Лучший педагог года

Мастер-класс «Формирование познавательного интереса младших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Татьяна Бубнова
Мастер-класс «Формирование познавательного интереса младших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»

ПЛАН – ПРОГРАММА мастер-класса

по теме «Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Категория

участников: Педагоги МАДОУ «Детский сад № 6»

Цель мастер-класса : Распространение педагогического опыта по организации опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста

посредством игрового взаимодействия

Публикация «Мастер-класс „Формирование познавательного интереса младших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности“» размещена в разделах

Задачи мастер-класса : • Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по формированию познавательного интереса у младших дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности.

• Вовлечь участников мастер – класса в совместную деятельность для освоения педагогического опыта.

• Активизировать потенциал педагогов, дать возможность использования педагогического опыта в профессиональной деятельности.

Организация мастер – класса :

Виды деятельности с участниками мастер-класса Регламент работы (временной период) Продукт деятельности, включая участников

I.Актуализация. Постановка проблемы. (Эл. обр. ресурс)

Доброе день, уважаемые коллеги!

Мы рады встрече с вами на мастер-классе :

«Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности».

«Познание начинается с удивления»

Аристотель. (слайд 1)

«Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний».

Н. Н. Поддьяков.

Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяет ребенку удивляться, узнавать окружающий мир, формирует познавательной интерес.

(слайд 2)

1 мин

II.Тренинг /разминка (активизация деятельности)

Структура детского экспериментирования

Дискуссия:

От чего может исходить тема эксперимента? (слайд 3)

- от интереса детей;

- от календарного планирования;

- от наблюдений;

- после чтения литературы;

- рассматривания книг, иллюстраций, энциклопедий;

- от сказочного персонажа;

Какова структура детского экспериментирования (слайд 4)

Выберите правильный вариант.

Вариант 1.

• постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

• целеполагание

(что нужно сделать для решения проблемы);

• выдвижение гипотез

(поиск возможных путей решения);

• проверка гипотез

(сбор данных, реализация в действиях);

• анализ полученного результата

(подтвердилось – не подтвердилось);

формулирование выводов.

Вариант 2.

• Выдвижение гипотезы

• Проверка предположения

• Целеполагание

• Проблемная ситуация

Формулировка вывода

• Новая гипотеза (если предположение не подтвердилось)

Чтобы заинтересовать детей, привлечь к экспериментированию используем мотивацию

(слайд 5)

Что используется для положительной мотивации деятельности :

- тайна, сюрприз;

- мотив помощи (помоги утятам, котятам и т. д.)

- познавательный мотив (почему так произошло)

- ситуация выбора (как догадались, почему одни плавают, а другие нет) 3 мин

Мотивация к деятельности

III.Учебная информация (идея, основные моменты педагогического опыта) (слайд 6)

В нашей группе созданы условия: лаборатория, в которой размещены различные материалы и предметы для проведения опытов и экспериментов :

- природные материалы

- бросовый материал

- прозрачные, непрозрачные сосуды, ведерки, воронки)

- технические материалы

- медицинские материалы

-дополнительное оборудование (контейнеры, детские фартуки, схемы)

- для развития познавательной активности создаются выставки, коллекции, гербарии.

- игровое оборудование, пластмассовые игрушки, игры на магнитной основе.

Работа в детской лаборатории начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином – дедушкой Знаем. (слайд 7)

Кроме дедушки Зная в лаборатории живет его внук «Почемучка».

Дедушка Знай и Почемучка рассказывают экологические сказки, показывают забавные опыты и заинтересовывают детей каким - либо вопросом, предметом - для того, чтобы вызвать у них познавательный интерес.

Иногда Дедушка Знай не дает ответы на детские вопросы, а предлагает спросить у мамы или папы, и затем рассказать всем ребятам или нарисовать ответ вместе с родителями.

После окончания работы в лаборатории, дети самостоятельно убирают рабочее место, помогают дедушке Знаю подготовить лабораторию к следующему посещению.

Уважаемые коллеги!

Дедушка Знай приглашает желающих в лабораторию. Он приготовил для Вас:

Экологическую сказку: «Жил – был Прудик».

Задачи. Исследовать влияние на воду природного материала. Исследовать причины загрязнения воды. (Эл. образовательный ресурс)

3мин

IV Практикум. Активная деятельность участников. Обмен мнениями.

Алгоритм организации эксперимента. (слайд 8)

• Создать условия для проведения опытов и экспериментов (место проведения)

• Выбрать тему эксперимента (по интересам, по темам, по наблюдениям)

• Подготовка материала (красочный, удобный, в соответствии с темой)

• Использование мотивации.

• Проведение эксперимента.

Материал для экспериментов:

2 таза – прудики с чистой водой, камешки, галька, ракушки, сухие листья, фантики от конфет, песок, стаканчики с грязной водой, простые карандаши, карточки с рисунками, схемы правил безопасности, фартуки и нарукавники.

Уважаемые педагоги, предлагаю вам поиграть, чтобы превратиться на несколько минут в детей.

«Хлопни, топни, повернись, в ребятишек превратись!»

Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Ребята, давайте вспомним с вами правила безопасности при проведении опытов с водой (показ схемы).

А теперь оденьте, пожалуйста нарукавники и внимательно слушайте дедушку Зная.

Экологическая сказка. (слайд 9)

«Жил – был прудик, а в нем плавали золотые рыбки. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер. Подуйте на воду в тазик так, как это делает ветер. Что стало с водой?

В Прудик попали мелкие камешки, галька, листья с деревьев, песок. Бросайте в воду камешки, гальку и наблюдайте, как на воде образуются круги. Где оказались камешки?

Насыпьте в воду песок и подождите некоторое время. Что стало с песком? Осталась ли вода прозрачной? Что происходит с листьями в воде?

Стих ветер, и Прудик засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем теперь есть не только золотые рыбки, но и песок, камешки, листья. Почему Прудик засмеялся?

(слайд 10)

Выглянуло солнышко, и Прудик засмеялся еще сильнее.

В это время мимо проходили дети. Они смеялись и ели конфеты. А фантики бросали прямо в воду. А потом к Прудику подошел какой-то человек и вылил в него грязную воду.

Бросьте в таз фантики и вылейте в него окрашенную воду. Что стало с водой? Где в ней находятся фантики? Видны ли теперь камешки, ракушки в пруду?

Прудику сделалось плохо. От грязи вода стала мутной, и он загрустил.»

Подумайте, что нужно делать, чтобы Прудику было хорошо?

Как правильно вести себя на природе у воды, чтобы ее не загрязнять?

Возьмите карточки и зачеркните рисунки тех предметов, которые нельзя кидать в воду. Эти рисунки вы покажете своим друзьям и расскажете, как важно не загрязнять воду.

1. Вода - это, что всем жизнь нам дает

Что силы и бодрости нам придаёт

(пальцы сцеплены в замок – сжимать и разжимать пальцы).

2. Кристально чиста или очень грязна

В любом состоянии полезна она

(Расцепить пальцы, ладони врозь, пошевелить пальцами).

3. Где водится грязь, там лягушки живут

Для них лишь в болоте покой и уют

(поочередно сжимать и разжимать кулачки).

4. Для нас же вода должна чистою быть

Чтоб мы не боялись и мыться, и пить.

(пальцы сцепили в замок, локти развели в стороны, волнообразные движения руками).

5. Давайте же воду все будем беречь

(сложить из ладошек домик).

6. Иначе закончиться может вода

И жизнь на планете затихнет тогда.

(сложить кулачок в кулачок).

Дедушка Знай прощается с вами, а мы будем с нетерпением ждать его новых сказок. (слайд 11)

Давайте снова поиграем: «Хлопни, топни, повернись- в педагога превратись!»

10 мин Алгоритм организации эксперимента

V. Рефлексия: краткое описание методов, средств, приемов. (слайд 12)

Несколько важных советов:

1. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.

2. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели.

3. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.

4. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете.

5. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.

6. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям, родителям.

7. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Рефлексия. (слайд 13)

Полезна ли была вам информация мастер – класса?

Если да – поднимите «улыбочки;

Если нет – поднимите «грустные личики»

Мы будем рады, если данный мастер – класс был для вас полезен и интересен.

Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.

Публикации по теме:

Формирование познавательного интереса к математике посредством дидактических игр Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры.

Развитие познавательного интереса у младших дошкольников на основе представлений о природе Цель: 1. Ознакомить с явлениями неживой природы, представителями животного и растительного мира, проводить их сравнительный анализ, устанавливать.

Мастер-класс для воспитателей по опытно-экспериментальной деятельности «Лягушка-путешественница» Цель: создание условий для повышения уровня знаний и умений педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи:.

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Приключения Лунтика на Земле» Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Развитие познавательного интереса, любознательности у младших дошкольников посредством ознакомления с сенсорными эталонамиРазвитие познавательного интереса, любознательности у младших дошкольников посредством ознакомления с сенсорными эталонами Тема: «Развитие познавательного интереса, любознательности у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с сенсорными эталонами.

Опыт работы «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников посредством экспериментирования»Опыт работы «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников посредством экспериментирования» МБДОУ «Детский сад №47» Ленинградская обл., Гатчинский р-он. Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у старших дошкольников.

Презентация «Экологическое воспитание младших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности» Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты: • разнообразные циклы наблюдений в повседневной.

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством ознакомления с природой и проектной деятельности «Мир, окружающий ребенка- это прежде всего мир природы, с бесконечными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Формирование познавательного интереса младших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Опубликовано: 15 февраля 2018 в 20:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД