Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Ольга Корниенко
Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Корниенко Ольга Васильевна

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников».

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников“» размещена в разделах

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;

- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.

Ход мастер класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего самообразования «Экологическое воспитание дошкольников», и в своем мастер-классе я постараюсь вас познакомить с технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным.

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Игра с залом - на экране

Слайд 2

- Что общего между этими картинками?

Слайд 3 Экология

Слайд 4

- Что общего между этими картинками?

Слайд 5 Сказка

- как можно объединить эти два слова?

Слайд 6 Экологическая сказка

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.

Часто мы используем народные сказки, так как они во многом «экологичны» : в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания.

Экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать?

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

Задание участникам мастер-класса

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На

ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, -Давайте ее поймаем.»

(на выполнение задания отводится 3 мин)

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц - в неволе они погибнут

Игра в группах.

Мне понадобятся 2 группы:

1 группа - вам необходимо дополнить уже существующую сказку, чтобы получилась экологическая, затем вы нам ее прочитаете.

Зайчик и Медвежонок

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте. Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу…

(Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.)

2группа - вам необходимо уже существующую сказку обыграть.

Экологическая сказка «Ежик и заяц»

(ведущий раздает текст и маски)

Ведущий: Жил был ежик. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но ежику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет ежик, гуляет и вдруг ему навстречу бежит заяц.

Ежик: «Здравствуй зайчик! Ты почему такой грустный?»

Заяц: «Здравствуй ежик! А чему радоваться то, ты посмотри, какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».

Ежик: «Зайчик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».

Заяц: «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!

Ежик: «Ага,зайчик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

Заяц: «Да ну ежик, я тебе не верю».

Ежик: «А давай проверим»?

Заяц: «И как же это мы будем проверять»?

Ежик: «Очень просто, вот держи заяц букет цветов, это тебе подарок от меня».

Заяц: «Ой, спасибо ежик ты настоящий друг»!

Ежик: «Зайчик и ты мне подари цветы».

Заяц: «Да запросто, держи».

Ежик: «А теперь зайчик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты зайчик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

Заяц: «Хорошо ежик.

Ведущий: Прошло три дня. Ёж как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками.

Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет.

Ежик: Зайчик, ты, что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

Заяц: «Да чему ежик- то радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».

Ежик: «Зайчик, а ты понял, почему твои цветы засохли»?

Заяц: «Конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».

Ежик: «Да дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь - это капельки воды, которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».

Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

Игра с залом

Произнести скороговорку :

«РОЕТ ЗЕМЛЮ СТАРЫЙ КРОТ, РАЗРЫВАЕТ ОГОРОД»

с разной интонацией (громко, тихо, быстро, медленно).

Для чего мы выполняли эти упражнения?

(для развития интонационной выразительности)

Первая группа зачитывает сказку залу.

Вторая проигрывает свою сказку.

Итак, мы с вами посмотрели и послушали сказки наших коллег, но какие же этапы работы с экологической сказкой мы можем с вами теперь выделить:

Слайд 7

1 Чтение сказок.

2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

3 Театрализация сказок.

4. Исправление ошибок в сказках.

-Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.

Слайд 8

- Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:

«Вы - талантливы все»!

Список литературы:

1. Баринова Е. В. Учимся любить природу/Е. В. Баринова –Пособие для детских садов, Ростов - на -Дону Феникс,2014.

2. Фадеева Г. А. Экологические сказки /Г. А Фадеева. - Волгоград: учитель,2003.

3. Корнилова В. М Экологическое окно в детском саду /В. М. Корнилова- Воспитатель. Москва 2008.

4. Смирнова В. В. Тропинка в природу/В. В. Смирнова. - санкт- Петербург 2001.

5. Рыжова Н. А. Экологические рассказы, сказки и праздники/Н. А. Рыжова. - Москва 2002

Публикации по теме:

Формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках формирования у дошкольников основ экологической культуры Большое значение в решении поставленных мною задач имеет взаимодействие между родителями и педагогами всего коллектива. Я думаю, вы со.

Консультация «Лэпбук как средство формирования экологической культуры у дошкольников» Тема моей консультации: "Лэпбук, как средство формирования экологической культуры у дошкольников ". Детский сад является первым звеном.

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников» Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими.

Мастер-класс для воспитателей «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27» МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей «Экологическая сказка,.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные игры как средство формирования познавательной активности дошкольников» (презентация)Мастер-класс для педагогов «Интерактивные игры как средство формирования познавательной активности дошкольников» (презентация) «Интерактивные игры как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста» Актуальность:На сегодняшний день мы.

Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представления» Мастер-класс «Робототехника как средство формирования элементарных математических представления» Дата: 1 декабря 2016 года. Место проведения:.

Мастер-класс «Сухое плавание» — как эффективный метод формирования правильного дыхания» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 121 ГОРОДА ТЮМЕНИ Мастер-класс.

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»Козлова Наталья Витальевна Цель семинара:.

Система формирования экологической культуры дошкольников 4–5 лет В средней группе мы начинаем закладывать у детей эмоциональное отношение к объектам живой природы. Для этого используем следующие методы.

Экологическая акция как средство формирования культуры труда дошкольников в природе Экологическая акция как средство формирования культуры труда дошкольников в природе. Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 311 Валиева Ирина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»
Опубликовано: 30 октября 2017 в 11:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД