МААМ-картинки

Презентация «Использование проблемной ситуации на занятиях по развитию речи у дошкольников»

Наталья Васильченко
Презентация «Использование проблемной ситуации на занятиях по развитию речи у дошкольников»

Васильченко Наталья Васильевна

Мастер класс для педагогов «Использование проблемной ситуации на занятиях по развитию речи у дошкольников» (формирование словаря)

Цель:

Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию проблемных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у дошкольников (формирование словаря).

Задачи:

Публикация «Презентация „Использование проблемной ситуации на занятиях по развитию речи у дошкольников“» размещена в разделах

1. Научить использовать в НОД по речевому развитию методы проблемного обучения на примере проблемных ситуаций;

2. Вызвать у участников мастер - класса интерес к технологии проблемного обучения и желание использовать ее в своей деятельности.

Ход мастер–класса

1. Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Одним из приоритетных направлений нашего ДОУ является речевое развитие дошкольников, эта работа основана на парциальной программе О. С. Ушаковой.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы проблемного обучения, которые используются педагогами нашего ДОУ в речевой работе с детьми по формированию словаря. Главными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей.

Мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что использование проблемных ситуаций в НОД по развитию речи позволяет сделать занятия, интересными, увлекательными, эмоционально комфортными. Ребенка ставят перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизирует его мыслительную деятельность, и ребенок вынужден самостоятельно искать выход. При этом он не замечает, что его учат. А это значит, что процесс обогащения словарного запаса протекает активнее, быстрее, качественнее.

2. Основная часть

Приглашаю поучаствовать в моём мастер классе.

Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности проблемная ситуация может использоваться в начале занятия.

Младший дошкольный возраст.

Воспитатель: Сегодня утром у двери нашей группы я нашла конверт. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот положила конверт, а куда не помню. Он был большой, квадратной формы, жёлтого цвета. Помогите мне его найти! (По группе разложено несколько конвертов разных форм и цветов, дети ищут конверт по заданному признаку).

Воспитатель: Хотите узнать, что там? Прочтите.

Дети: Мы не умеем читать.

Воспитатель: Что же делать?

Дети: Попросить взрослых. Вы прочтите.

Воспитатель: Хорошо. Да тут сказка.

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Забеспокоились Осень и Лето. А весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Как вы думаете, что может быть чудом, которое поможет Весне?» (Ответы детей – «Солнце», если дети дают не правильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

Воспитатель: Вот оно спряталось в конверте. Ой, а лучики то рассыпались. Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко.

Игра «Солнышко весной» (подбор прилагательных)

Дети прикрепляют лучики-прищепки к солнцу, подбирая прилагательные:

солнце жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, желтое, веселое, румяное, лучистое

Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее. Солнышко пригрело, а что случилось дальше? (показываю картинки)

Дети: Прилетели птицы, расцвели цветочки. У зверей появляются детеныши.

Воспитатель: Ребята, у животных потерялись малыши. Что же делать?

Дети приходят к выводу, что они помогут их найти. А вы знаете, как малыши называются?

Дети высказывают свое мнение, неправильно ответивших детей поправляют.

Дети активизируют необходимые знания для разрешения ситуации: необходимо правильно сделать выбор - каждому малышу найти его маму.

Воспитатель: А у нас в конверте еще одна картинка, о чем она нам говорит?

Ответы детей. Воспитатель подводит итог: проснулся медведь.

Воспитатель: А Мишка-медведь обещал к нам в гости прийти. Да вот и он. Здравствуй, Мишка. Дети, а Мишка почему-то грустный. Как его развеселить?

Дети: Погладить, спеть песенку, сказать ласковые слова, угостить чем-то вкусным.

Воспитатель: Ну, раз в доме нашем гость, надо садиться за стол. Будем стол мы накрывать, да медведя угощать. Что поставим на стол? Какая посуда нам понадобиться для чаепития?

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

Дети: Чашки.

Воспитатель: Чтобы чай был вкусный, надо бы сахар. А в чем подают сахар?

Ребенок: В сахарнице.

Воспитатель: А масло в чем хранится?

Ребенок: В масленке.

Воспитатель: А конфеты куда мы положим?

Ребенок: В конфетницу…

Воспитатель уточняет назначение предметов посуды.

Воспитатель: Мы поставили на стол и чашки, и блюдца, чайник. Как это можно назвать одним словом?

Дети: Посуда.

Словарная работа: активизировать в речи детей существительные: названия предметов посуды, детенышей животных, уточнить значение обобщающего слова «посуда».

Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Старший дошкольный возраст.

Ход: Ребята, хочу рассказать вам одну историю. Однажды мальчики Миша и Костя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу много грибов. Миша сорвал гриб и обрадовался: «Вот так находка! Сколько березовых грибов!».

«Нет, это – березовка», – сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав. Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «березовый». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «березовка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется этот гриб. Может быть, вы разберетесь в этой истории?

Эвристические вопросы:

– Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, березовка)

– Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)

– Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?

– Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?

– Как это сделать, каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).

– Давайте разберемся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.

– А как точнее и правильнее называется этот гриб, давайте порассуждаем.

Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?

Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку, а рыжики получили свое название так, потому что и шляпка, и ножка этого гриба ярко-рыжая.

Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк». А теперь давайте вернемся к нашему грибу. Где растет гриб по отношению к березе? (Показ картинки)

(Около березы, у березы, под березой).

– Какое слово мы можем образовать с помощью частички «около» и слова береза? (Околоберезовик)

Аналогично: уберезовик, подберезовик.

– Ребята, мы с вами сделали открытие – оказывается, слова ещё можно образовывать с помощью частичек перед словом. Мы с вами – открыватели.

– У нас получилось три названия грибу. Какое же из них правильное? Кто нам сможет подсказать? Откуда мы можем узнать? (Взрослые, словарь)

Проверка в словаре: подберезовик.

«Гриб, который растет под березой – подберезовик. Похож подберезовик на березку «стройную, на березку белоствольную». Про него говорят: «Этот грибок – березы сынок». У красавицы-березы ствол разукрашен черными точками, и у подберезовика белая ножка разрисована темными чешуйками» (Показ картинки)

– Ребята, мы помогли мальчикам? Их проблему мы решили?

На этом примере вы увидели, как с помощью проблемной ситуации детей познакомили с новым способом словообразования.

Для активизации словаря и ознакомления с образным строем речи известное значение имеет составление и отгадывание загадок, которые тоже в своем роде являются проблемной ситуацией для детей.

Загадки-ребусы:

«Составь слово» - Цепочка картинок (ЛИСТ, ИВА, СОБАКА, АРБУЗ, ответ ЛИСА.

Загадки-шарады, например:

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдёте без труда.

(КАР+ТИНА).

Метаграммы, загадки, в которых зашифрованы различные слова, разгадав одно из слов, нужно заменить в нём звук, чтобы получилось новое слово…

С «Ч» над морем я летаю,

С «Г» в машинах я бываю,

С «М» тебя я одеваю,

С «Л» собачкою зовусь.

Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_c256u.pptx | 3889,39 Кб
 
Публикации по теме:

Презентация «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу с вами поделиться наработками по своей методической теме "Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе.

Презентация «Дары Фребеля» на занятиях по ФЭМП и конструированию у старших дошкольников» Доклад «Дары Фребеля: набор № 7» (использование в работе по формированию логико-математического и пространственного мышления у старших дошкольников.

Презентация «Использование напольной ширмы для развития речи дошкольников» Вашему вниманию хочу представить развивающую ширму, изготовленную совместно с родителями воспитанников. Ширма состоит из четырех створок.

Использование танцевально-игровой гимнастики «Са-фи-дансе» на физкультурных занятиях и в режиме дня дошкольников Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Конспект ОД по изучению правил пожарной безопасности с использованием проблемной ситуации для детей старшей группы Цель обучать детей правильным действиям во время экстремальной ситуации Задачи: -дать детям понятие о пользе и вреде огня - расширить.

Конспект проблемной ситуации «Как Винни-Пух и Пятачок учились переходить дорогу» Конспект проблемной ситуации во второй младшей группе «Как Винни-Пух и Пятачок учились переходить дорогу» Образовательная область: «Безопасность».

Конспект проблемной ситуации в средней группе Задачи: - Развивать способности к предвидению возможной опасности в конкретной ситуации; -закреплять правила безопасного поведения в детском.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» частники: музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, логопеды, воспитатели ДОУ. ]Оборудование: ноутбук,.

Использование логоритмики как средство речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях Слайд - 1 Использование логоритмики, как средство речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях. Слайд - 2 Всё окружающее нас живёт.

Выход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельностьВыход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельность Выход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельность. План НОД для детей старшего дошкольного возраста. Проблемная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Использование проблемной ситуации на занятиях по развитию речи у дошкольников»
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 18:30
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД