Ольга Никонова
Мастер-класс для родителей «Развитие фонематического восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей :
«Развитие фонематического восприятия».
Мы хотим, чтобы наши дети выговаривали все звуки и хорошо читали.
И мы к этому стремимся, делая артикуляционную гимнастику, работая над речевым дыханием, автоматизируя поставленные звуки. Бывает так, что ребёнок заменяет звуки в словах, пропускает слоги, звуки. Это говорит о том, что у ребёнка недостаточно развит фонематический слух. Если ребёнку не помочь, его неправильное произношение отразится на чтении и письме.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие фонематического восприятия“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Что такое фонематический слух, и как он влияет на развитие речи?
Фонематический слух— это умение различать на слух звуки родного языка. Он формируется к двум с половиной годам. Фонематический слух помогает понять смысл сказанного. Заменив один звук в слове, мы можем получить совершенно другое его значение: «коза-коса», «Миша - мыши», «казак-коза». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине. Выражение «терпи казак, атаманом будешь» превращается в «терпи коза, атаманом будешь».
Ребёнок с несформированным фонематическим слухом, искажает, пропускает звуки или заменяет их другими звуками (фыфка, лыба, может пропускать слоги и переставлять их.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове «Кот»? Сколько в нём звуков? Назови звуки по порядку. Какой согласный стоит в конце слова? Фонематическое восприятие формируется в период от 1 г. до 4 лет.
Сформированное фонематическое восприятие помогает четко произносить звуки, сохранять правильную слоговую структуру слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «ма-ши-на» — «ма-ми-на»).
Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, т. к. они чётко воспринимают все звуки нашей речи.
У детей с проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение, понимание речи, т. к. они не могут различить близкие по звучанию фонемы и слова с этими фонемами для них звучат одинаково (мишка – миска). Дети путают звуки, а в школе эти ошибки будут в тетради.
1. Работу над фонематическим слухом мы начинаем с различения на слух неречевых звуков.
а) Игра «угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком звук ножниц, шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать — что это звучало?
б) Игра «Что в баночке?». Вместе с малышом насыпьте в баночки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
в) Игра «Повтори ритм». Взрослый камешком или ключом отстукивает по столу ритмический рисунок. Ребенок повторяет его.
2. Второй уровень – различение одинаковых звуковых комплексов по высоте, силе и тембру.
а) Игра «Узнай по голосу». Ребёнок предлагают отвернуться и угадать, кто из друзей или родных его позвал.
б) Игра «3 медведя» Ребёнку предлагают вспомнить сказку 3 медведя. Взрослый говорит фразы за героев сказки, меняя высоту голоса, а ребёнок должен угадать, кто из героев говорит.
в) Игра «Кот и котёнок». Взрослый предлагает ребёнку говорить громко, как большой кот или тихо как маленький котёнок.
3. Третий уровень — различение сходных по звучанию слов.
а) Игра «Верно-неверно». Взрослый просит кивнуть, сказать «да», если ребёнок услышит правильное название предмета, изображённого на картинке. Если предмет назван неправильно, покачать головой, сказать «нет». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, например: митамин, виталим, витамин.
б) Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки. Нужно назвать их и соединить друг с другом похожие по звучанию слова (бак, венок, звонок, рак, галка, суп, палка, зуб).
в) Игра «Вкусное». Ребёнку предлагают внимательно послушать 3 похожих по звучанию слова и повторить названия только тех предметов, которые можно есть: апельсин - блин - мандарин; виноград - мармелад - фотоаппарат.
г) Игра «Имена». Повтори 4 имени и найди одно, которое отличается от остальных.
Таня – Ира – Аня – Даня, Витя – Митя - Катя – Полина.
4. Четвертый уровень — различение слогов.
1. Игра «Весёлые слоги». Ребё нок повторяет за взрослым :
а) Слоговые ряды со сменой ударения (выделенный слог - ударный) : та-та-та, та-та-та.
б) Слоговые ряды с общим согласным и разными гласными: та – то - ту, ба – бы - бо.
в) Слоговые ряды с общим гласным и разными согласными: ка – на - па, на – ва - ба.
5. Пятый уровень — различение звуков.
а) Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряды звуков (р, л, ш, р, м, р, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук [р]. Подобная работа может проводиться на материале слогов, слов.
б) Игра «Цепочка звуков». Ребё нок повторяет за взрослым сочетания гласных звуков: ау, иао, ауио
6. Шестой уровень — освоение навыков анализа и синтеза.
а) Игра «Догадайся, чьи вещи». Перед ребё нком картинка: Миша и Соня перепутали вещи. Помоги детям разобрать вещи. Соне отдай вещи со звуком [с], а Мише со звуком [ш] : самолет, шар, груша, часы.
б) Игра «Прятки». Перед ребёнком картинки со звуком [р]. Ребёнка просят называть слово и определять, где в слове спрятался звук [р] : в начале слова, в середине или в конце?
в) Игра «Цепочки слов». Взрослый называет слово. Ребёнок определяет на слух последний звук и придумывает своё слово, в котором выделенный звук будет первым: нос – сок – колос…
Использование системы игр и упражнений для развития фонематического восприятия поможет ребёнку легче овладеть звукопроизношением и окажет положительное влияние на овладение чтением и письмом.