Получи документы

Мастер-класс для воспитателей «Использование мнемотехники для развития речи дошкольников»

Людмила Сорокина
Мастер-класс для воспитателей «Использование мнемотехники для развития речи дошкольников»

МДОУ «Косолаповский детский сад «Ромашка»

Мастер-класс на тему :

«Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель

Сорокина Людмила Витальевна

Косолапово

Октябрь 2019г.

Цель:

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Использование мнемотехники для развития речи дошкольников“» размещена в разделах

- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации ;

Задачи :

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста ;

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников;

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

- дать понятие мнемотехники,раскрыть актуальность,познакомить с особенностями,принципами технологии,этапами работы ;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование :

Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемотаблица для составления описательного рассказа, 5 лепестков-мнемодорожек для отгадывания пословиц, мнемотаблица для пересказа сказки.

Практическая значимость :

данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты :

- получение педагогами представления о мнемотехнике ;

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Форма проведения :

Педагоги,без участия детей.

Сообщение и практическая работа.

«Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

с картинками и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе.

Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Пришли вы на мастер-класс, а сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Но как быть нам тогда?

Проблемы детей решать нужно всегда? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас тогда:

Активными все будете? (Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я использую приём мнемотехники.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс

запоминания информации.

Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику (просто тогда мы не знали, что это так называется) для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Для запоминания падежей русского языка -Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

В геометрии — Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам.

Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!

Что такое мнемотехника

Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:

-Развивать связную речь.

-Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.

-Обучать детей правильному звукопроизношению.

-Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

-Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Суть мнемотехники заключается в следующем : на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью :

• Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д

• Заучивания стихов, потешек;

• При отгадывании и загадывании загадок;

• При пересказе текстов;

• При составлении описательных рассказов

Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий

• Отгадывание загадок

• Проговаривание чистоговорок

• Проговаривание скороговорок, заучивание потешек.

А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.

Этапы работы над стихотворением:

- Сначала я выразительно читаю стихотворение.

-Сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

-Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.

-Выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.

-Читаю отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

-Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

-Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

( Стихотворение : «Ветер по полю летал…» мнемотаблица к стих-ю)

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком.

На начальном этапе я предлагала готовые план – схемы.

Мнемотаблицы рисовали : сам педагог (готовая форма) ; дети совместно со мной; самостоятельно дети.

А сейчас уважаемые воспитатели я предлагаю вам составить мнемотаблицу к след. стихотворению:

В руки фрукты мы берем

И в корзинку их кладем:

Слива, персик, апельсин,

Груша, киви, мандарин

Для этого перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т. д. Наше стихотворение «нарисовано» ,мнемотаблица готова. А теперь,гляля на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена,что вы согласитесь со мной,если скажу,что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово,но и образ.

Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете овощь или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак. (Педагоги по мнемотаблице описывают овощь или фрукт). Так же можно поиграть по схеме животные, профессии, и т. д.

Что это? Цвет Форма

Вкус Где растёт? Каков на ощупь

Что можно приготовить

Размер

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.

Мнемозагадки - это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам,описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки.

Сейчас вам предлагаю нарисовать мнемотаблицу к загадке :

«Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает»

Расшифруйте пословицы:

«Семь раз отмерь,один раз отрежь»

7 1

«Под лежачий камень вода не течёт»

«Любишь кататься,люби и саночки возить»

«Яблоко от яблони недалеко катится»

При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица сказкам. Попробуем отгадать, какая сказка изображена на таблице? (Мнемотаблицы к сказкам : «Заюшкина избушка», «Репка», «Маша и медведь», «Рукавичка», «Два жадных медвежонка»)

(Педагоги отвечают).

Итак, мнемотехника :

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы :

- Сегодня я узнала.

- Было интересно.

- Было трудно, но.

- Я поняла, что.

- Теперь я могу.

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!

Публикации по теме:

Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Консультация для родителей «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» При работе с детьми, педагоги могут отметить, что некоторые дети без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, они плохо воспринимают.

Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста" Воспитатель Захарова.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители.

Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей» Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных приёмов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи» МДОУ № 21 «Ласточка» Мастер-класс на тему «Использование нетрадиционных приёмов и материала для развития мелкой моторики как стимула.

Презентация «Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго.

Использование мнемотехники в развитии связной речи младших дошкольников Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и как мы применяем в работе эту технологию для развития связной речи детей. Слайд Мнемотехника.

Опыт работы «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Использование мнемотехники для развития речи дошкольников»
Опубликовано: 6 октября 2019 в 23:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД