Лучший педагог года

Мастер-класс для родителей на тему «Артикуляционная гимнастика-залог правильной и красивой речи»

Марина Ларина
Мастер-класс для родителей на тему «Артикуляционная гимнастика-залог правильной и красивой речи»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад компенсирующего вида № 25 "Солнечный зайчик"

городского округа Серпухов Московской области

Мастер - класс для родителей старшей логопедической группы на тему :

"Артикуляционная гимнастика-залог правильной и красивой речи".

Подготовила и провела учитель-логопед: Ларина М. В.

03.10.2018г

Мастер - класс для родителей старшей логопедической группы на тему :

"Артикуляционная гимнастика-залог правильной и красивой речи".

Публикация «Мастер-класс для родителей на тему „Артикуляционная гимнастика-залог правильной и красивой речи“» размещена в разделах

Цель: передача опыта родителям путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.

Задачи:

• показать важность роли артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата;

• познакомить родителей с приемами работы учителя-логопеда по формированию подвижности органов речи (губ, языка, нижней челюсти);

• познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики дома;

• обучать педагогическим приемам общения с детьми и закрепления приобретённых навыков;

• развивать навыки взаимодействия родителей с детьми и учителем-логопедом в совместной деятельности.

Оборудование: индивидуальные зеркала, салфетки, картинки-иллюстрации к артикуляционным упражнениям, ноутбук, телевизор, пособия для выработки воздушной струи.

Участники: родители детей старшей логопедической группы.

Словарная работа: артикуляция, органы артикуляции, артикуляционные упражнения.

План проведения мастер-класса

Вводная часть: знакомство родителей с темой, целью, задачами мастер-класса.

Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика - основа формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения.

2. Методические рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики;

3. Знакомство с видами артикуляционных упражнений, их показ с комментариями;

4. Показ презентации.

5. Выполнение артикуляционных упражнений родителями.

Заключительная часть

Обмен мнениями присутствующих родителей.

Ответы логопеда на вопросы родителей.

Ход мастер-класса

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед педагогами и родителями. Формирование правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием взрослых. Безусловно, ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. Однако только занятий с логопедом недостаточно. Важно постоянно закреплять пройденный материал в детском саду и дома, а значит, необходима помощь родителей. Чтобы дошкольники научились произносить звуки, их губы и язык должны быть сильными и гибкими. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :

1. Благодаря занятиям артикуляционной гимнастикой дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Она полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту»

4. Эта гимнастика позволит всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.

Рекомендации к проведению упражнений:

• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как ребенок немного освоится, зеркало можно убрать.

• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно.

• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости.

• Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более точными и плавными, без подергиваний.

• В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

• Если во время упражнений язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен или не может удержать нужное положение, понадобятся помощь логопеда и специальный массаж.

Советы логопеда

1. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.

Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, овощи и фрукты, хлеб с корочками, кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

2. Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.

3. Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.

4. Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.

5. Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.

6. Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

7. Не заставляйте ребёнка спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.

8. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Каждый человек ценен индивидуален.

Надеюсь, что мои советы будут интересны и полезны вам, уважаемые родители, и помогут решить проблемы речевых нарушений у вашего ребенка.

Артикуляционная гимнастика : сказка «Зоопарк»

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы : будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.

Бегемотики

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. (Показать картинку). Давайте и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. (Открыть рот, как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.)

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем.

Лягушки

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Этобыли… Правильно, лягушки. (Показать картинку) Давайте изобразим, как лягушки улыбались. (Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.) Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Слон

Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! (Показать картинку). Давайте покажем, какой у слона хобот! (сомкнутые губы вытянут впереди в таком положении удерживать до счета «пять», вернуться в исходное положение.

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

Змея

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. (Показать картинку) Давайте, изобразим змею! (улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.)

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Лошадка

Понаблюдал Язычок за змеей и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. (Показать картинку) Захотел и сам прокатиться. Сел на лошадку и поскакал. Давайте покажем, как Язычок катался на лошадке. (Улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык.)

Язычком пощелкай громко-

Стук копыт услышишь звонкий.

Расческа

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давайте покажем, как он это делал. (Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы «причесывая» его.)

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Часики

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли мне домой? Надо узнать который час. Покажите, как работают часики! (Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.)

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так.

Шарики

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но некоторые из них лопались. Покажите, как Язычок надувал шарики. (Надуть одну щеку - сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.)

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

«До свидания, зоопарк!» - сказал Язычок и пошел домой. Беседа Вы помните, как вместе с Язычком ходили в зоопарк? Кого Язычок увидел сначала? А потом? Вы помните, кого раньше увидел Язычок: змею или лошадку? А кого Язычок увидел позже: лягушек или бегемотика? Желаем успехов!

Публикации по теме:

Консультация, мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома — это весело, полезно, интересно» Давайте с вами познакомимся. Хочется познакомиться и с вами, родители. Поиграем в игру, будем передавать мячик и говорить как вас зовут,.

Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» Артикуляционная гимнастика Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь,.

«Артикуляционная гимнастика». Консультация для родителей Консультация поможет родителям правильно выполнять упражнения с детьми, так как добиться положительного результата правильного звукопроизношения.

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика»Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика» Подготовила и провела мастер-класс для родителей учитель-логопед Лысенко Светлана Анатольевна Артикуляционная гимнастика. Упражнения.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика» Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика» Цели консультации: • объяснить родителям необходимость проведения артикуляционной.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Особенности проведения, показ упражнений» МАСТЕР –КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «Артикуляционная гимнастика. Особенности проведения, показ упражнений. Рекомендации к проведению»Учителя-логопеды.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика с детьми в домашних условиях» Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома» Цель: познакомить с родителей с понятием «Артикуляционная гимнастика», её значением.

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика-как правильно её выполнять. Самомассаж шеи и лица» Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудного детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях.

Презентация для родителей «Артикуляционная гимнастика» Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью, является одним.

Сценарий к выпускному Дню в логопедической группе «Праздник правильной и красивой речи» Сценарий к празднику «Праздник правильной и красивой речи» 1 чтец: У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей на тему «Артикуляционная гимнастика-залог правильной и красивой речи»
Опубликовано: 7 октября 2018 в 22:12
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД