Приложение МААМ

Мастер-класс «Как привлечь детей к играм прошлого. Народные игры в развитии двигательной активности»

наталья юхник
Мастер-класс «Как привлечь детей к играм прошлого. Народные игры в развитии двигательной активности»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс с воспитателями на тему

«Как привлечь детей к играм прошлого.

Народные игры в развитии двигательной активности»

Цель: повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения русских народных подвижных игр как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс „Как привлечь детей к играм прошлого, Народные игры в развитии двигательной активности“» размещена в разделах

1. Рассказать коллегам об истории, значении, функциях русских народных игр;

2. Познакомить с игровым репертуаром. и методикой педагогического руководства;

3. Пополнить РППС групп детей дошкольного возраста картотеками русских народных игр.

Из истории

Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки», игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба-возня и др.). Вместе с тем эти игры служили выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники») Многочисленные игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли.», «Лен», «Мак», «Капуста»). Данные археологии говорят о высоком уровне развития русских игр еще тысячу лет назад. На территории Древнего Новгорода (10-13 век) обнаружено при раскопках огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов. Найдены также технически совершенные предметы: вертушки, напоминающие пропеллеры 20 века. Столь высокий уровень развития русских игр мог быть достигнут лишь за многие века развития первоначальных элементарных игр и при условии большого внимания общества к игровой деятельности. В старину ни один народный праздник не обходился без игр. В быстроте, силе и ловкости с удовольствием состязались не только дети, но и взрослые.

В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества:выносливость,силу,ловкость,быстроту,прививают честность,справедливость и достоинство. Они сохранились до наших дней со времен глубокой старины,передавались из поколения в поколение,вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли,интереса к народному творчеству у молодежи и развивает физическую культуру. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили,что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того,что было характерно для быта,с веками исчезло,но кое-что сохранилось лишь в детских играх.

Классификация русских народных игр

Пальчиковые игры

Игры, в которых заставляют активно работать кистирук,ладони,пальцы. Пальчиковые игры были как для младенцев так и для более старших детей. («Сорока-ворона»,«Ласточка-перепёлочка»,«Киселёк»,«Бабушкины пирожки»,«Этот пальчик хочет спать»,«Птички-невелички»,«Братья лежебоки»,«Пастушок»,«Банька»,«Пианино»,«Едут-едут бабка с дедом»и другие)

Пальчиковая игра «Моя семья»

Этот пальчик —дедушка. Этот пальчик —бабушка. Этот пальчик —мамочка. Этот пальчик —папочка. Этот пальчик —я,Вот и вся моя семья!

Драматические или бытовые игры

Это игры, в которых дети по определённому традицией сценарию разыгрывали сценки из реальной жизни.

Драматические игры мальчиков и девочек отличались, мальчики предпочитали разыгрывать сцены охоты,сражений с разбойниками. Девочки любили играть всемью,в дочки-матери,в свадьбу. Это такие игры как : «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка». «Птицелов», «Рыбаки», «Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.

Орнаментальные игры

Игры,во время которых,участники двигались в определённом порядке под песню или музыкальное сопровождение. Хореографический рисунок определялся мелодией,содержание же песни в игре не учитывалось. Игра строилась так,что участники изображали какое-либо архитектурное сооружение–плетень,мост,либо природное явление–шум ветра,метель,или какой-либо производственныйпроцесс. Орнаментальные игры были близки к хороводным и исполнялись в основном девочками. ("Челночок","Метелица"ит. д.)

Сезонно -обрядовые

Игры,проводятся в определенное время года.

Соответствуют русским народным праздникам.

К таким играм относятся :«Катание яиц»,«Заря»,«Петушки»,«УСалохи»,«Богатырское двоеборье»и другие

Хороводные игры

Это игры,включающие в себя песню,хореографические движения,диалоги пантомиму. Содержаниеигрыраскрывалосьвсюжетепесни. Хороводныеигрыисполнялись,восновном,девочками,мальчикисчиталиихнедостойнымделом. Включатьсявхороводныеигрымальчикиначиналис14-15лет.

