Мастер-класс «Культурное наследие Южного Урала»

Ишимова Валентина Васильевна
Мастер-класс «Культурное наследие Южного Урала»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Обручевкий детский сад»

мастер класс

«Культурное наследие Южного Урала»

Составила: воспитатель

Высшей квалификационной

категории Ишимова В. В.

2016 г.

Актуальность проблемы

В настоящее время на уровне мирового общественного мнения рассматривается необходимость защиты культурного наследия народов, как главное условие преемственности поколений т. к. современная цивилизация сравняла быт и традиции разных народов, и наша задача помочь детям войти в мир нашей культуры сделать ее своим достоянием. «Ребенок – посланник и носитель своей культуры» и прежде всего он должен знать традиции и своего края.

Уральский край богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И задача воспитателей помочь детям узнать, чем красив и богат наш край. Министерством образования и науки Челябинской области в качестве учебного пособия для дошкольного образования рекомендована программа «Наш дом - Южный Урал», разработанной авторами Магнитогорского государственного университета Е. С. Бабуновой, Л. В. Градусовой и др.

Мастер класс рассчитан на обращение к интересу культуры разных народов Южного Урала, на расширение информационного уровня педагогов.

Аудитория: педагоги ДОУ района.

Цель:

- Объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам воспитания у детей нравственно патриотических чувств к малой Родине.

Задачи: - Выяснить сущность понятия «Культурное наследие», - Оказать методическую помощь педагогам по данной проблеме.

Практическая часть. - Что мы подразумеваем под словом «культура» /культура поведения, речи, внешнего вида, среды обитания. / - Что подразумеваем под словом «наследие» /наследство от бабушки, родителей/.

- Что можно получить в наследство /дом, деньги, здоровье, местный лексикон, черты лица, характер…/. Так же по наследству можно передавать фольклор, традиции т. е. культуру, которой можно обучать, научить, передать.

-И так поговорим о нашем крае, в котором мы живем - Южном Урале. Сейчас я бы хотела услышать, какие ассоциации у вас возникают, когда вы думаете о Южном Урале? /Мрамор, руда, Уральский хребет, заводы…/ - горнозаводское дело, - земледелие - скотоводство.

- Какие народы проживают на Южном Урале? /русские, казахи, башкиры, нагайбаки. /.

Все народы, проживающие рядом, поклонялись природе, как высшему существу, как живому человеку. Существовал некий культ природы.

Особо почиталась мать - сыра земля, почва на которой выращивали урожай.

- Люди сравнивали землю с матерью - почему? /та и другая могут рождать, а за это их надо любить и почитать/.

- Ваше мнение, что значит почитать землю, что запрещалось делать? /бить землю палкой, плевать на неё копать и полоть ее без надобности, засорять/. Разрешалось обрабатывать землю только после 25 марта.

10 мая справляли именины земли, земля была свидетельницей торжественных клятв, при этом ее касались ладонью. В этот день нельзя было ее беспокоить, пахать вскапывать.

- Какие клятвы на землю вы знаете? / клянись – ешь землю/.

Кроме культа земли у народов Южного Урала, существовал культ солнца, воды, дерева,луны…

Способность дерева (растения) возрождаться каждой весной давало людям представление о круговороте жизни. Природа и весь мир для них были одним и тем же. Поэтому, стремясь понять и объяснить мир, люди рисовали его в своем воображении в виде дерева.

- Как вы думаете, что люди относили к верхушке дерева /солнце, луна птицы/

- Ствол /люди, животные, насекомые/ - Корни / земля, змеи, вода. Рыбы/

- Дерево получило название «Древо жизни»

Уважительное, любовное отношение к природе люди выражали в закличках, поговорках, пословицах.

Между народами, живущими на Урале больше схожего, чем различия

- Назовите любые пословицы поговорки народов Южного Урала.

- Хозяин добр и дом хорош (русская народная пословица).

- За работой и время быстрее бежит (башкирская народная пословица).

- Какова яблоня - таковы и яблоки (татарская народная пословица).

Доброе внимательное отношение к природе сравнивалось с человеком.

Земля – мать

Небо – отец

Вода- царица

Солнце – князь

Луна – княгиня.

Родной дом надо оберегать и любить, поэтому также надо относиться и к природе. Все это передавалось из поколения в поколение. До нашего времени дошел только устный фольклор. Отношение к земле, экологии в природе, некое уважение растерялось во времени, поэтому остро вопрос изучения наследия прошлого.

Такое было отношение к природе всех народов живущих рядом.

- В чем же различия у народов Южного Урала? /быт, религия, праздники /.

- Какие праздничные традиции русского народа, дошедшие, до наших времен вы знаете? /Святки, масленица, Троица, Ивана - Купала/

Все эти праздники носили сезонный характер

Зимние праздники открывали? – Святки

Кто может сказать, чем занимались на святки? /пели, гадали, устраивали посиделки, игры, колядовали/.

Пришла Коляда

накануне рождества

Дайте коровку

А дай бог тому,

Кто в этом дому.

До наших дней сохранился праздник проводов зимы.

- Как называется этот праздник? /масленица (сырная неделя)/

Каждый день масленицы имел свое назначение

Понедельник-встреча

Вторник - заигрыш

Среда-перелом

Четверг - разгуляй

Пятница - тещины вечеринки

Суббота - заловкины посиделки

Воскресенье - прощеный день, целовальник

/прощеное воскресенье/

Присутствующим предлагается встать в 2 команды (молодое и старое поколение, просят друг у друга прощение и целуются.

Так же жгли чучело, и пепел разбрасывали по ветру для будущего урожая и начинали обряд прощения – молодые кланялись старшим в ноги и все расходились по домам

Татары, башкиры, казахи, нагайбаки приняли обычай у русских собираться по осенним и зимним вечерам. Они так же устраивали посиделки с песнями, играми, танцами.

Зимой нагайбаки праздновали дни зимнего солнцестояния и начало нового года. Это время у нагайбаков называлось «НАРДУГАН». Пели песни, загадывали загадки, шутили, одевались ряжеными.

Главными героями были Дед и Бабка.

Изготавливали маски животных, птиц – все старались быть неузнаваемыми.

- Какой праздник, по вашему мнению, заимствовали русские?

«САБАНТУЙ»- праздник, не имеющий точной даты и зависящий от погоды.

-Что это за праздник?

-Что означает название праздника? /праздник плуга/

- Когда он проводился? /перед посевом, поочередно в разных деревнях/

-Что устраивали на празднике? /спортивные состязания, юношеские забавы/.

- Что было обязательным элементом праздника? /сбор крашеных яиц/

«КАРГАНТУЙ»- грачиный праздник

Принимали участие только женщины и дети, праздник проводился после прилета грачей.

- угощались кашей

- водили хороводы

Соревновались в беге.

Остатки каши оставляли на камнях и пнях со словами «Пусть поедят и грачи, пусть год будет плодородным, а жизнь - благополучной».

- Знаете ли вы русский праздник, в котором участвуют только девушки и женщины?

ТРОИЦА- «завивание» и «развивание»

- С каким обрядом связан этот праздник? /с обрядом березки/

Это девичий праздник, т. к. береза считалась деревом счастья.

Украшали березку лентами, кольцами, плели венки, водили вокруг березки хороводы, гадали да пели Троицкие песни.

- Хранили веночки целый год

- Почему? /надежный оберег/

Троицу называли «Зелеными святками»

Троица и Ивана купала – праздники, связанные с поклонением и уважением к растениям.

Рассмотрим строение жилища разных народов Южного Урала.

Зарисуйте по вашему представлению жилище русских народов и мусульман /изба, юрта/

В юртах башкиры жили в теплый период года, это связанно с перегоном скота. Они располагали юрты в тесном кругу с выходами вовнутрь, олицетворяя жилище большой семьи. В холодный период возвращались в деревню, где их дома были похожие на русскую избу.

- Как русские выражают свою благодарность? /спасибо/

Мусульманский ритуал благодарения иной.

- Прошу сложить ладошки и произнести пожелания /мира на земле, всем здоровья, спокойствия, умелых детей/.

- Как вы понимаете «Экологическое воспитание» /ответы педагогов, родителей/.

-Это ваш современный взгляд. Хочу обратить ваше внимание на экологическое воспитание наших предков.

Тогда не было такого понятия «экологическое воспитание»

Люди просто приклонялись перед природой, сравнивая ее с живым человеком.

- Кто из вас знает, какой либо обычай, связанный со строительством дома?/ответы/

Люди считали, что деревья не только строительный материал, но и души земли и неба, обладающим правом на жизнь. Поэтому не могло и быть речи, чтобы поднять руку на дерево. Был запрет на рубку старого дерева/старый - значит главный, почитаемый, нельзя отнимать естественную жизнь /.

-С кем сравнивали старые деревья?/старые люди/.

-невозможно считалась и рубка молодняка. В этом было стремление сберечь молодые деревья, не достигшие лучшего возраста.

-С кем сравнивали?/подрастающее поколение/.

- Так же не рубили деревья необычной формы ствола, с большим дуплом, с удивительными переплетениями «не такие как все».

-С кем сравнивали?/с больными людьми/.

-Возникает вопрос. Из какого дерева строили дома?/из зрелого дерева/.

Существовал обычай «Задабривания дерева». Люди объясняли дереву, зачем они его рубят, снимали перед ним шапку, кланялись земным поклоном. Рядом с деревом клали угощение/кусок хлеба с маслом/.

В первый день строительства высаживали молодое дерево, привезенное из леса. «Растет дерево - растет дом».

-Предлагаю вспомнить обычаи новоселья, / ответы/

Входя первый раз в дом, хозяин брал с собой хлеб и тесто в квашне - богатая и сытая жизнь.

Первым входил в дом старший человек. Сквозь раскрытую дверь во внутрь бросал клубок ниток, держась за нить через порог переступал хозяин семьи, а потом за эту нить «втаскивал» других новоселов по старшинству.

Смысл – люди собираются осваивать новый мир.

Предлагаю взять клубок ниток и исполнить, эту мудрую традицию. «Войти в новый день с почтением к природе, уважением к старшим, беречь и любить свой край»

Самоанализ

Таким образом, на мой взгляд, проведение мастер-класса является хорошей школой повышения профессионального мастерства, а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к разным формам самообразования, Педагоги могут шире использовать данную форму на встречах с родителями (родительских собраниях, на Дне открытых дверей, при проведении итоговых занятий и т. д.

В результате мастер- класса я показала, что каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру своего народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других.

- Мастер класс мною был построен как процесс обучения как творческий поиск, предоставив возможность присутствующим занять позицию не просто слушателей и исполнителей, самим искать решение. - Занятие было ориентировано на формирование интереса у педагогов к народной национальной культуре к духовной жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа - то, что составляет фундамент становления личности ребенка, а так же внесение программы в жизнь дошкольного учреждения.

- При работе с залом я использовала приёмы «образное видение», «ассоциативный ряд», благодаря которым нам удалось всем вместе создать образ исторической эпохи. Он у нас получился достаточно ярким, живым.

Поставленная цель мастер- класса была выполнена.

Тема мастер-класса не оставила педагогов равнодушными, была возможность узнать что-то новое.

Этапы мастер-класса имели логическую последовательность.

Психологическая атмосфера была доброжелательной, мне с педагогами было общаться легко.

С практическим заданием все успешно справились.

В целом, мне мастер-класс понравился, и результатом я довольна.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе знакомства с культурным наследием Верхнекетья (из опыта работы) В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса духовно-нравственного воспитания дошкольника. Дети в этом возрасте.

«Традиции и обычаи Среднего Урала»«Традиции и обычаи Среднего Урала» Давно бытует в народе поговорка: "Урал - опорный край державы". Что же такое - "Урал"? Заглянем в Википедию: "Урал - географический регион.

Сценарий развлечения в старшей группе детского сада «Богатырское наследие Руси» Конспект развлечения в старшей группе детского сада. Тема: «Богатырское наследие Руси». Цели: • формировать представление о героическом.

Культурное наследие нашего народа, как воспитание художественно-эстетических способностей Педсовет Фома: устный журнал. «Культурное наследие нашего народа, как воспитание художественно-эстетических способностей детей» от 27 ноября.

Проект «Легенды седого Урала» Тип проекта: Педагогический Проект рассчитан на детей подготовительной группы Участники проекта: дети, воспитатели, родители, сотрудники.

Проект «Профессии Южного Урала. Профессия летчик»Проект «Профессии Южного Урала. Профессия летчик» Информационная карта проекта: Вид проекта: социально – коммуникативный Тип проекта: познавательно – творческий. Продолжительность проекта:.

Проект «Зимующие птицы Урала» .

Просторы Южного Урала.Просторы Южного Урала. Прекрасный мир Южного Ура. [/b][/i] Дорогие мои друзья приглашаю Вас в сказочное путешествие по прекрасным местам. Путешествовать любят,.

Сценарий развлечения с использованием фольклора народов Южного Урала «Уральские посиделки» Цель:Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе уральского фольклора. Задачи: Развитие.

Родительское собрание в старшей группе «Культурное поведение» Собрание в старшей группе Звучит песня В. Шаинского «Улыбка». Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас. Как вы думаете, почему.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Мастер-класс «Культурное наследие Южного Урала»
Опубликовано: 14 января 2016 в 19:41
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс по изготовлению коллажа «Весенний букет для мамочки»
Я для милой мамы, Соберу букет. Пусть её порадует, весны чудесный цвет. Белые подснежники, нежные цветы. Это - символ счастья, Здоровья, доброты. А...
Фотоотчет. Выставка Совместного творчества детей и родителей, посвященная...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию выставку совместного творчества родителей и детей посвященную Международному...
Фотоотчет «А у нас субботник!»
12 апреля 1919 года в Советской России прошёл первый Коммунистический субботник Субботники возникли в период Гражданской войны, они появились после того...
Фотоотчет «Огород на окне»
Вот и пришла весна… Решили мы организовать посадку огорода в группе. Это очень важное дело! Огород в детском саду нужен не только для того, чтобы...
Педагогический проект «Мыльная история»
Введение. Дети задавали вопрос о мыле, когда намыливали руки: Как появилось мыло? История мыла очень интересна. Меня тоже заинтересовал вопрос мыльный....