Лучший педагог года

Мастер-класс для родителей «Приёмы и методы ТРИЗ» (2 фото)

Ирина Лобурец
Мастер-класс для родителей «Приёмы и методы ТРИЗ»

Мастер-класс для родителей «Приёмы и методы ТРИЗ»

Воспитатель МБОУ «Куломзинская СШ» Лобурец И. А. (октябрь, 2018г.)

Мастер-класс для родителей «Приёмы и методы ТРИЗ»

Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх, рекомендации родителям по созданию условий для развития мышления, воображения, творческих способностей детей.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Приёмы и методы ТРИЗ“» размещена в разделах

Ход мастер-класса :

Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ - расшифруем аббревиатуру: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ - уникальная методика развития творческой деятельности дошкольников. Придумал её и разработал отечественный изобретатель, ученый, писатель - фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.

В настоящее время приёмы и методы ТРИЗ используются в детских садах для развития у детей изобретательской смекалки, творческого воображения, мышления, игры ТРИЗ учат детей быть любознательными, что важно для будущего школьника.

Играя в эти игры с детьми дома, на улице, по дороге в детский сад, вы сможете развивать у детей внимание, память, логику, расширять познавательные способности, обогащать словарь и речь.

Одно из главных направлений ТРИЗ - познакомить детей с противоречиями. Для этого придумана игра «Маятник» («Хорошо - плохо», играть в неё нужно по правилам: все предметы, явления, поступки, сказки рассматривать сначала с хорошей позиции, затем с плохой, но обязательно вернуться к положительному, чему - то хорошему.

Игра: «Маятник» («Хорошо – плохо») - учить выделять противоречия в предметах. Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально. Если наклонил руку вправо и сказал - хорошо - называют положительные свойства объекта. Если наклонил руку влево, сказал - плохо - называют отрицательные свойства. Например: Осень наступила – хорошо - яркие деревья, бабье лето красивое, много урожая, листочки красивые, разноцветные, можно собирать осенние букеты из листьев, много цветов, много грибов, много хлеба, …

Осень наступила - плохо - короткие дни, ночи длинные, неслышно пения птиц, птицы улетают в теплые края, мало бабочек, холодный дождь, слякоть, ветер срывает листья, деревья стоят без листьев, печки надо топить, морозы, вянет трава, гибнут от холода цветы, …

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов. И мы, взрослые должны им помочь - сформировать у детей такое качество мышления, как системность - способность ребёнка воспринимать любой предмет, который он познаёт всесторонне, во всём его многообразии связей. Наша задача в том, чтобы помочь ребенку познать, что всё, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается, а главное, что любой предмет, каким бы он не был - большим или маленьким, является частью чего-то большого и в тоже время из чего-то состоит сам. Так всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа.

Вторая игра в ТРИЗе называется «Системный оператор» (волшебный экран, волшебный телевизор). Она позволяет заглянуть в историю создания, например, игрушки, разложить её по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего.

«Волшебный экран», состоит из девяти окошек. Выполняя игровые действия, мы обязательно должны соблюдать алгоритм действия - «мыслительные шаги» :

- выбирается и называется объект, перечисляются его разнообразные свойства и признаки (система в настоящем);

- определяется подсистема природного объекта (из каких частей состоит объект);

- определяется надсистема объекта (его видовая принадлежность по месту обитания, по классу, группе, к которым он относится);

- рассматривается процесс развития объекта в прошлом (выясним историю возникновения данного объекта);

- рассматривается развитие объекта в будущем (детям представляется возможность представить себе, каким будет объект в будущем, его внешний вид, функции, как он будет называться, его среда обитания)

1. Система в настоящем - Кто (что) это?

2. Подсистема в настоящем - Какой? Из чего состоит?

3. Надсистема в настоящем - Среда обитания

4. Система в прошлом - Кем был?

5. Подсистема в прошлом - Части

6. Надсистема в прошлом - Среда обитания

7. Система в будущем - Кем будет?

8. Подсистема в будущем - Части

9. Надсистема в будущем - Среда обитания

Например, разберём объект - яблоко.

1. Яблоко.

2. Круглое, румяное, гладкое, сочное, желтое, зеленое, красное, маленькое, большое, кожура, плодоножка, семечки.

3. В саду на деревьях (яблоне -культурке, дичке) в питомниках, в магазинах в ящиках, в складе, в машинах, в пакетах у покупателей, …

4. Семечко.

5. Семечки бывают мелкие, крупные (маковые, тыквенные, подсолнечника,)

6. В магазине семян, в мешочках у бабушки, в теплице, …

7. Нарисуют натюрморт (яблоко для натуры, упадет с дерева, закатится в траву и испортиться, ёжик подберёт, съедят дети, взрослые, сухофрукты, соберут урожай в ящики и увезут на склад, далее в магазин, сделают сок, компот, варенье, пирожки…

8. Кусочки резанные, кисти, краски, банки, плодоножки, …

9. Картина – натюрморт, вышивка с яблоками, поделки из яблок, в баках заготовки, пирог с яблоками, сухофрукты в магазине, …

Практическая деятельность с родителями :

Раздаются листы с «Волшебным экраном», где написаны различные объекты: рыбка, Буратино, книга, дом, лягушка, тюльпан, гриб, кукла. Родители разбирают объекты в системе, последовательно, соблюдая алгоритм, записывают варианты и зачитывают друг другу.

Фото «Приёмы и методы ТРИЗ»
Публикации по теме:

Методы и приёмы театрализованной деятельности в детском саду ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ. ТЕМА: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ». Подготовила: Савина Е. Н. Театр.

Методы, приёмы, средства обучения Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы в речевом развитии» Консультация для воспитателей «Методы и приёмы в речевом развитии» В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на.

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ-технологии Мастер – класс для родителей по ТРИЗ – технологии Тема: «Мы играя понимаем, что мы очень много знаем» Разработчики: Арзамасцева Вера Викторовна,.

Методы и приёмы активизации устной речи детей на занятиях для старшего дошкольного возраста Методы и приёмы активизации устной речи детей на занятиях (старший возраст) Развитие речи детей занимает центральное место в подготовке.

Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение.

Презентация «Методы и приёмы удержания внимания непосед» Придя работать в детский сад, я столкнулась с определенными трудностями: в моей группе были дети, о которых говорят «непоседа», «гиперактивный».

Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой. Морева Ольга Ивановна воспитатель МБДОУ г. Яровое детского сада №28 А давайте вспомним.

Педсовет на тему «Методы и приёмы в области развития у детей 2–4 лет математических представлений» МДОУ «Детский сад №20 общеразвивающего вида» Педсовет на тему: «Методы и приёмы в области развития у детей 2-4 лет математических.

Консультация «Средства, методы и приёмы физического воспитания детей дошкольного возраста» Средства физического воспитания Для решения задач физического воспитания используются гигиенические факторы, естественные силы природы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Приёмы и методы ТРИЗ»
Опубликовано: 23 ноября 2018 в 11:11
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД