Мастер-класс для воспитателей ДО «Использование кругов Эйлера для развития математических способностей у дошкольников»

Чередниченко Маринаma
Мастер-класс для воспитателей ДО «Использование кругов Эйлера для развития математических способностей у дошкольников»

Мастер-класс для воспитателей дошкольных учреждений города Свердловска на тему «Использование кругов Эйлера для развития элементарных математических представлений у дошкольников»

Разработано воспитателем ГДОУ ЛНР «Ясли-сад №9 «Журавушка» Чередниченко М. В.

Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами будем упражняться в определении множества предметов с помощью кругов Эйлера.

Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в восемнадцатом веке, и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных направлениях. Учитывая простоту и наглядность кругов Эйлера, мы их используем в детском саду как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Основной целью игр с кругами является освоение умения классифицировать множества по двум или нескольким свойствам.

Задачи использования кругов Эйлера в работе с детьми:

1. Формировать представление о математических понятиях (кодирование, кодирование со знаком отрицания).

2. Развивать логическое мышление.

3. Развивать представление о множестве, операции со множествами (сравнение, классификация).

4. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

5. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью, в том числе ив целях запоминания.

6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Этапы организации игр и упражнений с кругами в младшем (среднем) возрасте.

1. Работу с кругами необходимо начинать со второй младшей группы, используя в работе один круг. Дети совместно с педагогом определяют признак предмета и выбирают соответственно карточку с символом, на которой обозначен данный признак (цвет, форма, размер) и располагают ее в круг, проговаривая их признаки.

2. В средней группе используются уже два не пересекающихся круга, при этом педагог должен учитывать уровень развитие дошкольников.

Этапы организации игр и упражнений с обручами в старшем возрасте.

В старшем возрасте предлагаются игры и упражнения с двумя пересекающимися кругами.

В подготовительной к школе группе вводятся более сложные игры и упражнения с использованием уже трех пересекающихся между собой кругов.

1. Дети совместно с педагогом определяют признаки предметов и выбирают соответственно карточки с символами, на которой обозначены

данные признаки (цвет, форма, размер, толщина) и располагают ее в круге. Дети самостоятельно раскладывают предметы в круге, соотнося их по признакам.

2. Педагог обращает внимание детей, что в пересечение двух обручей образовалось новое множество. Дети проговаривают признаки тех предметов, которые будут располагаться в данном множестве.

Для того чтобы реализовывать индивидуальный подход, целесообразно организовывать работу с учетом трех уровней развития детей (низкий, средний, высокий).

Сейчас я познакомлю со схематическими карточками кодирования, которые обозначают признаки предметов.

Когда дети научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не», который в рисуночном виде выражается перечеркиванием крест- накрест соответствующего кодирующего рисунка.

А сейчас мы с вами немного практически поупражняемся с кругами Эйлера. В отечественной литературе занятия с кругами называются игры с множеством.

У вас есть разнообразные наборы карточек, два круга одинакового размера, но разные по цвету и один круг маленький.

1. В первом задании мы будем работать с набором карточек «фрукты и овощи». Положите перед собой два круга, положите карточки так, чтобы в одном круге были фрукты, а в другом -овощи (непересекающиеся круги). А теперь определите, сколько получилось множеств и расскажите о них (круги лежат рядом, в одном круге–множество фруктов, а во втором–множество овощей; получилось два множества.)

2. А сейчас будем работать с набором карточек «игрушки и транспорт». Разложите карточки так, чтобы в одном круге были все игрушки голубого цвета, а в другом–транспорт (пересекающиеся круги, на пересечении- машина).Озвучьте, сколько и каких множеств получилось при выполнении этого задания (круги лежат с пересечением, в одном круге множество игрушек голубого цвета, во втором круге- транспорт, машинка оказалось на пересечении кругов, потому что это транспорт и она голубого цвета; получилось три множеств

А сейчас упражнение для очень внимательных.

3. У вас есть набор карточек с фруктами, овощами и продуктами питания. Разложите карточки так, чтобы в одном круге лежала вся растительная пища, а в маленьком круге только фрукты (один круг вложен в другой).Сколько множеств получилось при выполнении этого задания? (в большом круге находится маленький круг, в большом круге множество овощей, так как это растительная пища, а в маленьком - множество фруктов, и это тоже растительная пища; за кругами лежит множество остальных продуктов питания,которые не относятся к растительной пище и фруктам; получилось три множества).

А сейчас вы будете работать со схематическими кодовыми карточками, обозначающими признаки предмета.

1. У вас есть набор геометрических фигур и набор кодовых карточек, обозначающих признаки предмета. Положите перед собой оранжевый круг, в него положите кодовую карточку обозначающую красный цвет. Расположите геометрические фигуры так, чтобы в круге были фигуры соответствующие кодовому знаку. Расскажите о получившихся множествах (внутри круга лежит множество красных геометрических фигур, потому что они соответствуют кодовой карточке, за кругом расположили все остальные фигуры; получилось два множества).

2. Сейчас вы будете работать с набором карточек дикие и домашние животные и кодовыми карточками, обозначающими этих животных. В оранжевый круг положите кодовую карточку, которая обозначает домашних животных, а в белый круг положите отрицающую кодовую карточку. А теперь расположите карточки так, чтобы они соответствовали кодовым карточкам. Расскажите о полученных множествах (в оранжевом круге карточки с домашними животными, потому что они соответствуют кодовой карточке, в белом круге множество диких животных, потому что они соответствуют кодовой карточке; за кругом все остальные – не домашние и не дикие животные, а множество птиц. Получилось три множества).

Подведем итог. Что мы сегодня с вами рассмотрели? Чем занимались? (Действия, которые можно производить с множествами, получили советы по организации образовательной деятельности детей. Используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты, с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, умение сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы, строить логические цепочки, рассуждать).

Полученные умения и знания детей в дошкольном возрасте в работе с кругами Эйлера, в развитии логического мышления при решении задач будут служить фундаментом для успешного обучения в школе.

Насколько вам понравилась эта технология, ее разнонаправленность? Будете ли вы использовать круги Эйлера в практике работы?

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Дидактическая игра «Одежда» с использованием модели «Кругов Эйлера». Вторая младшая группаДидактическая игра «Одежда» с использованием модели «Кругов Эйлера». Вторая младшая группа Сегодня я хотела бы показать Вам как мы с моей напарницей внедряем в нашей группе использование такой модели работы как «Круги Эйлера».

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детейИспользование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей ДО «Использование кругов Эйлера для развития математических способностей у дошкольников»
Опубликовано: 20 февраля 2020 в 19:37
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 апреля. День высшего пилотажа на МААМ

5 апреля отмечает свой день рождения основанная на подмосковной авиабазе в Кубинке группа высшего пилотажа «Русские витязи». Многие из нас видели их выступления не только по телевизору. С 1991 года, когда...

5 апреля. День скворечника на МААМ

Весной из далеких южных стран возвращаются на родину наши пернатые соседи, вестники весны — скворцы. Оказавшись дома, они приветствуют родные леса, луга и поля звонким пением, присматривают себе домик для...

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Травница»
Кукла Травница была одним из самых популярных оберегов у славян – защитницей здоровья и хорошего сна. В куклу помещали как один вид трав, так и сбор из...
Фотоотчёт интегрированной НОД по речевому развитию на тему: «Весна»
Доброе время суток, дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт интегрированной непосредственно образовательной деятельности на тему: "Весна". В...
Рецепт постных булочек «Розочки»
Рецепт булочек «Розочки». Заканчивается пятая неделя Великого поста. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. Вот я решила сделать...