Елена Сороковых
Мастер-класс для родителей по развитию речи в форме совместной организованной деятельности «Зимнее путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс для родителей по развитию речи в форме совместной организованной деятельности
«Зимнее путешествие»
Цель:
сформировать у родителей практические навыки профилактики речевых нарушений посредством развития мелкой и артикуляционной моторики.
Задачи:
1. Обогатить родителей знаниями о взаимосвязи развития мелкой, артикуляционной моторики и речи.
Публикация «Мастер-класс для родителей по развитию речи в форме совместной организованной деятельности „Зимнее путешествие“» размещена в разделах
- Зима. Зимние поделки, рисование
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
2. Учить родителей практическим приемам профилактики и преодоления речевых нарушений посредством развития артикуляционной и мелкой моторики.
3. Учить родителей и детей приемам массажа и самомассажа.
4. Укреплять детско-родительские отношения, обогащать семейный опыт положительными эмоциями и новыми впечатлениями совместной деятельности.
Ход мастер-класса:
Дети, родители и педагог сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель:
Добрый день, друзья. Сегодня мы все вместе отправимся в зимнее путешествие.
Но сначала вспомним правило красивой речи:
«Будем говорить красиво, четко и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим»
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие.
Воспитатель
: Одним из видов здоровьесберегающих технологий по развитию речи является гимнастика.
Виды гимнастики, используемые для развития речи детей:
• артикуляционная гимнастика;
• дыхательная;
• пальчиковая гимнастика;
• игровой массаж, самомассаж.
Воспитатель:
1. Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика–это выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности всех органов речи : языка, губ, нижней и верхней челюсти, щек. (на листе бумаги вывешивается, но не озвучивается)
Чтобы хорошо разговаривать, нам поможет гимнастика для язычка. Выполняем упражнения (проводит логопед)
Воспитатель:
Молодцы! Отгадайте загадку:
«Легкая, пушистая звездочка- малютка,
Ты присядь мне на руку, посиди минутку.
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села…и растаяла на мой ладошке!
- Правильно- это снежинка! А вот и она, прилетела поиграть с нами.
Воспитатель: Скажите мне, снежинка какая? (белая, легкая, пушистая, серебристая, красивая)
- А теперь мы будем передавать ее по кругу и называть только «зимние» слова (дети и родители передают друг другу снежинку и называют слова- снег, санки, мороз, снеговик, метель, горка, лыжи)
Воспитатель:
Давайте повторим все эти слова ласково (снег-снежок, мороз-морозец, санки- саночки, горка- горочка, сосулька- сосулечка)
Воспитатель:
Игра «Жадина». Я говорю- «Снежинка», а вы- «моя снежинка» (санки- мои санки, снеговик- мой снеговик.)
Воспитатель:
Давайте отдохнем. (Дети и родители встают- физкультминутка-выполняют движения в соответствии с текстом)
1 2 3 4 5- мы во двор пошли гулять,
Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались, а потом в снегу валялись,
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли!
Воспитатель:
2. Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика позволяет выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки. (вывешивается на доску)
Посмотрите, что у меня в коробочке! (достает ватные шарики)
- Снежные комочки- давайте с ними поиграем!
Выполняем дыхательные упражнения:
«Сдуй с ладошки»,
«Сдуй с носика»,
«Чья снежинка дальше улетит» (через коктейльную трубочку)
Воспитатель
: А чтобы зимой не болеть, нам помогут Целебные звуки:
- чтобы не болело горло, давайте позвеним как комарики. Положите ладошку на горло и произнесите- ЗЗЗЗЗ.
-чтобы не было насморка - погудим, как самолеты. Рот при этом закрыт. Самолет далеко- гудим тихо, самолет близко- гудим громко.
Воспитатель:
3. Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность. (вывешивается на доске)
Воспитатель:
Вариант 1.
Исходное положение
Сгибать и разгибать указательный и средний пальцы (вниз-вверх) на счёт "раз-два".
Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!
Зайка прячется под сосной.
Исходное положение. Левая рука - "зайчик". Правая рука - выпрямленная ладонь накрывает сверху "зайку" - это "сосна". Потом поменять положение рук. Правая рука - "зайчик", левая рука - "сосна". Менять положение рук 3-4 раза.
Этот зайчик - под сосной
Этот зайчик - под другой.
Зайчик и барабан.
Исходное положение. Указательный и средний пальцы подняты вверх.
Большой пальчик стучит по безымянному и мизинцу.
Дали зайцу барабан.
Он ударил: там-там-там!
Воспитатель:
Вариант 2
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», проговаривая стихотворные строки:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
Вначале пробуем выполнять упражнение правой рукой, затем левой. То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Воспитатель:
4. Игровой массаж
Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение. (вывешивается на доске)
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой,
Называется Большой.
Пальчик второй –
Указчик старательный,
Не зря называют его Указательный.
Третий твой пальчик
Как раз посредине,
Поэтому Средний дано ему имя.
Палец четвертый зовут Безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший – любимчик.
По счету он пятый,
Зовется Мизинчик.
(Первые две строки сопровождают растирание ладоней,
следующие строки – растирание пальцев подушечкой
большого пальца противоположной руки)
Воспитатель
Ну вот теперь наши пальчики готовы. Посмотрите на столы: там снежинки- сестрички. Но ведь каждая снежинка неповторима, а эти похожи, как две капли воды! Может такое быть? Нет. Так давайте каждую снежинку сделаем особенной.
(приступают к работе- размазывают пластилин на плоскости снежинки и украшают)
Воспитатель:
Какой удивительный хоровод из снежинок у вас получился!
Спасибо всем!
Рефлексия.
Предложить родителям высказать свое мнение о проведенном мастер-классе. Раздать родителям памятки с текстами пальчиковых гимнастик.