Валентина Речка
Мастер-класс для родителей «Кукла Благополучница»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс как форма организации совместной формы работы
с детьми и родителями : «Кукла Благополучница».
Ответственные: воспитатели подготовительной группы Речка В. В., Ганиева Э. М., музыкальный руководитель Крапивина Л. Б.
Дата проведения: 07. 03. 2023 г.
Актуальность:
В условиях современности мастер-классы как форма организации работы с детьми и их родителями (законными представителями) стали очень популярным видом совместной деятельности. Возможность организовать партнёрскую работу – одна из самых сильных сторон мастер-классов. Также им присущи оригинальная и интересная подача материала, возможность нестандартно провести праздничное мероприятие, возможность использования новых видов материалов для знакомства с ними детьми, прекрасная возможность увидеть своего ребёнка в процессе творческой деятельности. На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности, совместно с педагогом они осваивают определенные формы обучения. Таким образом, мастер-классы способствуют взаимодействию и сближению образовательного учреждения с семьями воспитанников. С помощью данного вида организации совместной работы педагог создаёт условия для участия семей воспитанников в жизни детского сада.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Кукла Благополучница“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Дошкольник – активный деятель, для которого творчество – естественное состояние. Одним из важных условий развития творчества является организация интересной, содержательной жизни ребёнка в ДОУ и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально – интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка и родителей. Зачастую тематика мастер-класса вытекает из совместного с родителями обсуждения пожеланий и предпочтений в формах работы с детьми. На основе родительского запроса педагоги формируют интересующую тему, формы, методы работы, подготавливают материалы, обсуждают предложенные варианты проведения мастер-класса с другими участниками процесса (специалисты, руководство организации, а возможно, решают вопрос привлечения специалистов сторонних организаций (художников, музыкантов и т. д.).
Цель мастер-классов :
1. повышение педагогического опыта родителей;
2. достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства;
3. создание эмоционально благоприятного фона работы дошкольной организации.
4. использование современных форм взаимодействия с родителями, исходя из популярности запросов.
Задачи:
1. ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения;
2. установление единства в воспитании детей;
3. педагогическое просвещение родителей;
4. развитие творческих способностей детей в процессе совместной продуктивной деятельности родителя и ребенка;
5. изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
6. гармонизация детско-родительских отношений.
Ожидаемые результаты:
1. участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;
2. повышение педагогической культуры родителей;
3. объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей в условиях детского сада.
Исходя из опыта проведения данного вида работы, нами были выявлены следующие положительные стороны организации совместной работы с родителями и детьми в форме мастер-класса :
1. активизация родителей, большой процент заинтересованности в участии;
2. возможность нестандартного способа подачи материала;
3. спланированность с учётом задач и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми и родителями;
4. проведение опросов и анкетирования родителей по вопросу тематики и формы желаемых совместных форм работы как залог успеха будущей работы, отклик на желаемое;
5. привязанность мастер-класса к семейному и значимому празднику, что может гарантировать высокий процент посещаемости родителей мастер-класса;
6. подготовка мастер-класса в совместном направлении вместе со специалистами;
7. включённость мастер-класса в сценарий значимого праздничного мероприятия, возможность перестановки этапов мероприятия, переплетение единой тематики праздника и мастер-класса;
8. итогом любого мастер-класса становится законченный вид работы, что-то материальное, что позволяет продолжить работу дома (познакомить родственников с продуктом работы, поделиться опытом, создать подарок для близкого человека);
9. возможность перспективы дальнейших видов работы, переход к следующему этапу (организация совместного с детьми и родителями проекта, создание выставки, желание организовать следующий мастер-класс, возможность организации работы семейного клуба, в котором форма мастер-классов будет ведущим видом деятельности и даст возможность стать организаторами не только педагогам, но и родителям);
10. сплочённость организации и семей воспитанников.
В ходе мастер-класса перед ребенком и родителем в процессе работы открывается мир фантазии. Дети и родители получали знания о новой технике работы, имеют возможность работать новыми для них материалами.
В преддверии всеми любимого праздника Международного женского дня педагогами нашей группы совместно с руководством детского сада и музыкальным руководителем на основе бесед с родителями было принято решение о проведении праздничного мероприятия с использованием формы мастер-класса – изготовление куклы Благополучницы.
Целью мастер-класса стало знакомство детей и родителей с процессом создания оберега - куклы Благополучницы.
Задачи нашего мастер-класса :
1. вовлечение родителей воспитанников в совместный воспитательно-образовательный процесс;
2. организация совместной работы в современной технике мастер-класса;
3. продолжить знакомство детей с тканевыми материалами и особенностями работы с ними.
Мастер-класс проходил с использованием музыкального сопровождения, основ развития мелкой моторики, знакомства с опытом предков, использования богатств устного народного творчества (заклички, песни, что позволило создать атмосферу таинства творчества, спокойного, ровного темпа работы. Всё это способствовало обогащению педагогического опыта родителей. Мастер-класс проходил в атмосфере дружеского общения, с позиции субъект-субъектных отношений, дал право каждому участнику почувствовать себя руководителем процесса и творцом. В ходе совместной творческой деятельности дети и родители испытывали положительные эмоции, которые способствуют гармонизации отношений.
Участники мастер-класса : дети подготовительной группы, родители, ответственные педагоги.
Мастер-класс состоял из следующих этапов работы:
1. Подготовительный – инструкционный (педагог в самом начале встречи озвучивает актуальность работы) : «В преддверии Международного женского дня нам хочется с вами провести встречу в виде творческого мастер-класса, на котором мы с вами выступим в роли создателей оберегов. Мастер-класс даст нам возможность пообщаться в дружеской, непринуждённой обстановке, вам (родителям) – побольше провести времени со своими детьми, вместе сделать куклу Благополучницу, задача которой – охранять ваш семейный очаг и благополучие в доме. Мы нечасто в своей работе с детьми используем ткани, сегодняшний мастер-класс даёт нам возможность окунуться в волшебный мир тканей и нитей».
2. Основной – изложение теоретического материала, знакомство и показ техники создания куклы на экране проектора, с материалами, которые используются на мастер-классе; проведение практической части - работа присутствующих с данным материалом (Приложение № 1, Приложение № 2).
3. Итоговый - демонстрация готовых изделий, подведение итогов, обсуждение, возможность поделиться семейным опытом и историями.
Перспективами проведённого мастер-класса стали следующие пункты:
1. организация выставки кукол;
2. продолжить серию мастер –классов, в ходе которых дети продолжат знакомство с тканевыми материалами (изготовление украшения-заколки из фетра);
3. дать возможность родителям стать организаторами мастер-классов;
4. перспектива выхода работы на создание семейного клуба с основной формой работы в виде мастер-классов;
5. дети начнут приносить в детский сад совместные семейные работы, рассказывать о совместной творческой деятельности;
6. количество семей-участников мастер-классов после успешного проведения работы увеличится.
Время проведения: 15-20 минут, является основной часть праздника в честь 8 Марта.
Материал, оборудование: хлопковые заготовки тела куклы, юбки, рук, косынки, наполнитель, монетки, конфеты, шерстяные красные нити для скрепления деталей – всё по количеству участников мастер-класса; проектор, картинки с пошаговой инструкцией изготовления куклы-Благополучницы; музыкальное сопровождение мастер-класса : этническая фоновая музыка.
Предварительная работа:
-подобрать теоретический материал о кукле Благополучнице и способе её изготовления;
-создать приглашение для родителей на праздник и мастер-класс;
-организовать рабочее пространство для мастер-класса, подобрать материалы для работы по количеству участников;
-подготовить проектор и презентацию с этапами создания куклы.
Вывод: исходя из нашего опыта работы, мы увидели, что мастер-класс является эффективной формой работы с родителями в дошкольной организации. Таким образом, проведение мастер – классов решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что позволяет всесторонне развивать личность дошкольников и родителей.
Приложение №1
Кукла-оберег Благополучница – это славянский оберег, помогающий привлечь процветание, достаток и радость. Хозяюшка Благополучница нередко называется Домовушкой, ведь наши предки верили, что она дружит с Домовым. По другой же версии она была его женой. Эта мотанка считается семейным оберегом, но в то же время ее можно делать и для одного человека. Благополучница, как можно догадаться по ее названию, притягивала в дом достаток.
Каждый человек понимает благополучие в зависимости от своих нужд и желаний. Но в целом обережная кукла Благополучница служила для таких целей:
• помогала женщинам вести дела по хозяйству;
• обеспечивала защиту дома;
• наполняла дом положительной энергетикой;
• привлекала богатство;
• следила за здоровьем членов семьи;
• помогала найти любимого, обзавестись семьей;
• устраняла ссоры, конфликты;
• защищала дом от негатива извне.
Делали обереги для себя, для близких. Очень часто их дарили на новоселье. Считалось, что они помогают быстрее освоиться на новом месте, превратить дом в уютное гнездышко. Кроме того, Благополучниц изготавливали для сыновей или мужей. Даже для младенцев. Мужчинам подобные обереги обычно дарили перед важным делом – поездкой, заключением важной сделки. А детей Домовушка защищала от сглаза-порчи.
Любой славянский оберег требует бережного обращения. Чтобы он подействовал, человек обязательно должен верить в его силу и уважать традиции предков. Благополучницу не обязательно хранить так, чтобы никто ее не видел. Вы можете спрятать куколку, если захотите, или же поставить на самом видном месте – никаких ограничений по этому поводу нет.
Особенности куклы :
• она всегда делается компактного размера. По правилам рост Домовушки не должен превышать 10 см. ;
• ещё одна характерная черта Благополучницы, незаметная внешне, это использование монетки. Традиционно при создании оберега в него прячут пятирублевую монету;
• одни мотанки отличаются долгой косой, другие носят сумку через плечо. А Благополучницу можно узнать по ручкам, переплетенным в особый узелок в районе живота. Делают это для того, чтобы не выпускать из дома благополучие.
Приложение №2
Пошаговая инструкция:
1. Разровняйте ткань для головы ляльки и разместите внутри наполнитель. Если это клубок ниток, просто положите его по центру. Если зерно или травы, возьмите ткань в ладонь, сложив их лодочкой, а потом потяните за концы вверх, подцепив получившийся грузик левой рукой.
2. Чтобы закрепить шарик, несколько раз обвяжите под ним нитью и завяжите узел нечетное количество раз.
3. Из полоски материи для ручек нужно сформировать скрутку, а потом завязать посредине не очень тугой узел. Это будут ручки Домовушки.
4. После этого крепим руки в области шеи. Для этого разместите заготовку с руками таким образом, чтобы ладони были поверх головы, а сами руки уходили вниз. Подвяжите их нитью там, где должна быть шея.
5. Приступаем к юбочке. Чтобы ее сделать, нужно заранее подготовить ткань. Три раза сложите квадратик по углу, а потом обрежьте по краю – когда вы развернете ткань, получится круг. Сделайте это до того, как приступите к мотанию ляльки.
6. Переверните тканевый кружок вниз лицевой стороной и выложите наполнитель, включая монетки. Не переусердствуйте – положите наполнителя немного больше, чем на половину мешочка.
7. Посредине наполнителя расположите голову, спрятав в туловище торчащие концы ткани.
8. Как вы помните, при изготовлении мотанок шитье не используется. Поэтому, чтобы скрепить верхнюю часть ляльки с нижней, придется снова использовать нити. Подтяните вверх концы мешочка с наполнителем, а затем сожмите их. Обмотайте нитью, немного отступив от края.
9. После платья займемся передничком. Приложите материю к верхней части ляльки так, чтобы край был немного ниже пояса. Прикладывать нужно изнаночной стороной. Закрепите его нитью на поясе и отверните вниз.
10. Дальше опускаем Домовушке ручки, повязываем на голове тесемку. Смело завязывайте на затылке узелок, ведь мы его спрячем с помощью косынки. При завязывании косынки используйте способ, закрывающий шею. Торчащие концы спрячьте внутрь, под образовавшийся «шарфик».
Народная кукла Благополучница готова!