Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Наталья Кротова
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение компетентности родителей в изобразительной деятельности; поиск новых нетрадиционных форм и методов художественно – эстетического развития дошкольников

Задачи: - познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования (раздувание краски, монотипия, кляксография, рисование свечой и акварелью)

- вызвать у родителей интерес к применению с детьми нетрадиционных техник изобразительной деятельности в домашних условиях

- совершенствовать художественно-творческие способности родителей, умение свободно владеть различными изобразительными материалами

- развивать у родителей заинтересованность к совместным играм и занятиям с детьми в семейной обстановке

Материалы и оборудование:

акварель (12 цветов, гуашь (12 цветов, кисточки (по 3 штуки: тонкая, средняя, широкая, баночки для воды, салфетки, клеенки на столы, палочки для коктейля, свечи восковые, поролоновые губки, бумага белая (формат А4, А3, рабочее место для каждого родителя, проектор, экран, полка-стеллаж для выставки работ

Предварительная работа:

- изучение научно-методической литературы по теме

- анкетирование родителей

- организация выставки детских работ по изобразительной деятельности

- консультации, советы и рекомендации для родителей

- приобретение материалов, необходимых для проведения мастер-класса

Этапы мастер-класса:

1 этап:

- игра-приветствие «Давайте поздороваемся»

- экскурсия по групповой комнате

2 этап:

- вступительное слово воспитателя: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми подготовительной группы» (с показом слайдов на проекторе)

- ознакомление родителей с результатами анкетирования: «Любит ли Ваш ребенок рисовать?»

- «Творческая мастерская»: совместная продуктивная деятельность по знакомству родителей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности

3 этап:

- выставка работ родителей; обмен мнениями, впечатлениями

- раздача памяток для родителей: «Зачем детям рисовать?», «Советы родителям», «Правила рисования красками»

Ход мастер-класса:

Игра-приветствие «Давайте поздороваемся»

Родители по сигналу воспитателя начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся плечами;

3 хлопка – здороваемся спинами.

Затем, проводится опрос эмоционального самочувствия родителей

Экскурсия по групповой комнате

Воспитатель предлагает родителям принять участие в экскурсии по групповой комнате, с показом предметно-развивающей среды и последовательным рассказом о деятельности детей.

Затем, воспитатель берет вступительное слово по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми подготовительной группы» и сопровождает его показом слайдов на проекторе, на которых отражены фрагменты занятий с детьми по изобразительной деятельности.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Дети с раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своих рисунках, поэтому изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании находится у них на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Многим из Вас известно о важности развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи и если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В. А. Сухомлинский)

Мы с уверенностью говорим, что каждый ребёнок рождается с творческими способностями. Но творческими вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя.

Исследования ученых, работы педагогов доказывают, что каждый ребенок – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно разбудить эти творческие способности, дремлющие до поры до времени и помочь в этом может совместная работа детского сада и семьи.

Сколько в мире интересных вещей и предметов (свеча, трубочки, зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, нитки, свечи, палочки, шишки, листочки и т. д., с помощью их можно развить интерес, любопытство, творчество, воображение и фантазию детей.

Нетрадиционные художественные техники очень эффективны для создания выразительных образов, способствуют развитию манипулятивной деятельности и укреплению мышц рук. Они доступны каждому ребенку, в соответствии с возрастными особенностями; создают ситуацию успешности для тех, кто затрудняется в способах изображения, и дают простор фантазии тем детям, которые проявляют способности в продуктивных видах деятельности. Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности.

Основная задача педагога в данной деятельности – ввести ребенка в сложный и многообразный мир искусства, сформировать творческую личность, умеющую применять свои знания в других видах деятельности, в повседневной жизни. Ведь счастливое детство – это умное детство.

Уважаемые родители, давайте познакомимся с результатами анкетирования на тему: «Любит ли Ваш ребенок рисовать?», которое проводилось среди родителей нашей группы неделю назад. По результатам опроса, я отмечу, что у большинства детей имеется большая заинтересованность в изобразительной деятельности, как традиционными, так и нетрадиционными материалами. Этот вид деятельности очень нравится детям и каждый ребенок заинтересован в результативности данного процесса, что имеет немаловажное значение для дальнейшего развития творческой личности.

Сегодня я предлагаю вам на практике освоить нетрадиционные техники рисования, стать непосредственными участниками нашей «Творческой мастерской». Для работы нам понадобятся различные материалы, все они перед вами на столе.

Сейчас я познакомлю вас с некоторыми нетрадиционными техниками рисования, которые вы можете применять с детьми в домашней обстановке.

«Осенние мотивы»» - раздувание краски.

Осенью можно познакомить детей с техникой - раздувание краски с помощью коктейльной трубочки. Берем лист бумаги, форматом А3, среднюю кисть, гуашь и начинаем изображать лиственные деревья. Затем жидко разведенную гуашь, наливаем каплями сверху стволов деревьев, берем трубочку для коктейля и легонько дуем на капли из трубочки. Дуйте на капли не сверху, а сбоку, как будто толкая их вперед. Поворачивая трубочку в нужном направлении, можно управлять движением капелек. Также изображаем ежей, солнце, облака, траву, все в осенней цветовой гамме. Получившийся рисунок можно дорисовать тонкой кистью. (Данная деятельность сопровождается показом воспитателя).

Помогите детям освоить этот способ спонтанного рисования, когда изображаемый предмет получается путём свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы лёгких (выдувание краски, что даёт случайный, непредсказуемый эффект. У детей развиватся мышцы рта, тренируется дыхание; развивается воображение, фантазия; интерес к нетрадиционным способам рисования.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

«Ночь в зимнем лесу» - рисование свечой и акварелью.

Зимой можно познакомить детей со смешанной техникой — рисование свечой и акварелью. Берем лист бумаги, форматом А4, свечу и начинаем изображать зимний пейзаж: деревья, волк на горе воет на луну, а на небе много крупных звезд. Затем берем акварель, разбавляем ее водой и полностью покрываем наш лист синими оттенками акварели. Известно, что основное свойство воска – отталкивать воду. На этом свойстве и основан метод работы в этой технике. Сочетание акварели и свечи даёт совершенно неожиданный эффект: если поверх воска пройтись акварелью, то места на бумаге, не закрашенные воском, окрасятся краской, поэтому такая техника работы называется смешанной. Акварель, благодаря своим свойствам прозрачности, позволяет создавать лёгкие и воздушные композиции. (Данная деятельность сопровождается показом воспитателя).

В ходе данной деятельности можно вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; способствовать развитию зрительной наблюдательности, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве; совершенствовать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительными материалами, помочь детям в совершенстве освоить смешанную технику рисования, а также способствовать развитию воображения, творчества.

«Пейзаж у озера» - монотипия.

Весной можно познакомить детей с техникой - монотипия. Берем лист бумаги, форматом А4, сворачиваем его пополам, затем на нижней его части, с помощью акварели и средней кисти, начинаем изображать «голые» деревья, озеро, фон между деревьями, все соответствующих цветов. Далее берем поролоновую губку и начинаем смачивать ею верхнюю часть листа, после чего сразу сворачиваем лист и прижимаем его, изображением вовнутрь. Развернув лист, мы увидим, что нижнее изображение отпечаталось на верхней части листа, как будто «отражение в озере». Можно доработать отпечатки с помощью кисти, по своему усмотрению. (Данная деятельность сопровождается показом воспитателя).

Данная техника расширит представления детей о пейзаже как о жанре изобразительного искусства; закрепит представления детей о симметрии, зеркальном отражении; подведет к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, но и придумывать его самому; поможет совершенствовать умения детей в создании композиции, самостоятельно подбирать цветовую гамму изображаемых предметов.

«Солнечные зайчики» - кляксография.

Летом можно познакомить детей с техникой - кляксография. Берем лист бумаги, форматом А3, гуашь желтого или оранжевого цвета, широкую кисть, сильно смачиваем ее водой и начинаем брызгать кляксами на лист в разных местах. Техника кляксографии состоит в использовании обычной капельки краски, в простонародье известной как кляксы. В процессе работы будут получаться очень неожиданные изображения, на что-то похожие, к которым нужно будет нарисовать детали. Давайте изобразим солнечных зайчиков и тонкой кистью нарисуем им веселые лица. (Данная деятельность сопровождается показом воспитателя).

Кляксография поможет детям развить умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образцами; будет способствовать развитию воображения, фантазии, интереса к творческой деятельности, старательности, аккуратности, внимательности.

Отмечу, что всю данную работу желательно проводить как ненавязчивую деятельность, где контакт ребенка с родителями – это доверительные, спокойные отношения, при которых происходит сотворчество, экспериментирование с материалами и способами изображения. Родители ставят себя на место ребенка, советуются с ним, просят научить тому, что умеет ребенок. Таким образом, отношения в семье становятся более близкими и доверительными.

Уважаемые родители, а сейчас я предлагаю организовать выставку работ и обменяться мнениями, впечатлениями. (Оценка родителями эффективности проведенного мастер-класса).

Вот какие чудесные получились у вас рисунки, все молодцы!

В заключении мастер-класса, родителям раздаются памятки: «Зачем детям рисовать?», «Советы родителям», «Правила рисования красками».

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста». Методическая разработка воспитатель Филимонова.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №26 Проектная деятельность на тему: «Нетрадиционные.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста". «Истоки способностей и дарования детей –.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 января 2019 в 01:05
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мероприятия по преодолению буллинга обучающихся с ОВЗ и повышению уровня...
Мероприятия по преодолению буллинга обучающихся с ОВЗ и повышению уровня толерантности в МБДОУ «Детский сад № » Работа с детьми 1. Беседы с детьми «Уроки...
Флористика как средство работы с природным материалом
Флористика как средство работы с природным материалом. Выполнила воспитатель 1 категории Тюгаева Оксана Геннадьевна, МАДОУ №4 г. Бердск, Новосибирская...
Сценарий новогоднего утренника для детей второй младшей группы «Приключения Маши и...
Сценарий новогоднего утренника для детей 2 младшей группы « Приключения Маши и медведя» Дети под музыку заходят в зал и останавливаются возле елки в...
Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения...
Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения праздника - Масленица» Часть вторая Сегодня я продолжаю знакомить вас с историей и...
Международный день эскимо — 24 января. Фотоотчет
Международный день эскимо - 24 января. В нашем мире существует очень много разнообразных праздников. Если открыть календарь, то сегодня 24 января...