Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания»

Екатерина Наймушина
Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ»

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей в домашних условиях.

Задачи:

1. Информировать родителей о значении речевого дыхания.

2. Познакомить с правилами выполнения гимнастики.

3. Стремиться установить доверительные отношения с родителями.

4. Формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом.

Логопед. Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас.

Спасибо, что уделили своё время для занятия. Надеюсь все вы пришли с хорошим настроением.

Сегодня мы будем говорить о правильном дыхании.

Дыхание… С первым криком ребёнка легкие делают первый вдох и потом на протяжении всей жизни мы не прекращаем дышать. Поэтому говорить о важности дыхания для человека не приходится.

Существует несколько типов дыхания, которыми человек пользуется в течение жизни:

• верхнее (ключичное) дыхание. Этот тип дыхания непродуктивен: при наибольших энергозатратах он дает наименьший результат.

• среднее (грудное, или реберное) дыхание. Характерно для «интеллектуалов» — лиц, ведущих малоподвижный образ жизни.

• нижнее (диафрагмальное, или брюшное) дыхание;

• полное дыхание (йоги).

Как логопеда, меня волнует вопрос речевого дыхания, ведь речь – это озвученный выдох. Очень часто ко мне на занятия попадают дети, которые нуждаются в коррекции речевого дыхания.

Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей.

Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – вдох – дем гулять).

Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объём дыхательного аппарата, что достигается путём тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз, сочетающихся с соответствующими движениями.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час,

ещё лучше, если занятия проводятся натощак.

3. Упражнения рекомендуются выполнять в свободной одежде, которая не стесняет дви-жения.

4. Выполнять упражнения ежедневно, только тогда будет толк в ваших занятиях.

5. Постепенно увеличивать время проведения занятий от 1-2 минут до 5-6 минут.

6. При выполнении заданий контролируйте своего ребёнка: вдох – через нос, а выдох- через рот. Ребёнок не должен поднимать плечи и надувать щёки, выдох должен быть длинным и плавным, губы лучше немного скруглить (вытянуть).

Этапы выполнения дыхательных упражнений:

1. Принять позу и зафиксировать её.

2. Расслабиться.

3. Сосредоточиться на упражнении, обдумать его основные элементы.

4. Выполнить дыхательное упражнение.

5. Отдохнуть после упражнения, сменив позу.

1. Игра «Бегемотик»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Родитель, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

2. Игра «Качели»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству родите-лей.

Родителю, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох,

Качели вниз (выдох,

Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос.

Игры на формирование воздушной струи.

Всем известные «мыльные пузыри», воздушные шарики, вертушки, дудочки, свистки.

3. Игра «Воздушный футбол»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: "мячи" из ваты, кубики.

Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.

4. Игра «Листопад»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать листочки с ладони.

5. Игра «Снегопад»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: "снежки" из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.

Снежинок много я собрал,

Ветерочком легким стал.

Если очень постараться,

Снежинки дружно разлетятся.

6. Игра «Кораблик»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

7. Игра «Лети, перышко!»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: перышки небольшого размера.

Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

8. Игра «Мой воздушный шарик»

Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.

Оборудование: воздушные шары.

Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:

Вариант 1.

Мой воздушный шарик, раз, два, три.

Легкий, как комарик, посмотри.

Носом я вдыхаю, не спешу,

За своим дыханием слежу.

Вариант 2.

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

9. Игра «Лесная азбука»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:

"У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

"А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

"Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

Практическое выполнение упражнений родителями под контролем логопеда.

Совместное изготовление пособия «Дуб» для развития речевого дыхания в домашних условиях.

Раздача буклетов «Игры для развития речевого дыхания».

Логопед: Спасибо, что нам уделили время

Публикации по теме:

«Развитие речевого дыхания» (мастер-класс для родителей)«Развитие речевого дыхания» (мастер-класс для родителей) Цель: Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей. Ознакомление и демонстрирование игр и игровых упражнений.

Игровые упражнения на развитие речевого дыханияИгровые упражнения на развитие речевого дыхания Работа по развитию речевого дыхания очень важна для детей, поскольку она напрямую связана с работой по развитию речи. Развивать дыхание.

Игры на развитие речевого дыханияИгры на развитие речевого дыхания Развитие речевого дыхания Данная статья может использоваться педагогами как для выступления перед родителями на родительских собраниях так.

Игры на развитие речевого и певческого дыхания Игры на развитие речевого и певческого дыхания Обычное физиологическое дыхание, как правило, неглубокое и равномерное: вдох равен выдоху.

Консультация для родителей: «Развитие речевого дыхания» (средняя группа) Порой родители не замечают, как говорит их ребенок. Им кажется так надо,умиляются,что ребенок смешно говорит. Но причина такого лепета кроется.

Мастер-класс для развития речевого дыхания (снежинка или кружевная юбочка для матрёшки)Мастер-класс для развития речевого дыхания (снежинка или кружевная юбочка для матрёшки) Решила представить вашему вниманию мастер-класс для развития речевого дыхания. Для этого проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков.

Развитие речевого дыхания П А М Я Т К А Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого.

Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания» Дыхание - одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт.

Консультация для воспитателей и родителей «Развитие речевого дыхания у детей» МБОУ «СОШ №4» Наримановского района Астраханской области Речевое дыхание. Упражнения для развития речевого дыхания. (Консультация для воспитателей.

Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи Русанова С. П. Учитель-логопед ЧДОУ «Православный д/с «Покровский». г. Белгород, Белгородский район. Важнейшие условия правильной речи.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Развитие речевого дыхания»
Опубликовано: 14 октября 2015 в 18:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с...
Уважаемые родители! С древних времен людей манило все недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос....
План декады в первой ясельной группе «Народная игрушка»
Тема: «Народная игрушка», «В гости к нам пришли матрешки» Цель: знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек ( матрешек, неваляшек и т. д)...
Оформление ДОУ к юбилею
Юбилей детского сада это, несомненно, большое событие как для учреждения, так и для сотрудников. При подготовке этого мероприятия большую часть моего...