Дарья Шевлягина
Мастер-класс для воспитателей «Кодирование и декодирование информации»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие логического мышления путём использования приёмов кодирования и декодирования информации»
Китайская поговорка гласит
"услышал - забыл,
Увидел - запомнил,
сделал - понял"
Слайд 1.
Добрый день, дорогие коллеги.
Слайд 2.
Сегодня я хочу поделиться с вами своими наработками и приёмами обучения дошкольников кодированию и декодированию информации. Я надеюсь, что вам это будет интересно, познавательно и вы сможете не только применять мои наработки в образовательном процессе. Но и разовьете на их основе свои методы и приёмы и как результат - повысите свои компетенции.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Кодирование и декодирование информации“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Слайд 3.
Как только человек появляется на свет, он начинает получать информацию через органы чувств: слышит звуки человеческой речи, видит лица родных, предметы вокруг, учится различать смысл жестов и выражения лица мамы. Потом, подрастая, он узнает цифры, буквы, учится считать и читать.
Как вы знаете, информация бывает - звуковая (музыка, шумы, речь, графическая (рисунки, текстовая (все, что написано буквами, числовая (цифры, математические записи, мимика и жесты.
Слайд 4.
Когда мы пишем, мы кодируем информацию с помощью символов, называемых буквами. Система такого кодирования нам хорошо известна - это обыкновенная азбука.
Можно кодировать звуки в виде нот, изображения - в виде растров. Все что нас окружает, состоит из кодов - символов.
Слайд 5.
Что же такое код?
Код - это набор символов.
Кодирование - это процесс представления информации в виде кодов.
Декодирование - это процесс обратный кодированию.
Для чего же нужно кодирование? Кодирование используют с целью передачи, сжатия или засекречивания информации.
Слайд 6.
Кодирование и декодирование мы применяем на всех занятиях:
Формирование математических представлений – в виде схем, графические диктанты, при решении логических задач, моделирования примеров;
Развитие речи – решение кроссвордов, ребусов, составление предложений по схемам,
заучивание стихотворений по схемам, знакам;
Ознакомление с окружающим миром - моделирование информации об окружающем мире;
ИЗО – схемы рисования и лепки животных, растений и т. д.
Слайд 7.
Этапы работы с детьми по декодированию и кодированию информации проходят по принципу - от простого к сложному.
На первом этапе дети учатся читать предложенные им символы.
Постепенно усложняя задачу, дети сначала учатся совместно со взрослым выбирать символы и кодировать информацию. А затем и самостоятельно придумывать загадки.
Постепенно навык кодирования отрабатывается во всех видах деятельности.
Например: простейшая таблица замещения предмета символом. Ёжик – это круг, заяц – квадрат и т. д.
Слайды 8, 9, 10, 11.
Придумайте самостоятельно задание по картинке для второй младшей группы, для средней, для старшей.
Слайд 12.
Подрастая, дети узнают цифры, буквы, учится считать и читать. И можно уже использовать Числовую кодировочную таблицу, где каждой букве соответствует её порядковый номер.
Например: Б -02, Т – 20 и т. д.
Вопрос: Какой вид информации мы перекодируем в какой?
Слайд 13.
Пример задания. Имена детей закодированы числовыми символами. С помощью кодировочной таблицы раскодируйте имя 2 ребенка? последнего ребенка?
Слайд14.
А теперь, я предлагаю вам побыть детьми подготовительной группы на занятии по математике.
Мотивационный момент такой: Мы находимся в Центре Управления Полетами. В Космическом пространстве терпит бедствие межгалактический корабль с неизвестной планеты. Нас просят о помощи. В нашем распоряжении есть карты звездного неба. Планшетки и данные о местоположении планеты. (13; 8)
Чтобы определить с какой планеты прилетел корабль, нам необходимо вставить космическую карту в планшетку так, чтобы нижний левый угол карты совпал с местом пересечения линий на планшетке. Это и будет местом отсчета. Первые шаги делаем вправо, отсчитывая 13 клеточек. Далее поднимаемся вверх на 8 клеточек. В этой точке и находится неизвестная планета.
Давайте посмотрим, как она называется. ()
Для того чтобы узнать название планеты нам необходимо воспользоваться кодировочной картой. Итак, название планеты Оригана.
Молодцы. Вы справились с заданием. Чему мы учились, работая в ЦУПе? Что было трудно, непонятно? Что заинтересовало?
Слайд 15.
Ну а сейчас, предлагаю вам самим придумать задания для аппонентов.
У вас есть картинки с изображением детей. Выберете любого ребенка, придумайте ему имя и закодируйте. Затем закодируйте его очередность с помощью планшеток. Точка пересечения должна находиться на изображении ребенка. Обменяйтесь посланиями с символами и отгадайте имя ребенка.
Совершенно верно. Теперь я вижу, что вы поняли, как пользоваться кодировочными таблицами и планшетками. Мне было очень интересно и приятно работать с вами. Для меня, как для мастера сегодняшнего мастер-класса очень важно ваше мнение. Поэтому прошу высказаться о моем мастер-классе. Что понравилось? Что непонятно? Будете ли вы использовать продемонстрированные мной приемы?
Там где нет "ломания" головы, где нет усилия, известного напряжения, называемого поиском решения, там нет и мышления.
Развивая интеллектуальные способности детей, я учу их ориентироваться и целенаправленно действовать в новой нестандартной ситуации; воспитываю и развиваю у них умение нестандартно мыслить.
Кодирование и декодирование информации является одним из приемов интеллектуального развития и обучения детей.