Олеся Шакирьянова
Мастер-класс «Использование сенсорной комнаты психологом в работе с детьми и педагогами»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи мастер-класса :
1. Теоретические основы по работе в сенсорной комнате.
2. Познакомить участников с интерактивной средой сенсорной комнаты;
3. Демонстрация занятия в сенсорной комнате.
Сенсорная комната.
Публикация «Мастер-класс „Использование сенсорной комнаты психологом в работе с детьми и педагогами“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Сенсорная комната - в литературе встречаются и другие названия: комната психологической разгрузки, комната релаксации, комната «Снузлин», мультисенсорная комната. Представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальном проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у здоровых и больных людей.
В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира - кинестетический,
аудиальный и визуальный.
Сенсорная комната предназначена для : обучения на основе сенсорной стимуляции; психокоррекции; социальной адаптации. «Комната – доктор» способствуе: улучшению эмоционального состояния; снижению беспокойства и агрессивности; снятию нервного возбуждения и тревожности; нормализации сна; ускорению восстановительных процессов после болезни.
Теоретические основы по работе с сенсорным оборудованием.
В образовательном учреждении сенсорная комната используется в следующих направлениях:
• Психопрофилактические занятия с детьми от 3-х лет и старше;
• Психолого-педагогические групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми;
• Индивидуальные занятия с детьми по уменьшению тревожного состояния;
• Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Основными целями и задачами занятий в сенсорной комнате являются :
1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
• Снятие психоэмоционального напряжения;
• Саморегуляция и самоконтроль;
• Умение управлять своим телом, дыханием;
• Умение передавать свои ощущения в речи;
• Умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
• Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
• Уверенность в себе.
2. Развитие коммуникативной сферы детей:
• Эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
• Формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
• Преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
3. Развитие психических процессов и моторики детей:
• Произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость
• Мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое, умственные способности;
• Развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих формах:
• Использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций : зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;
• Непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности;
• Релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.
Все занятия в сенсорной комнате имеют следующую структуру:
• Ритуал начала занятия;
• Игры и упражнения на развитие психических процессов;
• Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматера-пия, мышечная релаксация);
• Рефлексия, подведение итогов;
• Ритуал окончания занятия.
Результатом посещения сенсорной комнаты являются :
• Умение взаимодействовать в группе;
• Сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих;
• Снижение агрессивности, тревожности;
• Приобретение навыков произвольной саморегуляции;
• Достижение состояния расслабления.
Основными показаниями для проведения работы в сенсорной комнате являются :
• Психически здоровые дети и взрослые, которым необходима психологическая поддержка;
• Дети, имеющие трудности в общении;
• Дети младшего возраста, испытывающие проблемы адаптации к детскому саду.
Противопоказания к занятиям в сенсорной комнате :
• Инфекционные заболевания;
• Ограниченно использовать интерактивное оборудование сенсорной комнаты с детьми или взрослыми с астеническими проявлениями (патологическая усталость после нормальной активности, резкое снижение работоспособности. Сопровождается вялостью, сонливостью, раздражительностью);
• Синдром гиперактивности (ограничение по времени);
• Эпилиптический синдромом;
• Умеренная и тяжелая умственная отсталость;
• Психоневрологические заболевания, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов.
Оборудование для сенсорной комнаты условно можно разделить на два функциональных блока:
Релаксационный блок - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки. Ребенок или взрослый, лежа на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу с пациентом.
Активационный блок - в него входит все интерактивное оборудование, оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели, мягкие кубики и маты. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока сенсорной комнаты направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.
Перечень оборудования сенсорной комнаты :
Музыкальный центр с набором СD дисков - музыка является неотъемлемой частью СК. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систем. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому в СК целесообразно использовать специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пеньем птиц и т. п.
Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей – в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой. Безопасное угловое акриловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.
Проектор «Меркурий» - создает на противоположной стене световое пятно с плавными переливами всевозможных красок и узоров. Волшебное зрелище, напоминающее северное сияние приковывает внимание, создаёт поэтическое настроение, способствует релаксации и развитию фантазии. Идеально подходит для создания фантастических декораций.
Безопасный оптико-волоконный пучок водопад огромного числа тонких волокон, на концах которых то загораются, то гаснут «звездочки». Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.
Панно «Звёздное небо» и «Млечный путь» - Настенные ковры с вплетенными фибероптическими волокнами. Во включенном состоянии удивительная картина звездного неба помогает погрузиться в настоящую сказку мечтаний о бесконечности и красоте вселенной.
Настенное интерактивное панно «Бесконечность 50» - После включения загораются лампочки и появляется оптический эффект светящегося круглого тоннеля, уходящего в бесконечность. Хорошее средство для зрительной стимуляции.
Звукоактивированный световой проектор “Брейнскан” - Интерактивный проектор может стать основой для множества игр. Звуковой датчик, вмонтированный в проектор, улавливает голоса людей, хлопки, топот и другие звуки, и в зависимоcти от их частоты меняет цвета и фигуры, которые проецируются на стену или на пол. Детям будет очень интересно играть с этим «виртуальным другом», разучивая песни или просто хлопая в ладоши.
Пучок фибероптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» - Водопад волокон, изменяющий свой цвет вдоль волокна. Совершенно безопасные волокна можно перебирать, держать, обнимать. Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание. Чрезвычайно эффективен для детей с дефектами зрения.
Напольный фибероптический ковер "Звездочет" - Ковер располагается на полу в темной сенсорной комнате и создает эффект ночного неба, капель росы. Светооптические волокна, вплетенные в ворс темного ковролина, завораживают эффектом мерцания. По мягкой, приятной на ощупь поверхности ковра, приятно ходить, комфортно сидеть. Ковер применяется для снятия эмоционального напряжения, на релаксационных занятиях, используется в игровой деятельности, на занятиях по сюжетам мультфильмов и сказок, для развития творческого воображения, образного мышления, созданию новых тактильных ощущений.
Шар зеркальный - Узкий луч света, направленный на зеркальный шар, отражается от него. При этом возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мелькание солнечных зайчиков. В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся те, кто находится в комнате.
Напольный фибероптический модуль "Волшебный фонтан" – Фиброоптические волокна как бы струятся с трубы, постоянно меняя свой цвет по всей длине и создавая эффект каскадирующего фонтана, который привлекает внимание, позволяет развивать координацию «глаз-рука», зрительный праксис и гнозис. Используется на занятиях по релаксации.
Светильник "Пламя"- Имитирует пламя костра. Используется для концентрации внимания при проведении тематических тренингов. Применяется как стимулятор визуальных ощущений.
Аромалампа «Эфа» и набор масел – Аппарат для проведения сеансов ароматерапии за счет ультразвукового распыления эфирных масел.
Шар «Молния» - Стеклянный шар, выдающий под музыку, либо сам по себе, либо при прикосновении к шару, разряды молний.
«Волшебная нить» - Гибкая пластиковая трубка с цветными лампочками внутри, безопасна, можно сгибать в любом направлении, сворачивать в спираль. Взаимодействие с оборудованием стимулирует зрительное и тактильное восприятие человека, снимает напряжение.
Линейный у/ф светильник Специальные у/ф материалы (стержни и пластилайт) светятся яркими, насыщенными цветами. Белые предметы, при его включении, светятся синеватым свечением
Тактильная среда - позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
Детские игровые кубики с аппликацией, игровой познавательный набор "Азбука + математика", маты, дидактическое пособие «Аленький цветок» - предназначены для стимуляции тактильной чувствительности. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности они обеспечат широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами.
Все составляющие сенсорной комнаты, к ним относится световое и звуковое оборудование, мягкие модули и массажные материалы, приборы и специальные масла для ароматерапии, многофункциональные развивающие панели и дидактические игры, обеспечивают эффективное влияние на развитие и коррекцию психологического состояния детей и взрослых.
Сенсорная комната ускоряет процесс выздоровления, обучения и развития на основе активного сенсорного воздействия и повышения уровня информированности об окружающем мире.
Сенсорная комната в детском саду может стать настоящим «помощником» для психолога, которому приходится периодически проводить беседы с детьми, оценивать их психоэмоциональное состояние.
Демонстрация тематического занятия в сенсорной комнате
Цель: Сформировать практические навыки снятия психологического напряжения в работе психолога ДОУ с педагогами в условиях интерактивной среды сенсорной комнаты.
Задачи:
• Нормализация эмоционального состояния педагогов.
• Создание оптимальных условий для психофизиологической релаксации.
Необходимое время: 30-40 минут.
Материалы: Аудиозапись «Шум моря», листы бумаги и ручки.
Участникам мастер-класса предлагается пройти в сенсорную комнату и ознакомится с ее оборудованием. Поочередно рассказать о приборах и ответить на возникающие вопросы.
Ритуал начала занятия
«Улыбка»
Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку (по очереди).
Игра для установления контакта
«Знакомство»
Начните, пожалуйста, ходить по комнате и здороваться с каждым за руку. При этом вы говорите простые слова: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно простое правило: здороваясь с кем-то из участников, вы можете освободить руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.
«Мысленная картина»
Друзья, теперь я предлагаю вам, удобнее расположится в мягких креслах и посмотреть на звездное небо, воздушно-пузырьковую колонну. Закройте глаза и попытайтесь удержать увиденное в памяти. Теперь опишите свои ощущения от увиденного. После того, как каждый из присутствующих опишет свои ощущения, предлагается, подойти к колонне, потрогать ее и представить, что это живой фонтан и так же описать свои ощущения, эмоции которые появляются.
Релаксация
Процедура: звучит музыка, руководитель произносит текст спокойным тоном, напоминая участникам о том, что напряжение их покидает:
«Сядьте в удобное кресло. Руки свободно опущены. Кисти рук положены на бедра. Стопы стоят на полу. (Или можно лечь на спину на пол.) Закройте глаза.
Сделайте два-три глубоких вдоха, обращая внимание на то, как воздух наполняет легкие до самой диафрагмы.
Вытяните правую руку и сожмите кисть в кулак. Прочувствуйте напряжение в кулаке. Через 5-10 секунд концентрации на этом напряжении расслабьте руку. Разожмите кулак и прочувствуйте, как напряжение проходит, уступая место чувству расслабленности и комфорта.
Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релаксацией. Через 15-20 секунд снова сожмите правую руку в кулак, испытывайте чувство напряжения в руке в течение 5-10 секунд и опять разожмите кулак. Прочувствуйте тепло и расслабленность в руке.
Через 15-20 секунд повторите всю процедуру левой рукой. Старайтесь сосредоточиться только на тех группах мышц, которые вы напрягаете и расслабляете, и не напрягайте при этом остальные мышцы».
Используйте имеющееся у вас время на выполнение таких же циклов напряжения/расслабления со следующими группами мышц (указаны действия, необходимые для напряжения мышц) :
руки – сгибайте их, чтобы напрягать бицепсы;
руки – разгибайте их, чтобы напрягать трицепсы;
плечи – поочередно горбите и распрямляйте их;
шея – наклоняйте голову вперед, пока подбородок не упрется в грудь;
рот – открывайте его как можно шире;
язык – надавливайте им на нёбо;
глаза – крепко их зажмуривайте;
лоб – поднимайте брови как можно выше;
спина – прогибайте ее, выпячивая грудь (будьте осторожны, если спина у вас не в порядке);
ягодицы – сокращайте ягодичные мышцы;
живот – втягивайте его к позвоночнику;
икры – прижимайте пальцы ног к верху обуви.
Добиваясь расслабления определенной группы мышц, каждый раз убеждайтесь в том, что оно полное. Заканчивая упражнение, сделайте два-три глубоких вздоха и прочувствуйте, как расслабленность расходится по всему телу – от рук до плеч и далее – к груди, туловищу, ногам.
Аутогенная тренировка «Маяк»
«Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком. Он стоит так прочно, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Днем и ночью, в хорошую и плохую погоду вы посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. У вас много энергии, вы в состоянии поддерживать постоянства вашего светлого луча. Этот луч скользит по океану, предупреждая мореплавателей о мелях.
Вы – символ безопасности для людей в море и на берегу. Ощутите внутренний источник света в себя – света, который никогда не может угаснуть».
Когда будете готовы открыть глаза, медленно сосчитайте в обратном порядке от 10 до 1, на каждом счете чувствуя себя все более бодрым и свежим.
Рефлексия:
- Как вы себя чувствуете?
- Какое у вас настроение?
- Что понравилось, что не понравилось?
- Есть ли пожелания?
Ритуал прощания:
Упражнение «В лучах солнца»
Участники рисуют солнце, в середине солнца пишут своё имя, рисунок передаётся по кругу, и каждый участник пишет пожелание на лучике.
Заключение.
Сегодня я познакомила вас с сенсорной комнатой, с ее оборудованием, направлениями, целями, задачами работы. Формами и структурой занятий психолога в сенсорной комнате. Вы узнали, какие существуют показания и противопоказания по применению сенсорной комнаты в дошкольном учреждении.
Вы приняли участие в занятии по снятию психологического напряжения, таком, которое я использую в своей работе с педагогами детского сада «Березка» в условиях интерактивной среды сенсорной комнаты.
Я считаю, сенсорная комната необходима в каждом учреждении нашего города, так как ее применение имеет высокую эффективность для психопрофилактической и развивающей работы с детьми и педагогами детских садов.
Материал подготовила: педагог-психолог
МБДОУ «Березка» Шакирьянова О. В.
г. Когалым.