Лариса Викторовна Соленикова
Конспект мастер-класса для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей
детей младшего дошкольного возраста
«Развитие мелкой моторики в домашних условиях»
Составила и провела:
учитель-логопед Соленикова Лариса Викторовна
МДОУ «Детский сад 56»
г. Ярославль
Цель: познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями,направленными на развитие мелкой моторики.
Задачи:
Публикация «Конспект мастер-класса для родителей „Развитие мелкой моторики в домашних условиях“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
1. Вызвать у родителей желание заниматься с ребёнком по развитию мелкой моторики пальцев рук;
2. Помочь построить эмоционально – доверительные взаимоотношения родителей с детьми, способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.
3. Повысить компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях.
4. Раскрыть актуальность пальчиковых игр для речевого развития детей.
Оборудование: счетные палочки, подносы с манной крупой, мелкие игрушки и природный материал, грецкие орехи, крышки от бутылок, шнурки, нитки, бусины, пуговицы, мозаика, пирамидки, матрешки, различные пособия по мелкой моторике и развитию речи.
Участники: родители и дети.
Форма проведения: мастер-класс.
Ход мероприятия.
Логопед : Здравствуйте, уважаемые родители! Наше родительское собрание сегодня пройдет в необычной форме и вместе с детьми. Мы с вами будем знакомиться с интересными играми, которыми можно занять детей дома, особенно, когда вы очень заняты, или поиграть вместе с детьми. Эти игры направлены на развитие мелкой моторики пальцев рук. Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Ученые пришли к заключению, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.
(Мизинец- сердце, безымянный палец- печень (почки, средний- кишечник, указательный- желудок, большой – голова).
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.
Существует несколько разновидностей упражнений для развития мелкой моторики :
Пальчиковые игры с предметами: массажными мячами, карандашами, прищепками- развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.
Игры с палочками (спичками, веточками) : детям предлагается выполнить рисунок из палочек,с постепенным усложнением задания : • выполнить узор после выкладывания его взрослым; • по конечному результату (образцу); • по уменьшенной схеме; • по словесной инструкции; • выкладывание цифр из веточек.
Игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала. варианты заданий: • нанизывание на шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции;
•составление бус (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности); • сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т. д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т. д.); • сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей,ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно; • растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону); • перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками); • перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно; • складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям; • нанизывание колец на тесьму, на стержень; • пальчиковый театр или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик
•теневой театр;
•бумажные колпачки и крышки от бутылок (можно стучать тихо-громко, шуршать, катать, скрипеть);
• выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков; • «рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев,капельками из пипетки;
• лепка из соленого теста,пластилина или глины.
Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т. д.
- Я подготовила игры с пальчиками и различные упражнения, которым хочу вас научить. Итак, мы все вместе отправляемся «В гости к пальчику большому».
/ Логопед проговаривает слова с показом движений пальцев рук, а родители повторяют упражнения/ :
«В гости к пальчику большому»
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
На первую строчку - выставляем вверх большие пальцы, на вторую - соединяем под углом кончики обеих рук, на третью - поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. На шестую - кулачки стучат друг о дружку. На последние строчки - ритмично сжимаем и разжимаем пальцы на обеих руках.
«СЕМЬЯ» Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я. Вот и вся моя семья! Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.
«Домик для зайчат»
Тук, тук, перестук,
Раздается где- то стук.
Молоточки стучат, строят дом для зайчат (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом).
И с таким замком (сцепили ручки).
«ПРЯТКИ» В прятки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так, И головки убирали. Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение : поочерёдное сгибание каждого пальчика на обеих руках.
«ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ» Раз, два, три, четыре, пять Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять В домик спрятались опять. На первые строчки поочерёдное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки - поочерёдное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.
«РУКИ В СТОРОНЫ» Руки в стороны, в кулачок, Разожми и на бочок. Руки вверх, в кулачок, Разожми и на бочок. Руки вниз, в кулачок, Разожми и на бочок.
Выполнять движения согласно тексту стихотворения
«ЗАМОК» На дверях висит замок. Кто открыть его не смог? Мы замочком постучали, Мы замочек повертели, Мы замочек покрутили И открыли! На первую строчку - пальцы в «замочек». Затем стучать о стол «замочком». Затем - круговые движения «замочком». На слова последней строчки - показать ладошки.
«КАПУСТКА» Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трём-трём, Мы капустку жмём-жмём. Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдно поглаживать пальцы, потирать кулачок о кулачок, сжимать и разжимать кулачки.
Я предлагаю вам проиграть в игру с предметами, пусть это будет карандаш.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали
Карандашик я возьму
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Детям еще можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогом и родителями) • катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони; • катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного, поочерёдно правой и левой рукой; • катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т. д.); • поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.
Логопед: Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мероприятии. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания в семье.
Анкета для родителей
1. Насколько вы удовлетворены сегодняшней встречей?
(нужное подчеркнуть)
-полностью удовлетворен
-частично
-неудовлетворен
2. Что произвело наибольшее впечатление?
___
3. Что не понравилось?
4. Закончите, пожалуйста, предложение:
-развитие движения руки – это ___
-я узнал (а,что игры по развитию движений руки можно проводить ___
5. Считаете ли вы целесообразным проведение подобных встреч?
-да
-не знаю
-нет
6. Сохранится ли у вас желание принять активное участие в следующей встрече?
-да
-не знаю
-нет
7. Ваши предложения и пожелания: ___