Папки-передвижки

Мастер-класс «Использование приёма мнемотехники в коррекционно-развивающей работе на этапе автоматизации звуков»

Марина Лобастова
Мастер-класс «Использование приёма мнемотехники в коррекционно-развивающей работе на этапе автоматизации звуков»
▼ Скачать + Заказать документы

(слайд 1) Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мастер-класс «Использование приёма мнемотехники в логопедической коррекционно-развивающей работе на этапе автоматизации звуков».

В практике логопедической работы всё чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта – общим недоразвитием речи (ОНР, когда нарушено формирование основных компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики, а также высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления). Нарушения развития указанных психических процессов не только снижают эффективность коррекции лексико-грамматических компонентов при ОНР, но и замедляют процесс устранения дефектов звукопроизношения на этапе их автоматизации.

Публикация «Мастер-класс „Использование приёма мнемотехники в коррекционно-развивающей работе на этапе автоматизации звуков“» размещена в разделах

В связи с этим обосновано использование творческих методик, одной из которых является мнемотехника.

(слайд 2) Мнемотехника (или мнемоника) – в переводе с греческого – «искусство запоминания», что означает совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника известна с давних времён и насчитывает как минимум две тысячи лет. (пробел) Считается, что термин «мнемотехника» введён Пифагором Самосским в 6-м веке до н. э. (пробел) Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. (пробел) Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно: (пробел) ею интересовался Аристотель и (пробел) обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. (пробел) Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Это далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти.

Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы – инструмент для запоминания.

(слайд 3) «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» (Константин Дмитриевич Ушинский)

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, что составляет суть мнемотехники.

Приглашаю 4 человека…

В качестве разминки предлагаю выполнить упражнение «Пиктограмма». Вам нужно запомнить 10 слов или словосочетаний, представленных на карточках. А чтобы слова или словосочетания запоминались легче, попробуйте изобразить их в виде символов. Рисовать можно только картинки, буквы – нельзя. Качество рисунков не важно, главное, чтобы они отражали заданное слово и были понятны Вам.

Пока участники выполняют задание, я продолжу.

Приём символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в скороговорках.

(слайд 4) Как всякая игра, скороговорка легко воспринимается детьми, а замена слов на визуальный образ не только облегчает запоминание материала, но и развивает воображение, внимание, память, мышление, обогащает словарь, способствует становлению правильного звукопроизношения, развивает связную речь.

(слайд 5) Содержание скороговорки «записывается» с помощью элементарных схематических изображений предметов и действий (пиктограмм). (пробел) Не связанные между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

На этапе знакомства со скороговоркой обговариваю значение каждого изображения, например: слайды 6 – 7. (смотрит–видит; идёт–несёт; упала–кладёт)

Я вижу, что участники выполнили задание. Проверим, как они запомнили предложенные слова (словосочетания). Карточки с написанными словами (словосочетаниями) переверните.

Одному из участников предлагаю воспроизвести слова, а потом словосочетания в той последовательности, в которой они были предъявлены, опираясь на зарисованные символы (слайд 8…

Обычно выполнение этого упражнения проверяется в конце занятия, спустя какое-то время. Количество правильно воспроизведённых слов говорит об объёме опосредованной памяти. В старшем дошкольном возрасте норма: 10 – 12 слов.

Следующее задание: нужно зашифровать скороговорку («Морковка на грядке, пятёрка в тетрадке»). Работа коллективная, но каждый участник будет работать на отдельном листе : нужно изобразить в виде символа одно из слов скороговорки. Изображение должно быть крупным. Вслух скороговорку не произносить.

Пока участники выполняют задание, продолжу. Как работать с «зашифрованными» скороговорками? Варианты работы с пиктограммами могут быть самыми разными:

(слайд 9)

1. На первом этапе внимательно рассматриваем изображения мнемотаблицы и проговариваем названия картинок с корректируемым звуком, используя карточки (показываю) или компьютерную презентацию. Просим ребёнка объяснить сложные слова. Если ребенок не знает их значения, объясняем сами.

2. Прохлопываем скороговорку по слогам. Хлопаем как будто лепим снежки, «перекладывая» ладошки. (Предложить зрителям прохлопать скороговорку по слогам.)

3. Можно поиграть с мячом. Ребенок берёт мяч в руки, подбрасывает и ловит его двумя руками, ритмично проговаривая скороговорку. Мяч подбрасываем и ловим на каждый слог или слово. Можно, проговаривая скороговорку, перебрасывать мяч друг другу.

4. Вместо мяча можно использовать су-джок игрушки. В этом случае одновременно будем развивать и мелкую моторику рук.

5. Можно предложить детям скороговорку срисовать (слайд 10); зарисовать по памяти (слайд 11); самостоятельно зашифровать (слайд 12).

Предлагаю участникам расположить на доске свои «зашифрованные» слова в том порядке, как они расположены в скороговорке.

Предлагаю зрителям «расшифровать» скороговорку.

Следующие задания:

1 участнику – воспроизвести скороговорку быстро, выделяя голосом звуки «Р – Рь»;

2 участнику – воспроизвести скороговорку с радостью, не забывая чётко проговаривать звуки в словах;

3 участнику - воспроизвести скороговорку, начиная с конца;

4 участнику – поменять местами 1-ую и 2-ую части скороговорки.

На последующих этапах можно предложить разложить картинки по порядку, используя карточки (делают участники) или интерактивный вариант (слайд 13, пробел).

Таким образом, использую в своей работе скороговорки различной степени сложности в виде схематических рисунков (слайд 14).

Использование приёма мнемотехники повышает эффективность коррекционного процесса. Время запоминания речевого материала значительно сокращается. Вместе с тем у детей развивается ассоциативное мышление, способности к замещению и пространственному моделированию.

(слайд 15) Работа с «зашифрованными» скороговорками делает обучение интересным и увлекательным, позволяет добиваться многократного проговаривания отрабатываемых звуков в словах и фразе, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков.

(слайд 16) Рефлексия. Предлагаю подвести итоги нашей встречи в игровой форме с использованием скороговорки. Сейчас вы будете передавать мяч друг другу (по кругу, а я произносить скороговорку. Когда скороговорка закончится, тот, у кого в руках останется мяч, выскажет своё мнение о проведенном мастер-классе.

Скороговорка: «Я во двор вела вола, за рога вела вола, а вол в огород меня завёл» или «Взял Валерка тарелку, взял Валерка и поднос. Валерка тарелку на подносе принёс».

Мне было приятно с вами работать. Спасибо за сотрудничество.

Литература:

1. Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек // Научно-методический журнал «Логопед», 2009г., №5, стр. 26 – 35.

2. Зиганов М., Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. М., 2000г. Ссылка на Интернет.

3. Кодолбенко Е. А. Зашифрованные скороговорки. Пособие «Конфетка». М. : ТЦ Сфера, 2011.

Публикации по теме:

Игра-презентация «Найди похожие слова» Уважаемые коллеги! Хочу предложить Вашему вниманию игру - презентацию "Найди похожие слова". Игру можно использовать при автоматизации.

Паралингвистические методы и средства в коррекционной работе логопеда Причины нарушений речи у детей могут быть разнообразны. Любое заболевание, различные патогенные факторы затрагивают все жизнеобеспечивающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование приёма мнемотехники в коррекционно-развивающей работе на этапе автоматизации звуков»
Опубликовано: 17 февраля 2015 в 09:07
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование приёма мнемотехники в коррекционно-развивающей работе на этапе автоматизации звуков»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Лобастова (УИ 240091) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД