наталья юхник
Мастер-класс «Как привлечь детей к играм прошлого. Народные игры в развитии двигательной активности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс с воспитателями на тему
«Как привлечь детей к играм прошлого.
Народные игры в развитии двигательной активности»
Цель: повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения русских народных подвижных игр как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Как привлечь детей к играм прошлого, Народные игры в развитии двигательной активности“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Рассказать коллегам об истории, значении, функциях русских народных игр;
2. Познакомить с игровым репертуаром. и методикой педагогического руководства;
3. Пополнить РППС групп детей дошкольного возраста картотеками русских народных игр.
Из истории
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки», игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба-возня и др.). Вместе с тем эти игры служили выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники») Многочисленные игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли.», «Лен», «Мак», «Капуста»). Данные археологии говорят о высоком уровне развития русских игр еще тысячу лет назад. На территории Древнего Новгорода (10-13 век) обнаружено при раскопках огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов. Найдены также технически совершенные предметы: вертушки, напоминающие пропеллеры 20 века. Столь высокий уровень развития русских игр мог быть достигнут лишь за многие века развития первоначальных элементарных игр и при условии большого внимания общества к игровой деятельности. В старину ни один народный праздник не обходился без игр. В быстроте, силе и ловкости с удовольствием состязались не только дети, но и взрослые.
В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества:выносливость,силу,ловкость,быстроту,прививают честность,справедливость и достоинство. Они сохранились до наших дней со времен глубокой старины,передавались из поколения в поколение,вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли,интереса к народному творчеству у молодежи и развивает физическую культуру. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили,что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того,что было характерно для быта,с веками исчезло,но кое-что сохранилось лишь в детских играх.
Классификация русских народных игр
Пальчиковые игры
Игры, в которых заставляют активно работать кистирук,ладони,пальцы. Пальчиковые игры были как для младенцев так и для более старших детей. («Сорока-ворона»,«Ласточка-перепёлочка»,«Киселёк»,«Бабушкины пирожки»,«Этот пальчик хочет спать»,«Птички-невелички»,«Братья лежебоки»,«Пастушок»,«Банька»,«Пианино»,«Едут-едут бабка с дедом»и другие)
Пальчиковая игра «Моя семья»
Этот пальчик —дедушка. Этот пальчик —бабушка. Этот пальчик —мамочка. Этот пальчик —папочка. Этот пальчик —я,Вот и вся моя семья!
Драматические или бытовые игры
Это игры, в которых дети по определённому традицией сценарию разыгрывали сценки из реальной жизни.
Драматические игры мальчиков и девочек отличались, мальчики предпочитали разыгрывать сцены охоты,сражений с разбойниками. Девочки любили играть всемью,в дочки-матери,в свадьбу. Это такие игры как : «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка». «Птицелов», «Рыбаки», «Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.
Орнаментальные игры
Игры,во время которых,участники двигались в определённом порядке под песню или музыкальное сопровождение. Хореографический рисунок определялся мелодией,содержание же песни в игре не учитывалось. Игра строилась так,что участники изображали какое-либо архитектурное сооружение–плетень,мост,либо природное явление–шум ветра,метель,или какой-либо производственныйпроцесс. Орнаментальные игры были близки к хороводным и исполнялись в основном девочками. ("Челночок","Метелица"ит. д.)
Сезонно -обрядовые
Игры,проводятся в определенное время года.
Соответствуют русским народным праздникам.
К таким играм относятся :«Катание яиц»,«Заря»,«Петушки»,«УСалохи»,«Богатырское двоеборье»и другие
Хороводные игры
Это игры,включающие в себя песню,хореографические движения,диалоги пантомиму. Содержаниеигрыраскрывалосьвсюжетепесни. Хороводныеигрыисполнялись,восновном,девочками,мальчикисчиталиихнедостойнымделом. Включатьсявхороводныеигрымальчикиначиналис14-15лет.
Состязательные
Это игры, направленные на развитие как физических,так и умственных способностей детей. По сути своей они представляют собой соревнование в силе,меткости,ловкости,устойчивости,скорости,быстроте реакции и сообразительности. Основной их чертой являлось наличие чётко сформулированных правил и установка на победу. ("Шагардай",Колдун",«Лапта",«Чижик")
Примеры игр:«Воробушки»,«Лебедь»,«Лён»,«Гдебыл,Иванушка?»,«Берёзка»,«Гусииволк» ид: «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Тяни за булавы», «Борящаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Каждый против каждого», «Бои на бревне».
Игры на ловкость
Этиигрыинтереснытем,чтовнихнужнопроявитьсмекалкуинаходчивость,быстротуихорошуюкоординацию,равновесие,умениеориентироватьсявпространстве.
Кэтомуразделуотносятсяигры :"Бабки","Городки","Горелки","Городок-бегунок","Двенадцатьпалочек","Жмурки","Игровая","Ктодальше","Ловишка","Котлы","Ляпка","Пятнашки","Платочек-летуночек","Считалки","Третий-лишний","Чехарда","Кашевары","Отгадай,чейголосок","Веревочкаподногами"идр.
Игры отражающие отношение к природе
Русскийнародвсегдатрепетноотносилсякприроде,берегее,прославлял. Такиеигрывоспитываютдоброеотношениекокружающемумиру.
Сюда относятся русские народные игры :"Гуси-лебеди","Волк во рву","Волк и овцы","Вороны и воробьи","Змейка","Зайцы в огороде","Пчелки и ласточки","Кошки-мышки","У медведя во бору","Коршун и наседка","Стадо","Хромая лиса","Филин и пташки"."Лягушата","Медведь и медовый пряник","Зайки и ежи","Ящерица","Хромой цыпленок","Оса"и их различные варианты.
Организация и проведение народной игры
Народная игра вырабатывает у детей внимание,выдержку,сообразительность и ловкость.
В народных играх много юмора,шуток,соревновательного задора;движения точны и образны,часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами,заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть,эстетическое значение и составляют ценнейший,неповторимый игровой фольклор. Так,например,зачины,являются как бы игровой прелюдией,дают возможность быстро организовать игроков,настроить их на объективный выбор водящего,безоговорочное и точное выполнение правил.
Этому способствуют ритмичность,напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:(Катился горох по блюду,ты води,а я не буду. Я куплю себе дуду. И по улице пойду,громче,дудочка, дуди:Мы играем,ты води. Шла кукушка мимо сети,а за нею малы дети,кукушата просят пить,выходи—тебе водить.)
Помимо считалок,существуют и жеребьевки,которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях,когда детям необходимо разделиться на команды. Например,игроки выбирают путем считалки сначала двух детей,а они,договорившись,кто из них как будет называться,встают в пару и,подняв вверх соединенные руки,образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:(Конь вороной остался под горой. Выбираешь, какого коня:Сивого или златогривого)
Играющий встает позади того,кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды,и начинается игра.
В жеребьевке могут быть и более короткие загадки:
«Красное яблочко или золотое блюдечко?»,«Ниточка или иголочка?»ит. п. В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например,выбирая водящего,все играющие садятся в круг и нараспев говорят:(Кто засмеется,губа задерется. Раз,два,три,четыре,пять. С этих пор молчать)
Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка»приобрела вид самостоятельной игры. Например, перед началом все садятся и хором произносят:(Первенчики,бубенчики летали голубенчики по свежей просе,по чужой полосе. Там чашки,орешки,медок,сахарок. Молчок)
Тому,кто невыдержит и засмеется,назначают фант и предлагают исполнитьтанец,спеть песенку и т. д.
Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например,в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке»(очерченном на земле круге) и говорит:(Мышка,мышка,продай уголок. За шильце,за мыльце. За белое полотенце,за зеркальце)
Объясняя игру, важно правильно разместить детей. Воспитатель должен
стоять так, чтобы его видели все участники игры.
В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры.
В старших группах алгоритм объяснения игры может быть следующим:
1) название игры;
2) роли играющих и их расположение на площадке;
3)содержание игры;
4)цель игры;
5)правила игры.
Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным;
Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей;
В играх с детьми младшего возраста воспитатель берет на себя роль ведущего. В старшей группе это могут уже делать и дети.
Игру в основном проводит воспитатель, который руководствуется в своей деятельности на аудиалов, визуалов и кинестетиков, давая им задания, опираясь на ведущий канал восприятия, например подает команды или звуковые (для аудиалов) и зрительные сигналы (для визуалов) к началу игры.
Воспитатель, по возможности, также учитывает гендерные особенности детей при выполнении заданий.
Воспитатель обращает внимание детей на правильное выполнение заданий в игре, в основном использует поощрение, оценивает действия и поведение детей.
Указания лучше делать в доброжелательном тоне, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу — все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.
Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз.
Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.
Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста.
Окончание игры и подведение итогов
В младших группах воспитатель заканчивает игру анализом проведенной игры и предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.
В старших группах подводятся итоги игры (самоанализ игры) : дети сами отмечают кто хорошо выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей.
Дети анализируют, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему.
Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.
К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.
Вывод:Народные игры многому учат детей,способствуют развитию ловкости,быстроты движений,меткости. Приучают к сообразительности. Безусловно,эти игры–национальное богатство,и важно,чтобы дошкольники их знали и любили.