Приложение МААМ

Мастер-класс для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ «Способы запуска и развития речи у детей с ОВЗ в домашних условиях»

Екатерина Сергеевна
Мастер-класс для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ «Способы запуска и развития речи у детей с ОВЗ в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

«Способы запуска и развития речи у детей с ОВЗ в домашних условиях»

Цель: формировать у родителей компетентность в области речевого развития детей с ОВЗ (ДЦП, ЗПР, аутизм).

Задачи: научить родителей способам развития речи детей;

Публикация «Мастер-класс для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ „Способы запуска и развития речи у детей с ОВЗ в домашних условиях“» размещена в разделах

- раскрыть важность речевого развития детей;

- рассказать о средствах речевого развития детей в домашних условиях.

Оборудование: карточки PECS, доска Ф. Бильгоу, музыка Железновой.

Ход мастер-класса.

- Уважаемые родители!

Не секрет, что многие из вас, уважаемые родители, хотят, чтобы ваш сын или дочь не только научилась говорить, но и общалась с вами. А те дети, которые уже умеют говорить, говорили правильно, красиво, были прекрасным собеседником.

К сожалению речевые способности наших деток нуждается в том, чтобы мы, взрослые, уделили этому процессу повышенное внимание. Не все дети с ОВЗ хорошо владеют речью. Работа проводится и с дефектологами, и с логопедами. Вы соблюдаете различные рекомендации по развитию речевых способностей и средств коммуникации у детей.

- Расскажите, какие средства по развитию речи вы используете? Что вам советует логопед, дефектолог?

Родители выступают, обмениваются мнениями.

- Скажите, кто-нибудь из вас проводит с детьми логоритмическую гимнастику, артикуляционные упражнения для язычка? Как реагируют ваши дети? Все ли получается?

Родители выступают, обмениваются мнениями.

- Скажите, что-нибудь из вас использует карточки PECS? Каковы результаты их использования с неговорящими детьми?

Родители выступают.

- Для тех, кто не знает, я расскажу, что PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением. Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т. д., а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.

На первом этапе, как правило, педагоги советуют вводить первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т. к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой.

Освоение этих двух карточек значительно облегчит жизнь родителям и ребенку.

Если ребенок может произнести слово «нет» и «да» или показать жестом, карточки использовать не нужно.

Второй этап ввода карточек PECS — мотивационные предметы и действия ребенка.

Например: картинка с бутылкой воды. Нужно показать ребенку эту картинку и спросить: «Хочешь?», если да, то организовать обмен и озвучить название карточки. Далее ребенка следует ознакомить с другими обозначениями мотивационных предметов.

Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы.

Например: ребенок любит смотреть телевизор. Нужно показать подходящую картинку, сказать «телевизор», включить телевизор и еще раз показать картинку.

Третьим этапом обучения PECS будет набор карточек, которые точно обозначают события — расписание.

Расписание включает в себя несколько карточек определенной тематики, расположенные друг за другом в определенном порядке.

Это может быть расписание дня, похода в магазин, уборки, сборов в магазин, приема пищи и т. д.

Этот этап вводится при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит картинки с их значением.

- Сейчас я вам продемонстрирую карточки, а вы скажите, какому слову следует научить ребенка.

Пример: «расписание дня». Карточки следует распределить таким образом, чтобы занятия по программе были расположены сразу перед любимыми занятиями ребенка, такими как просмотр мультиков, прогулкой и т. д. Таким образом, ребенок будет понимать, что перед прогулкой ему нужно учиться.

Расписание можно использовать для развития ребенка в учебных целях. Взяв альбом или планшет нужно спросить: «Что у нас сейчас? А что будет потом?». В конце дня, когда все события из расписания дня закончились, нужно собрать карточки и пообщаться с ребё нком: «Что было в начале дня?», «Что было после занятий?», «Что ты делал после просмотра мультфильма?» и т. д.

- Теперь, уважаемые родители, давайте попробуем в группе пообщаться с помощью карточек PECS. Один из вас будет ребенком, другой взрослым. Попробуйте узнать у ребенка, что он хочет, а ребенок должен загадать определенное действие.

Родители работают в парах.

- Давайте осудим систему альтернативной коммуникации? Как вы думаете, подходит она для вашего ребенка?

Родители выступают, обмениваются мнениями.

- Теперь, уважаемые родители, поговорим о стимуляции мозжечка через использование системы физических упражнений.

У детей, занимающихся мозжечковой стимуляцией по системе Ф. Бильгоу, отмечаются следующие положительные результаты:

- усиление концентрации внимания;

-повышение выносливости, работоспособности на занятиях;

- улучшение памяти;

- развитие интеллектуальных способностей;

- синхронизация двигательных и умственных способностей;

- улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

- развитие пространственного восприятия и воображения;

- повышение уровня социальной адаптации;

Основным оборудованием для мозжечковой стимуляции является балансировочная доска Бильгоу.

После того, как дети овладевают навыками удержания равновесия и балансировки на доске, им предлагают выполнить несложные упражнения с помощью дополнительного инвентаря: разновесные мешочки, различающиеся также по цвету, наполнителю и размеру; планка, разделенная на цветные отрезки; мяч, закрепленный на резинке в виде маятника; доска обратной связи, разделенная на 9 секторов с соответствующими цифрами; набор резиновых мячиков.

- Посмотрите на картинку:

Упражнения на развитие эквилибристической реакции:

- Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.

- Можно использовать ОРТО пазлы, например, пройти по дорожке до доски, залезть на доску, выполнить упражнение, сойти и вернуться по массажной дорожке до необходимого места.

- Ребенок в положении сидя «по -турецки». Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.

- Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук – имитация плавания. Можно двумя руками поочередно.

- Вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди.

Давайте отработаем межполушарное взаимодействие в ходе выполнения кинезиологических упражнений.

Следующие упражнения поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж) и запускают речь у неговорящих детей :

- Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.

- Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми движениями).

- Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).

- «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

Давайте выполним упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга) :

- Игра «Звуковая тропинка» Нужно идти точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [У], наступать нужно левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы).

- «Перекрёстные шаги». Нужно пройти по болоту, поэтому идти нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке, делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот.

- «Хлопни, топни». Нужно прохлопать или протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание. А У А (хлоп, топ, хлоп) У А А (топ, хлоп, хлоп) Можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы.

- «Путаница». Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями, сопровождая проговариванием речевого материала.

- «Нос-ухо» Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

«Рука – колено»

И. п. – стоя, руки на поясе.

Коснуться правой рукой правого колена, выпрямиться.

Левой рукой – левого колена.

Когда движения рук станут четкими и координированными упражнение усложняется : левая рука касается правого колена и наоборот.

«Аист»

Аист вез из магазина на большой тележке груз: (Дети маршируют на месте)

Ананасы (пальцы сцеплены, апельсины (пальцы сжаты в кулачки)

Абрикосы (колечки) и арбуз (большой круг руками)

«Локоть – колено»

И. П. – стоя, руки на поясе.

Правый локоть касается правого колена, левый – левого.

После того как дети усвоят данное упражнение, оно усложняется : правый локоть касается левого колена и наоборот.

- Всем участникам мастер-класс мы раздадидм буклеты с кинезиологическими упражнениями.

- Давайте теперь поговорим о логоритмике.

Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми.

Первое предусматривает развитие неречевых процессов : совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

- Давайте выполним логоритмическое упражнение «Лягушки» (с палочками)

Сели дружно на лугу – стучим слева и справа палочками об пол

Зеленые лягушки- стучим основанием палочек друг о друга

Купались весело в пруду - стучим палочка о палочку и об пол

Забавные квакушки – стучим палочками одновременно по полу

Ква Ква Ква Ква-зеленые лягушки -стучим основанием палочек друг о друга

Ква Ква Ква Ква Ква Ква Ква - забавные квакушки - стучим палочками одновременно по полу

Очень хорошо способствуют развитию речи логоритмические распевки под музыку Железновой.

Давайте прослушаем одну и пропоем ее.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так и вот так

Он ушами шевелит.

Зайка серенький сидит

Хвостик зайка шевелит

(припев)

Зайка маленький устал,

Зайка маленький поспал

(припев)

Зайка маленький поспал,

Зайка лапоньки размял.

(припев)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапоньки погреть

(припев)

Зайке холодно стоять

Зайке надо поскакать

(припев)

Итак, уважаемые родители, сегодня мы узнали, о некоторых способах, которые помогут запустить речь у неговорящих детей, облегчить понимание, развивать и совершенствовать речевые навыки у ваших деток.

Вопросы родителей.

- Понравился вам мастер-класс?

Обмен мнениями.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как организовать изобразительную деятельность детей раннего возраста в домашних условиях» Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей ребенка, которые.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Консультация для родителей «Завязать и застегнуть». Способы развития мелкой моторики детейКонсультация для родителей «Завязать и застегнуть». Способы развития мелкой моторики детей Консультация для родителей: "Завязать и застегнуть"Дорогие родители! Завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Мастер-класс для родителей «Лепка в домашних условиях»Мастер-класс для родителей «Лепка в домашних условиях» Уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на нашем мастер-классе «Лепка в домашних условиях». Цель нашего мастер-класса – рассказать,.

Подвижные игры в домашних условиях в период самоизоляции для детей 5–7 лет и родителей Всех приветствую на своей страничке! Все мы, и взрослые, и дети в данный период самоизоляции вынуждены находиться дома, т. е. в ограниченном.

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.

Рекомендация для родителей «Вода бежит по дорожкам» в домашних условиях для детей 4–5 летРекомендация для родителей «Вода бежит по дорожкам» в домашних условиях для детей 4–5 лет Всем известно, что дети - это маленькие исследователи. Занимательные опыты развивают у детей любознательность, расширяют представление о.

Сидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 летСидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 лет Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период самоизоляции, когда вы с ребенком дома, самое время для совместного экспериментирования.

Сидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 лет Сидим дома с пользой! В период самоизоляции предлагаю вам материал для совместного экспериментирования. Всем известно, что дети - это маленькие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ «Способы запуска и развития речи у детей с ОВЗ в домашних условиях»
Опубликовано: 5 декабря 2021 в 16:40
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ «Способы запуска и развития речи у детей с ОВЗ в домашних условиях»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Сергеевна (УИ 156134) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД