Мастер-класс «ИКТ и игра» и использование роботов Bee-Boot в работе с детьми

марина покаляева
Мастер-класс «ИКТ и игра» и использование роботов Bee-Boot в работе с детьми

Мастер-класс «ИКТ и игра»

О чем мечтают дети,

На всей, на всей планете?

Мечтают путешествовать,

И новый мир познать,

Простых вещей основу,

И таинства узнать!

Добрый день уважаемые коллеги мы рады приветствовать вас на секции «ИКТ и ИГРА»

Всем известно, что в жизни существует эволюция техники, эволюция природы, все меняется, все развивается, все эволюционирует.

Информационно-коммуникационные технологии, игра и игрушки: что может быть общего?

Игрушка — предмет, предназначенный для игры. Известно, что первые игрушки начали делать ещё первобытные люди. Первой страной, в которой появились погремушки-трещотки, был Египет. А вот в России до XVIII века игрушка называлась «потеха», «потешка» - это были деревянные фигурки лошадей, козочек, птичек.

История игрушек будет продолжаться до бесконечности, ведь без них нет детства, они просто необходимы каждому ребенку для правильного развития и восприятия мира. Игрушки изменяются, совершенствуются, но их актуальность не утратится никогда.

Информационно-коммуникационные технологии – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в производство игрушек обогатило мир детей, игрушками, которые могут говорить, петь и танцевать.

Мы создали для наших ребят много электронных игр, пособий, и решили порадовать их такой новой игрушкой, а именно познакомить их с полифункциональной программируемой игрушкой мини -роботом Bee-Boot «Умная пчела»

Сегодня я расскажу вам о возможностях применения в работе с дошкольниками этого мини-робота.

Игрушка «Умная пчела» представляет собой мини компьютер, а в настоящее время компьютер — это и дидактическое средство с весьма широкими возможностями, и средство повышения эффективности образовательного процесса.

Наши малыши растут, прогресс движется быстрыми темпами, и наша задача подготовить воспитанников к их будущей работе в информационном обществе,ведь им будет необходимо:

- хорошо владеть разными типами прикладных программ;

- уметь самостоятельно осваивать программные продукты, выбирать адекватный инструмент под задачу;

- иметь поставленную дисциплину ума (алгоритмическое мышление, системный подход) и дисциплину действий (работа по инструкции, планирование, выполнение и презентация работ, коллективные работы).

Для достижения этого ребенок под руководством педагога должен пройти ряд этапов. Один из основных этапов на этом пути – это формирование умения составлять алгоритмы.

Алгоритм — точная конечная последовательность действий исполнителя, которая приводит к получению искомого результата.

Вид алгоритма, да и сама возможность его написания зависят от исполнителя (это может быть и человек, и автоматическое устройство, а также от типа решаемой задачи. Поэтому все алгоритмы делятся на линейные, разветвляющиеся и циклические.

Линейный алгоритм — алгоритм, в котором каждое действие выполняется однократно последовательно друг за другом. (моем руки)

Разветвляющийся алгоритм — алгоритм, в котором та или иная последовательность команд выполняется в зависимости от истинности некоторого условия.

Циклический алгоритм — алгоритм, в котором подряд идущая группа команд выполняется многократно.

Лучшим средством познания и обучения для дошкольников является игра. Именно она способна превратить не всегда лёгкий процесс обучения детей в динамичное, увлекательное действо.

Использование мини-роботов дает возможность воспитанникам манипулировать осязаемыми объектами и экспериментировать с ними в реальных ситуациях.

Но прежде чем мы стали использовать мини-роботами «Умная пчела» в работе с детьми мы

• сами играли, изучили инструкцию, возможности робота, провели с педагогами мастер-класс по этой теме.

• Так же мы провели мастер –класс с родителями.

• Перед каждой игрой с роботами, мы готовим игровую площадку, поля, сопутствующие атрибуты. Площадка должна быть достаточной площади и иметь гладкую, без трещин и бугорков, поверхность.

• Всегда при знакомстве детей с чем-то новым у них необходимо создать ситуацию успеха. Если у малыша не получилось с первого раза точно выполнить задание, помогаем ему спланировать маршрут, добиться положительного результата, что бы в следующий раз ему еще захотелось играть.

• И самое главное, игры с роботом-пчелой мы проводим в комплексе с другими развивающими и обучающими занятиями. Стараемся, сделать игровые поля, в соответствии с тематическим планированием. Только в этом случае, возможно, получить положительный эффект.

В процессе работы с мини-роботом «Умной пчелы»мы учитываем принципы:

- принцип системности. Работу мы планируем проводить в течение всего учебного года, при гибком распределении содержания, в неразрывной последовательности так, чтобы все знания и умения, полученные детьми в процессе работы, закреплялись в регулярной и систематической дальнейшей деятельности.

- принцип доступности. Мы подбираем задания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их развития.

- принцип о простого к сложному (программирование в несколько ходов, программирование с остановками и с обратным ходом);

- принцип наглядности

- принцип интерактивности.

Если сказать в нескольких словах, то весь процесс работы с роботом состоит в том, что мы вместе с детьми занимаемся разработкой заданий для устройства и назначаем ему пути передвижения. В дальнейшем дети это начинают делать самостоятельно. Но это только на первый взгляд все просто.

Чему же учит ребенка работа с роботами?

Первое, это дети учатся составлять алгоритмы, знакомятся с основами программирования (задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания). У детей развивается воображение, пространственная ориентация, они учатся планировать. С помощью специально подготовленных полей, у детей расширяются знания об окружающем мире. Происходит закрепление знаний по грамоте, математике, развития речи при использовании тематических полей. Таким образом, мы видим, что использование в педагогической практике мини-робота Bee-Bot будет способствовать решению многих задач всестороннего развития ребенка-дошкольника, повышению качества образовательного процесса, что соответствует целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, которые обозначены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

(В процессе игры с умной пчелой, у детей происходит развитие логического мышления,

мелкой моторики,

коммуникативных навыков,

умения работать в группе,

умения составлять алгоритмы,

пространственной ориентации,

словарного запаса,

умения считать)

Обучение детей с использованием мини-робота «Bee-bot» мы проводим поэтапно.

Самое первое, мы знакомим детей с «Умной пчелой», рассматриваем ее, рассказываем зачем нужны кнопки, показываем, что она умеет делать. И конечно не забываем о правилах безопасности в обращении с ней.

Затем учим детей ориентироваться на плоскости или закрепляем, уже имеющиеся у них умения. Если они это хорошо знают, то малышей знакомим с тем, что робот передвигается вперед, назад, вправо, влево. Начинаем с одного-двух ходов. Усложняем игровые задачи за счет постепенного увеличения количества ходов «пчелы» по игровому полю и подключения поворотов. (показать простое поле)

Следующий этап – подключение речи. На этом этапе дети проговаривают свои действия, используя громкую речь.

Потом мы с ребятами играем в игру, «Что, кого я загадала», учим детей видеть пути передвижения робота. Мы, взрослые, задаем программу роботу, проговаривая ее громко, четко вслух. А дети представляют, что «пчелка» перелетает по игровому полю. Этот путь они проделывают только взглядом или пальчиком, просчитывая маршрут, и говорят до какого объекта дошла пчела. Затем проверяем, пустив робота, кто оказался прав.

Далее ребят учим «читать» программу, которая уже записана на карточке с помощью стрелок и потом самостоятельно записывать программу на листе бумаги и по ней программировать «умную пчелу». На этом этапе мы подводим ребят к моделированию пространства с помощью графического знака, т. е. все движения, которые будет выполнять робот, дети кодируют символически.

И на заключительном этапе дети сами, взглядом просчитав путь, задают роботу программу, пути передвижения.

Для обыгрывания различных образовательных ситуаций с роботом Bee-botсуществуют специальные тематические коврики:

Коврик «Остров сокровищ» выполнен в виде пиратской карты.

Коврик «Цвета и формы». Развивает познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины.

Коврик «Ферма» знакомит детей с жизнью на ферме, разными видами животных и сельскохозяйственных культур.

На коврике «Город» можно составлять несложные программы для мини-робота с использованием дорожных знаков.

Самый вариативный коврик, это базовый. На нём нет изображений, но он разделён на сектора. Один сектор, это 1 шаг пчёлки. Возможности этого коврика безграничны, он позволяет решать образовательные задачи по любой тематике.

Программируемый робот сохраняет в памяти серию команд (игрушка обладает памятью на 40 шагов, что позволяет создавать сложные алгоритмы) и последовательно их выполняет.

Он предназначенный для использования детьми от 4 до 7 лет.

Развивающая игрушка может быть использована, как в индивидуальной, так и в групповой работе. Полифункциональность

Лого робот может быть сам героем игры, а может быть инструментом, с помощью которого решается поставленная перед ребенком задача (в ходе программирования лого робота).

«Умная пчела» оптимизирует процесс интеграции образовательных областей

Повышает эффективность диагностики детей дошкольного возраста

- Их можно использовать во время игры, как часть занятия, развлечения.

«Умная пчела» может использоваться как в индивидуальной, так и групповой деятельности, как часть занятия, и как самостоятельная игра.

Групповая форма работы позволяет работать с небольшим количеством детей, и объединять их в группы. Например, по уровню развития, по возрасту, по половому признаку и т. п. Это индивидуальная работа осуществляется педагогом. Так же группы могут образовываться по желанию или случайному выбору. Чаще всего организуется, как и работа в парах, во второй половине дня.

Дошкольники играют с игрушкой-роботом первоначально под руководством взрослого. А затем, когда они освоят приемы управления роботом, игра может принимать самостоятельный характер. В этом случае педагог только наблюдает и при необходимости корректирует ход игры, улучшает эффективность работы, учебного процесса, а также делает его разнообразным и повышает интерес. Дети очень любят объединяться в группы. Таким образом, можно разрешить конфликт между ребятами или улучшить взаимоотношения. В нашем случае такая форма применяется как на занятиях, так и во время самостоятельной работы дошкольников. В процессе занятия группы формирует педагог, во втором случае - самостоятельно дети. Работая группами, можно закреплять практические навыки работы с игрушкой. Например, каждая группа получает свое задание и выполняет его совместными усилиями. В процессе самостоятельной деятельности мальчики и девочки составляют задания сами, педагог наблюдает и корректирует деятельность малышей, если в этом возникает необходимость.