Состязательные

Это игры, направленные на развитие как физических,так и умственных способностей детей. По сути своей они представляют собой соревнование в силе,меткости,ловкости,устойчивости,скорости,быстроте реакции и сообразительности. Основной их чертой являлось наличие чётко сформулированных правил и установка на победу. ("Шагардай",Колдун",«Лапта",«Чижик")

Примеры игр:«Воробушки»,«Лебедь»,«Лён»,«Гдебыл,Иванушка?»,«Берёзка»,«Гусииволк» ид: «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Тяни за булавы», «Борящаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Каждый против каждого», «Бои на бревне».

Игры на ловкость

Этиигрыинтереснытем,чтовнихнужнопроявитьсмекалкуинаходчивость,быстротуихорошуюкоординацию,равновесие,умениеориентироватьсявпространстве.

Кэтомуразделуотносятсяигры :"Бабки","Городки","Горелки","Городок-бегунок","Двенадцатьпалочек","Жмурки","Игровая","Ктодальше","Ловишка","Котлы","Ляпка","Пятнашки","Платочек-летуночек","Считалки","Третий-лишний","Чехарда","Кашевары","Отгадай,чейголосок","Веревочкаподногами"идр.

Игры отражающие отношение к природе

Русскийнародвсегдатрепетноотносилсякприроде,берегее,прославлял. Такиеигрывоспитываютдоброеотношениекокружающемумиру.

Сюда относятся русские народные игры :"Гуси-лебеди","Волк во рву","Волк и овцы","Вороны и воробьи","Змейка","Зайцы в огороде","Пчелки и ласточки","Кошки-мышки","У медведя во бору","Коршун и наседка","Стадо","Хромая лиса","Филин и пташки"."Лягушата","Медведь и медовый пряник","Зайки и ежи","Ящерица","Хромой цыпленок","Оса"и их различные варианты.

Организация и проведение народной игры

Народная игра вырабатывает у детей внимание,выдержку,сообразительность и ловкость.

В народных играх много юмора,шуток,соревновательного задора;движения точны и образны,часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами,заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть,эстетическое значение и составляют ценнейший,неповторимый игровой фольклор. Так,например,зачины,являются как бы игровой прелюдией,дают возможность быстро организовать игроков,настроить их на объективный выбор водящего,безоговорочное и точное выполнение правил.

Этому способствуют ритмичность,напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:(Катился горох по блюду,ты води,а я не буду. Я куплю себе дуду. И по улице пойду,громче,дудочка, дуди:Мы играем,ты води. Шла кукушка мимо сети,а за нею малы дети,кукушата просят пить,выходи—тебе водить.)

Помимо считалок,существуют и жеребьевки,которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях,когда детям необходимо разделиться на команды. Например,игроки выбирают путем считалки сначала двух детей,а они,договорившись,кто из них как будет называться,встают в пару и,подняв вверх соединенные руки,образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:(Конь вороной остался под горой. Выбираешь, какого коня:Сивого или златогривого)

Играющий встает позади того,кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды,и начинается игра.

В жеребьевке могут быть и более короткие загадки:

«Красное яблочко или золотое блюдечко?»,«Ниточка или иголочка?»ит. п. В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например,выбирая водящего,все играющие садятся в круг и нараспев говорят:(Кто засмеется,губа задерется. Раз,два,три,четыре,пять. С этих пор молчать)

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка»приобрела вид самостоятельной игры. Например, перед началом все садятся и хором произносят:(Первенчики,бубенчики летали голубенчики по свежей просе,по чужой полосе. Там чашки,орешки,медок,сахарок. Молчок)

Тому,кто невыдержит и засмеется,назначают фант и предлагают исполнитьтанец,спеть песенку и т. д.

Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например,в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке»(очерченном на земле круге) и говорит:(Мышка,мышка,продай уголок. За шильце,за мыльце. За белое полотенце,за зеркальце)

Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Воспитатель должен

стоять так, чтобы его видели все участники игры.

В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры.

В старших группах алгоритм объяснения игры может быть следующим:

1) название игры;

2) роли играющих и их расположение на площадке;

3)содержание игры;

4)цель игры;

5)правила игры.

Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным;

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей;

В играх с детьми младшего возраста воспитатель берет на себя роль ведущего. В старшей группе это могут уже делать и дети.

Игру в основном проводит воспитатель, который руководствуется в своей деятельности на аудиалов, визуалов и кинестетиков, давая им задания, опираясь на ведущий канал восприятия, например подает команды или звуковые (для аудиалов) и зрительные сигналы (для визуалов) к началу игры.

Воспитатель, по возможности, также учитывает гендерные особенности детей при выполнении заданий.

Воспитатель обращает внимание детей на правильное выполнение заданий в игре, в основном использует поощрение, оценивает действия и поведение детей.

Указания лучше делать в доброжелательном тоне, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.

Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз.

Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.

Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста.

Окончание игры и подведение итогов

В младших группах воспитатель заканчивает игру анализом проведенной игры и предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.

В старших группах подводятся итоги игры (самоанализ игры) : дети сами отмечают кто хорошо выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей.

Дети анализируют, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему.

Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.

К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Вывод:Народные игры многому учат детей,способствуют развитию ловкости,быстроты движений,меткости. Приучают к сообразительности. Безусловно,эти игры–национальное богатство,и важно,чтобы дошкольники их знали и любили.

Публикации по теме:

Повышение двигательной активности дошкольников на прогулке — игры на асфальте Лето — удивительная пора! И каждый peбёнок с нетерпением ждет, когда же наступит это прекрасное время. Для детей лето — особый период,.

Рациональная организация двигательной активности детейРациональная организация двигательной активности детей Движение – это огромная радость, которая проявляется от удовлетворения естественной потребности ребенка в двигательной активности, от познания.

Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.

Мастер-класс «Использование нестандартного оборудования «Змея» для двигательной активности детей»Мастер-класс «Использование нестандартного оборудования «Змея» для двигательной активности детей» Мастер-класс. Использованием нестандартного оборудования для двигательной активности детей. «Змея». Цель: Использование нестандартного.

Мастер-класс «Нетрадиционное физкультурное оборудование как средство повышения двигательной активности дошкольников» Участники: инструктор по физкультуре, педагоги ДОУ. Цель: повышение компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к двигательной.

Мастер-класс по развитию двигательной активности у детей 3–7 лет с использованием дидактического пособия «Паучок Гоша»Мастер-класс по развитию двигательной активности у детей 3–7 лет с использованием дидактического пособия «Паучок Гоша» Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности воспитателей Задачи: 1. Познакомить участников мастер – класса с опытом работы.

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности детейНестандартное оборудование для развития двигательной активности детей Разнообразная предметно - развивающая среда помогает заинтересовать и увлечь дошколят. Совместно с родителями мы изготовили нестандартное.

Обобщение педагогического опыта «Напольные игры для развития двигательной активности детей»Обобщение педагогического опыта «Напольные игры для развития двигательной активности детей» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Как часто стоит вопрос об организации двигательной активности детей дошкольного возраста! В этом.

Снежные постройки для двигательной активности детейСнежные постройки для двигательной активности детей Зима у нас долгая и холодная, но воспитанники и их родители все равно ждут её с нетерпением. Они знают, как только выпадет снег, на участке.

Значение двигательной активности детей. Консультация для воспитателейЗначение двигательной активности детей. Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги! Сколько бы нам, воспитателям, не говорили о пользе движения для детей, все – равно каждый воспитатель занимается с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Как привлечь детей к играм прошлого. Народные игры в развитии двигательной активности»
Опубликовано: 2 февраля 2023 в 19:29
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Как привлечь детей к играм прошлого. Народные игры в развитии двигательной активности»» (включая файлы) размещена пользователем наталья юхник (УИ 832802) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД