Абакумова Елизавета
Мастер-класс для родителей «Как говорить с ребёнком, чтобы он слушал»
(По мотивам книги А. Фабер и Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»)
Цель: Научить родителей эффективным методам общения с детьми, чтобы снизить конфликты, улучшить взаимопонимание и помочь ребёнку чувствовать себя услышанным.
Структура мастер-класса (1–1,5 часа)
1. Введение (10 мин)
Проблема:
- «Почему дети не слушают?» (крик, игнор, споры).
Публикация «Мастер-класс для родителей „Как говорить с ребёнком, чтобы он слушал“» размещена в разделах
- «Что чувствует ребёнок, когда его критикуют, обвиняют, приказывают?»
Мини-опрос родителей :
- «Какие фразы вы чаще всего говорите ребёнку, когда он не слушается?»
- «Какой реакции вы ждёте и что получаете на самом деле?»
2. Основные принципы общения (30 мин)
1. Принимайте чувства ребёнка
Ошибка:
- «Не плачь, это ерунда!» Ребёнок чувствует, что его эмоции не важны.
Правильно:
- «Я вижу, ты расстроен. Это действительно обидно» Даёт понять, что его чувства значимы.
Упражнение:
Родители разбирают реальные ситуации и переформулируют фразы.
2. Заменяйте приказы на выбор
Ошибка:
- «Быстро убери игрушки!» Вызывает сопротивление.
Правильно:
- «Ты уберёшь кубики сейчас или после мультика?» Даёт ощущение контроля.
Практика:
Родители придумывают альтернативы привычным командам.
3. Опишите проблему без обвинений**
Ошибка:
- «Опять разлил воду! Ты неряха!» Удар по самооценке.
Правильно:
- «Вода пролилась. Давай возьмём тряпку» Фокус на решении.
Примеры:
- Вместо «Ты опять не сделал уроки!» «Я вижу, учебник ещё не открыт».
4. Говорите о своих чувствах
Ошибка:
- «Ты меня не уважаешь!» Обвинение.
Правильно:
- «Мне трудно, когда я вижу разбросанные вещи» «Я-сообщение». Тренировка:
Родители учатся строить фразы по схеме:
«Я чувствую ___, когда ___, потому что ___».
5. Побуждайте к самостоятельности
Ошибка:
- «Дай я сама сделаю!» Лишает инициативы.
Правильно:
- «Как думаешь, что можно сделать?» Развивает ответственность.
3. Разбор сложных ситуаций (20 мин)
Кейсы от родителей :
1. Ребёнок не хочет делать уроки.
2. Истерика в магазине.
3. Отказ от сотрудничества.
Метод решения:
1. Признать чувства.
2. Предложить выбор.
3. Обсудить последствия.
Пример:
- «Я понимаю, что задача сложная. Давай разберём её вместе или отдохнёшь 10 минут и попробуешь снова?»
4. Заключение (10 мин)
Итоги:
- Дети слушают, когда чувствуют уважение.
- Крик и приказы защитная реакция.
- Альтернативы («выбор», «я-сообщения») сотрудничество.
Домашнее задание:
- Попробовать 1–2 новых способа общения и записать результат.
Фраза для рефлексии:
«Если бы ребёнок мог сказать вам одно предложение, что бы это было?»
Дополнительные материалы:
- Раздаточный лист с примерами фраз.
- Аудиозаписи диалогов (как «не надо» и «как лучше»).
- Список книг по теме.
Какой из принципов вам кажется самым полезным?