Папки-передвижки

Мастер-класс «Использование игрового ландшафтного стола для речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Анна Еремина
Мастер-класс «Использование игрового ландшафтного стола для речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мастер-класса – трансляция педагогического опыта использования игрового ландшафтного стола для речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Передать свой педагогический опыт путем прямого и комментированного показа действий при работе с игровым ландшафтным столом.

Публикация «Мастер-класс „Использование игрового ландшафтного стола для речевого развития детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

2. Организовать совместную отработку методических приемов педагогов при работе над речевым развитием детей младшего дошкольного возраста.

3. Развить конструкторские и творческие способности педагогов.

Этапы мастер-класса

Этап 1.

Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют большой интерес к языковой деятельности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня.

Для полноценного речевого развития детей требуется использовать современные методы.

Ландшафтный стол – это современный образовательный инструмент воспитателя. Он помогает организовать игру с детьми и создавать различные модели поведения людей.

Организовывая на ландшафтном столе различные игры с сюжетами, он помогает детям: развивать логическое и алгоритмическое мышление; улучшить речь; расширять представление об окружающем мире; научиться общаться со сверстниками, обсуждать простые задачи, примерять на себя различные роли; развивать целостную картину мира.

Использование стола открывает практически неограниченные возможности по обучению детей:

- Овладение знаниями коммуникации и использование определенных шаблонов в повседневной жизни с помощью сюжетно-ролевых игр, решения проблемных ситуаций. Социальное развитие за счет взаимодействия в команде, развитие способности принимать решения, умение выполнять ролевые действия в соответствии с сюжетном игры.

- Приобретение навыков работы с конструктором, что способствует развитию мелкой моторики, развитию образного мышления, умения создавать и обыгрывать постройки.

- Развитие элементарных математических представлений.

- Развитие логического, пространственного и творческого мышления.

- Полноценная социализация благодаря играм, направленным на взаимодействие с окружающей средой.

- Расширение знаний детей о ландшафтных местностях.

Одной из форм работы на ландшафтном столе является конструирование. В ходе занятий, игр с конструкторами повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать индивидуально, в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотивация к обучению. Работа по лексическим темам с применением конструирования даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства.

Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как, делают другие, но и получить, или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. Дети совместно решают возникающие проблемы, общаются и советуются друг с другом.

Таким образом, в процессе организации игр на ландшафтном столе у детей повышается речевая активность, формируются способности договариваться и разрешать конфликты, развивается умение обыгрывать постройки, расширяются представления об окружающем мире.

Организация работы: для наиболее эффективной и организованной работы стол лучше использовать в подгрупповой работе, до 6 человек.

Характеристика игрового ландшафтного стола:

Стол изготовлен из дерева, размер столешницы 120 на 80 см. Высота стола 45 см.

Стол оснащен колесами со стопорами – его можно без труда перекатить в нужное место группы, обеспечивая мобильность и вариативность игрового пространства.

На съемную панель на столешнице нанесен рисунок ландшафта, который можно видоизменять при помощи накладок с озерами, фигурок деревьев, кустов.

Для хранения игрового материала предусмотрено 12 контейнеров, которые размещаются на специальных полочках стола.

В течение работы был подобран и собран, совместно с детьми и родителями, игровой материал, который был разделен на темы: «Дикие животные», «Домашние животные», «Дорожные знаки», «Морские обитатели», «Транспорт», «Деревья», «Люди», «Объекты среды обитания человека», «Деревянные конструктор».

Было закуплено игровое оборудование лего-дупло «Игровая площадка» и «Большой парк аттракционов».

При организации предметной среды для ландшафтного стола можно использовать разнообразные фигурки. Они представляют собой миниатюру всего, что когда-либо встречалось, встречается и будет появляться в окружающем мире: от предметов повседневности до фантастических образов.

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Этап 2.

Перспективный план по работе с ландшафтным столом

Конструирование:

1. Конструирование «Городок для кукол»: цель - Продолжать создавать постройки по общему сюжету. Формировать умение конструировать по желанию, воспитывать желание и умение строить спокойно вместе.

2. Конструирование «Зоопарк». Цели: Повторить с детьми названия основных строительных деталей (куб, кирпич, пластина, конус, цилиндр). Упражнять детей в конструировании по образцу. Упражнять в огораживании небольших пространств кирпичами и пластинами, умении делать перекрытия. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования.

3. Конструирование «Ферма для животных». Цели: Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали, использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине).

4. Конструирование «Дом для лесных зверей». Цели - Продолжать обучать строить по образцу. Закрепить умение детей последовательно воспроизводить все части постройки. Развивать навык пространственной ориентировки (сверху, снизу, посередине) в процессе размещения деталей конструкции относительно друг друга. Воспитывать умение сотрудничать, слушать друг друга.

5. Конструирование «Вот какие красивые домики у нас в деревне»: Цели

– Вызвать интерес к конструированию красивых домиков из строительного материала. Расширить опыт создания замкнутых конструкций. Уточнить представление о доме как жилище человека его строении, помочь установить ассоциацию между деревенским домиком и детской постройкой.

6. Конструирование «Как наш город рос-рос и вырос!»: цели – вызвать интерес к созданию коллективной тематической композиции «Город» из строительного материала. Показать возможность объединения отдельных построек (домиков) общей темой и размещение в пространстве для изображения улицы. Уточнить понятие о городе как месте, где живет и трудиться много людей, поэтому построено много домов.

7. Конструирование «Как опасный мостик стал безопасным»: цели – уточнить и обобщить представление о мостике как о сооружении, созданном людьми для преодоления преград. Расширить опыт конструирования мостиков. Инициировать поиск способов создания более удобного и безопасного мостика.

8. Конструирование «Постройка гаража». Цели - научить детей сооружать постройку несложной конструкции; формировать умение придумывать сюжет игры, активно вести ролевой диалог. Уточнить представление о назначении и строении гаража (стены, крыша, ворота).

Сюжетно-ролевые игры:

1) Сюжетно-ролевая игра «Мы-строители». Цели: научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе. Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах.

2) Сюжетно-ролевая игра «На улицах нашего города»: Цель: Закрепить у детей представление о том, что улицы переходят в специальных местах только по сигналу светофора. Расширить знание детей о названии улиц города, о правилах поведения на дорогах. Учить детей применять полученные знания ПДД в жизни. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность в игре. Формировать дружеское взаимоотношение в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.

3) Сюжетно-ролевая игра «Мой город». Цель – расширение знаний о родном городе; формирование представлений о правилах поведения на улицах города, правилах дорожного движения.

4) Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». Цель - Закреплять знания детей о представителях зоопарка. Формировать игровые умения, вступать в ролевое взаимодействие друг с другом. Развитие конструкторских навыков детей. Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения.

Игровые ситуации:

1) Игровая ситуация «Мое любимое место»: цель – учить детей рассказывать о своем любимом месте в городе.

2) Игровая ситуация «Знакомство с улицей города». Цель - Закреплять знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги по которым ездит транспорт.

3) Игровая ситуация «Пешеходы и транспорт». Цель: Закрепить с детьми правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улицах.

4) Игровая ситуация «Рассказывание сказки «Теремок». Цель - закреплять умение рассказывать сказку связно, в логической последовательности; учить пересказать сказку с помощью ландшафтного стола.

Дидактические игры:

1. Дидактическая игра «Путешествие на машинах». Цель: Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах.

2. Дидактическая игра «Знай и выполняй правила уличного движения». Цель: Закрепить с детьми правила уличного движения; повторить значения светофора.

3. Дидактическая игра «Правила поведения». Цели: Закрепить с детьми правила поведения на улице; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.

Решение проблемных ситуаций:

1. Проблемная ситуация «Определи безопасное место для прогулки, для катания на велосипеде»: цель - расширение представлений о правилах безопасности дорожного движения.

2. Проблемная ситуация «Грамотный пешеход»: цель – формировать умение у детей правильно переходить улицу; формировать у детей представления об ориентировке на дороге («посмотри налево», «посмотри направо»).

3. Проблемная ситуация «Как безопасно дойти от детского сада до дома». Цель: Закреплять знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и правила дорожного движения.

Этап 3. Конструирование «Зоопарк»

Задачи:

• образовательные - продолжать учить детей строить загоны, закреплять основные цвета, активизировать в речи слова-признаки «высокий - низкий», «большой - маленький», названия животных.

• воспитательные - воспитывать у детей интерес к созданию коллективных построек и совместной игре с ними.

• развивающие - развивать мелкую моторику рук, внимание, речь, мышление, сенсорное восприятие.

Предварительная работа: чтение стихотворений К. И. Чуковского «Айболит», С. Я. Маршака «Детки в клетке», «Где обедал воробей?», отгадывание загадок о животных, просмотр мультипликационных фильмов про зоопарк, беседа о диких животных.

Ход игры:

Педагоги выступают в роли детей.

Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку.

«Там загоны есть, вольеры,

За забором ходят звери.

Как мы этот парк зовём,

И смотреть зверей идём?»

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам построить зоопарк. Скажите, какие животные находятся в зоопарке?

Воспитатель: Подходите к столу. Но прежде чем мы начнем строить, надо размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей?»

Где обедал воробей? (махать перекрещенными ладошками)

В зоопарке у зверей. (ладошками изобразить раскрывающуюся пасть)

Пообедал я сперва за решеткою у льва. (на каждое название животного загибать по одному пальчику)

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного,

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил. (ладошками изобразить раскрывающуюся пасть)

Воспитатель демонстрирует образец постройки «загона», показывает и объясняет порядок выполнения постройки. Предлагает детям построить такой же, или придумать свой. На протяжении работы задаются вопросы: какой у тебя загончик получился, большой или маленький? А какого цвета твой загон? Кто будет жить у тебя в загончике?

Воспитатель: Ребята, вы работали, как настоящие мастера, молодцы! Все детали соединили правильно и загончики получились прочные и красивые. Давайте, скорее поселим всех зверей в их новые дома!

Этап 4.

Самостоятельная работа участников по конструированию на ландшафтном столе.

Этап 5.

Рефлексия. Оценка насколько мастер-класс был полезным с помощью теста «Снежинка». Раздается листы бумаги с изображением снежинки, где вписаны утверждения. Педагоги оценивают мастер-класс по 10-бальной шкале, где 10-это максимальный положительный балл, а 1-минимальный отрицательный балл.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование игрового ландшафтного стола для речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 апреля 2020 в 23:17
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование игрового ландшафтного стола для речевого развития детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Еремина (УИ 414264) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД