кастрюле пусто (наклонив голову «заглядываем в кастрюлю»)
Листья снимите с меня (разводим руки в стороны)
И останусь только я!
Я предлагаю вам проиграть в игру с предметами, пусть это будет карандаш.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали
Карандашик я возьму
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Детям еще можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогом и взрослыми)
• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;
• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного, поочерёдно правой и левой рукой;
• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т. д.);
• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.
Дорогие коллеги! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мероприятии. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания в работе.