Парная форма работы предполагает работу детей в паре. Это очень объединяет детей, учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение. Пары можно формировать по желанию детей или по желанию педагога. В помощь слабому воспитаннику, можно дать ребенка посильнее. По нашему мнению, данную форму работы целесообразно использовать во время работы кружка или при работе над личными проблемами дошкольников. Планируется подобная работа во второй половине дня. Ее продолжительность зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка, но не превышает 20 минут.

Индивидуальная работа предполагает наличие индивидуального подхода к обучению и воспитанию дошкольника, который нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. Такой подход является обязательной частью педагогического процесса, так как помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению формируемыми навыками.

Перед педагогом, работающим с коллективом детей организация индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед ним, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Место организации игры является важной составляющей ее эффективности. С «Умной пчелой» можно играть в помещении, например, в групповой комнате. Но не обязательно за столом. Поверхность стола не дает возможности маневра и длинных маршрутов, другими словами, игрушка падает со стола. Можно расположиться с роботом на ковре или просто на полу.Непременно следует соблюсти одно условие: поверхность, где играют дети, должна быть абсолютно гладкой, без «ям» и «бугров». Изъяны поверхности не дают возможности роботу двигаться свободно. При правильно составленном маршруте, к запланированной точке Пчела может не добраться. Интерес к игре у мальчиков и девочек в такой ситуации снижается.

Мини-робот Bee-bot достаточно прост в управлении. Дизайн игрушки напоминает пчелу со сложенными крыльями, желтое тело с черными поло-сками. Возьмём пчёлку в руки. На прочном корпусе (на спинке) размещаются яркие кнопки, позволяющие программировать робота. Давайте узнаем,что они означают:

Вперед, робот продвигается вперед на один шаг(15 см).

Назад

Поворот налево на 90° (как по часовой стрелке, так и против)

Поворот направо на 90° (пчёлка не продвигается на плоскости, а только разворачивается в ту или иную сторону на 90°. Это обстоятельство следует учитывать при составлении программы действий для робота)

II Пауза продолжительностью

1 секунда (возможно задать паузу после выполнения одной команды перед началом другой)

Х Очистить память (перед тем как программировать пчелу на следующие действия, нужно очистить память)

GO Запустить программу (как только задан график передвижения пчелы нажимаем кнопку ГОУ)

USB charging socket Гнездо для зарядки

(USB) - заряжается от USB-порта компьютера или практически любым зарядным устройством от современного сотового телефона

OFF/ ON ОТКЛ. / ВКЛ.

POWER ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ

SOUND ЗВУК (Если запрограммированное действие выполнено верно, то у пчелы-робота загораются глаза и воспроизводится звуковое подтверждение.)

Робот издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игу ярче.

Работа с умной пчелой начинается всегда с команды «очистить», иначе наша пчелка запомнит и старую программу и новую. Затем с помощью стрелок задаётся маршрут. После установки устройства на отправную точку, нажимаем кнопку «Старт». На одном коврике одновременно могут перемещаться до 4 роботов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование мини-песочниц в работе с детьмиИспользование мини-песочниц в работе с детьми Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как можно интересно, познавательно и с пользой для развития детей использовать в групповой.

Использование дидактических игр в работе с детьми ТНР «Поле чудес»Использование дидактических игр в работе с детьми ТНР «Поле чудес» на примере игры Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Дидактическая.

Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет)Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет) Помню, как в детстве любила играть в кубики с картинками! Наверное, и вы любили. И все дети любят подобные игры - головоломки! Я обязательно.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Использование мини-ковролинографов в работе с детьмиИспользование мини-ковролинографов в работе с детьми Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, зрительного восприятия дошкольников является метод ковролинографии. Ковролинограф.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Мастер-класс для учителей-логопедов «Использование мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ». 1. Актуальность использования мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ, их значение. Инновационная деятельность специалистов.

Мастер-класс «Использование игровой мотивации в работе с детьми по ознакомлению их с органами артикуляции» Сегодня я проведу для Вас Мастер – класс. Покажу, как в игровой форме можно знакомить детей с органами артикуляции и развивать их ловкость,.

Использование нестандартных материалов в работе с детьми. Мастер-класс по изготовлению панно «Цветы из тарталеток»Использование нестандартных материалов в работе с детьми. Мастер-класс по изготовлению панно «Цветы из тарталеток» Тарталетки-одноразовые бумажные формы из натурального пергамента, используемые для выпечки различных кондитерских изделий. Без них миллионы.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Космос
Автор публикации:
Мастер-класс «ИКТ и игра» и использование роботов Bee-Boot в работе с детьми
Опубликовано: 15 марта 2020 в 17:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День божьих коровок на МААМ

Очередной тематический день посвящен божьей коровке, которая у многих народов считается талисманом удачи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом насекомом...

11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...


Горячие темочки