Ольга Розанова
Мастер-класс для родителей «Поддержка детской самостоятельности и инициативы в игровой деятельности с детьми с ОВЗ»
Мастер-класс для родителей «Поддержка детской самостоятельности и инициативы в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Хотелось бы начать с цитаты Льва Семёновича Выготского
Традиционное воспитание детей с нарушениями развития расслаблено тенденциями жалости, отравлено ядом болезненности. Нужно не обкладывать подушками больное место, а открыть преодолению, компенсации широкий путь. Следует помнить, что судьбу личности, в конечном счете, решает не дефект, а его социальные последствия.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Поддержка детской самостоятельности и инициативы в игровой деятельности с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Мастер-классы для родителей
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Не только дети с ОВЗ, но и их родители нуждаются быть принятыми, чувствовать свою принадлежность к группе, ждут понимания и безусловного принятия их проблем. Важным звеном помощи детям с проблемами в развитии является поддержка их родителей. Одной из основных форм работы педагога с родителями детей с ОВЗ в детском саду является консультирование.
Основная цель в проведении мастер- классов в доу, является Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и родителей детей с ОВЗ
Перед нами педагогами ставятся основные задачи в работе с детьми и родителями, имеющими ОВЗ.
• Обеспечение благополучия и развития каждого ребенка независимо от состояния здоровья
• Создание условий для полноценной адаптации в группе сверстников
• Формирование у родителей толерантного отношения к детям с ОВЗ
• Организация квалифицированной коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми
• Оказание адресной консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ
В работе мы используем принципы организации консультативной помощи родителям :
• принцип конфиденциальности: информация об особенностях ребенка и его семье не разглашается без согласия родителей;
• принцип комплексности: работа с ребенком и его семьей осуществляется командой специалистов разного профиля;
• принцип научности: информация, предоставляемая учреждением должна быть достоверной и иметь научную основу;
• принцип доступности: вся информация для родителей дается в доступной форме без использования излишней терминологии.
Итак, направления работы:
Организационно-методическое направление
• Составление индивидуальных маршрутов развития
• Создание условий для индивидуального развития ребенка
Диагностическое направление
Помочь определиться с педагогом-психологом, дать информацию о центрах реабилитации по месту жительства. Центр помощи семье и детям.
Коррекционно-развивающее направление
Специалисты детского сада разрабатывают для родителей рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводят мероприятия, способствующие включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач,
Так как многими педагогами доказано, что именно формы мастер-классов более интересны при работе с семьями и на мастер-классах родители выступают родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками коррекционно-образовательного процесса. В конце мастер-класса каждый родитель получает памятку или буклет с рекомендациями по определенной проблеме, а самое главное, комплекс различных упражнений и игр, которые родители могут самостоятельно использовать в домашних условиях.
Хочу поделиться с вами одним из своих мастер-классов для родителей «Поддержка детской самостоятельности и инициативы в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Актуальность этого мастера-класса Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определё нных вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, определяется общая цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей : повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
При проведении данного мастер - класса передо мной стояла цель повышение компетентности родителей в области развития самостоятельности и инициативности дошкольника при взаимодействии с педагогом через проведение мастер-классов.
И следующие задачи
Повысить интерес родителей к проблеме самостоятельности и инициативности.
2. Помочь родителям определить уровень самостоятельности собственного ребенка посредством индивидуальной мини-диагностики.
3. Предоставить родителям информацию об условиях развития детской самостоятельности и инициативности.
4. В игровой форме отработать способы повышения уровня самостоятельности ребенка.
Во вступительной части я ознакомила родителей актуальностью данной темы о необходимости создания условий для детей с ОВЗ для самостоятельности, индивидуальности, активности и задачами, которые помогут им этого добиться, так как родителям легче, спокойнее и удобнее делать многие вещи за ребенка, принимать за него решения, выбирать за него сферу активности.
Однако, если инициатива и самостоятельность ребенка не поощряются, не следует удивляться, что позже готовность ребенка делать что-либо самому идет на убыль.
Теоретическая часть
Давайте теперь обратимся к теории.
В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность».
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни.
Затем мы перешли к игре-разминке Собери фразу. Родители были разделены на две команды. Каждая команда получила слова на отдельных листочках, их задача – как можно быстрее собрать из этих слов фразу.
Фраза № 1: «Не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя - воспитывай себя. (Английская пословица)
Фраза № 2: «Человек не может быть свободен, если он не самостоятелен» (М. Монтессори)
Далее мы раскрыли понятия слов самостоятельность и инициативеость.
Далее следовала практическая часть, где я раздала анкеты для определения уровня и обработки самостоятельности их детей.
Следующим этапом было подведение родителей к необходимости самостоятельности их детей в упражнение слепой и поводырь, где родители делились на пары, чтобы попробовать себя в роли слепого и повыдыря. Задача упражнения в доверии к своему ребёнку.


Родители часто говорят, чтобы ребёнок хоть пять минут посидел, занялся бы чем-нибудь: порисовал бы, полепил, повырезал, просто хоть посиди. Я предложила родителям посидеть и позаниматься.



Далее я предложила выполнить упражнение самостоятельность, где надо заполнить таблицу, в которой было две колонки, в первую колонку родители должны записать, что ребёнок делает самостоятельно, а во вторую то, что вместе со взрослыми.


По итогу, родители увидели насколько ребёнок самостоятелен.
Следующее упражнение «Ценные указания» были направлены на то, чтобы родители почувствовали себя, когда ему указывают, диктуют что и как делать, а затем поделится своими впечатлениями.


В итоге мы пришли к выводу, что главное условие в помощи ребёнку это дружеский тон общения.
В конце практической части мы поиграли в игру «Похвалилки», где каждый родитель хвалил своего ребёнка, что приятно радовало.


В заключительной части мастер-класса, родители делились своими впечатлениями, сложными и полезными моментами нашей встречи. Рассказали какой опыт приобрели. И по традиции были розданы буклеты и правила о воспитании самостоятельности дошкольника с ОВЗ.

