Приложение МААМ

Мастер-класс для родителей «Развитие фонематического восприятия»

Ольга Никонова
Мастер-класс для родителей «Развитие фонематического восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для родителей :

«Развитие фонематического восприятия».

Мы хотим, чтобы наши дети выговаривали все звуки и хорошо читали.

И мы к этому стремимся, делая артикуляционную гимнастику, работая над речевым дыханием, автоматизируя поставленные звуки. Бывает так, что ребёнок заменяет звуки в словах, пропускает слоги, звуки. Это говорит о том, что у ребёнка недостаточно развит фонематический слух. Если ребёнку не помочь, его неправильное произношение отразится на чтении и письме.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие фонематического восприятия“» размещена в разделах

Что такое фонематический слух, и как он влияет на развитие речи?

Фонематический слух— это умение различать на слух звуки родного языка. Он формируется к двум с половиной годам. Фонематический слух помогает понять смысл сказанного. Заменив один звук в слове, мы можем получить совершенно другое его значение: «коза-коса», «Миша - мыши», «казак-коза». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине. Выражение «терпи казак, атаманом будешь» превращается в «терпи коза, атаманом будешь».

Ребёнок с несформированным фонематическим слухом, искажает, пропускает звуки или заменяет их другими звуками (фыфка, лыба, может пропускать слоги и переставлять их.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове «Кот»? Сколько в нём звуков? Назови звуки по порядку. Какой согласный стоит в конце слова? Фонематическое восприятие формируется в период от 1 г. до 4 лет.

Сформированное фонематическое восприятие помогает четко произносить звуки, сохранять правильную слоговую структуру слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «ма-ши-на»«ма-ми-на»).

Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, т. к. они чётко воспринимают все звуки нашей речи.

У детей с проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение, понимание речи, т. к. они не могут различить близкие по звучанию фонемы и слова с этими фонемами для них звучат одинаково (мишка – миска). Дети путают звуки, а в школе эти ошибки будут в тетради.

1. Работу над фонематическим слухом мы начинаем с различения на слух неречевых звуков.

а) Игра «угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком звук ножниц, шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать — что это звучало?

б) Игра «Что в баночке?». Вместе с малышом насыпьте в баночки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

в) Игра «Повтори ритм». Взрослый камешком или ключом отстукивает по столу ритмический рисунок. Ребенок повторяет его.

2. Второй уровень – различение одинаковых звуковых комплексов по высоте, силе и тембру.

а) Игра «Узнай по голосу». Ребёнок предлагают отвернуться и угадать, кто из друзей или родных его позвал.

б) Игра «3 медведя» Ребёнку предлагают вспомнить сказку 3 медведя. Взрослый говорит фразы за героев сказки, меняя высоту голоса, а ребёнок должен угадать, кто из героев говорит.

в) Игра «Кот и котёнок». Взрослый предлагает ребёнку говорить громко, как большой кот или тихо как маленький котёнок.

3. Третий уровень — различение сходных по звучанию слов.

а) Игра «Верно-неверно». Взрослый просит кивнуть, сказать «да», если ребёнок услышит правильное название предмета, изображённого на картинке. Если предмет назван неправильно, покачать головой, сказать «нет». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, например: митамин, виталим, витамин.

б) Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки. Нужно назвать их и соединить друг с другом похожие по звучанию слова (бак, венок, звонок, рак, галка, суп, палка, зуб).

в) Игра «Вкусное». Ребёнку предлагают внимательно послушать 3 похожих по звучанию слова и повторить названия только тех предметов, которые можно есть: апельсин - блин - мандарин; виноград - мармелад - фотоаппарат.

г) Игра «Имена». Повтори 4 имени и найди одно, которое отличается от остальных.

Таня – Ира – Аня – Даня, Витя – Митя - Катя – Полина.

4. Четвертый уровень — различение слогов.

1. Игра «Весёлые слоги». Ребё нок повторяет за взрослым :

а) Слоговые ряды со сменой ударения (выделенный слог - ударный) : та-та-та, та-та-та.

б) Слоговые ряды с общим согласным и разными гласными: та – то - ту, ба – бы - бо.

в) Слоговые ряды с общим гласным и разными согласными: ка – на - па, на – ва - ба.

5. Пятый уровень — различение звуков.

а) Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряды звуков (р, л, ш, р, м, р, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук [р]. Подобная работа может проводиться на материале слогов, слов.

б) Игра «Цепочка звуков». Ребё нок повторяет за взрослым сочетания гласных звуков: ау, иао, ауио

6. Шестой уровень — освоение навыков анализа и синтеза.

а) Игра «Догадайся, чьи вещи». Перед ребё нком картинка: Миша и Соня перепутали вещи. Помоги детям разобрать вещи. Соне отдай вещи со звуком [с], а Мише со звуком [ш] : самолет, шар, груша, часы.

б) Игра «Прятки». Перед ребёнком картинки со звуком [р]. Ребёнка просят называть слово и определять, где в слове спрятался звук [р] : в начале слова, в середине или в конце?

в) Игра «Цепочки слов». Взрослый называет слово. Ребёнок определяет на слух последний звук и придумывает своё слово, в котором выделенный звук будет первым: нос – сок – колос…

Использование системы игр и упражнений для развития фонематического восприятия поможет ребёнку легче овладеть звукопроизношением и окажет положительное влияние на овладение чтением и письмом.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

Развитие тактильного восприятия у детей с ДЦПРазвитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Развитие фонематического восприятия»
Опубликовано: 5 сентября 2021 в 23:56
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Развитие фонематического восприятия»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Никонова (УИ 409938) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД